Комментарий к письму Федеральной налоговой службы от 1 ноября 2013 г. N НД-4-8/19645
Добросовестный налогоплательщик вправе вернуть излишне уплаченный налог. Для этого нужно написать соответствующее заявление в налоговую инспекцию (ст. 78 НК РФ). Это возможно, если нет недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету или внебюджетному фонду. Если же недоимка есть, то инспекция должна сначала зачесть переплату в счет погашения недоимки или задолженности и только потом вернуть налогоплательщику оставшиеся денежные средства.
О каждом обнаруженном факте переплаты налоговая инспекция обязана сообщать налогоплательщику в течение 10 дней. Инспекция также обязана сообщать сумму излишне уплаченного налога (п. 3 ст. 78 НК РФ). Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога можно подать в течение трех лет со дня уплаты налога (п. 7 ст. 78 НК РФ). Что делать, если в течение этого срока налогоплательщик так и не подал заявление, Налоговый кодекс РФ не регламентирует.
По мнению ФНС России, сумму переплаты, по которой истек срок исковой давности, можно списать. Рекомендации основаны на том, что прямого запрета на такие действия в Налоговом кодексе РФ нет. Основанием для списания послужит решение руководителя налогового органа или его заместителя. Условия для принятия такого решения следующие:
- налоговым органом обнаружена сумма излишне уплаченного налога;
- налогоплательщик в течение 10 дней извещен об этом в установленном порядке;
- не требуется погашать недоимку по другим налогам, сборам, пеням и штрафам;
- налогоплательщик не подавал заявление о возврате (зачете) переплаченной суммы;
- налогоплательщик не осуществлял финансово-хозяйственной деятельности;
- налогоплательщик не представлял бухгалтерскую и налоговую отчетность;
- зачесть переплату налога в счет предстоящих платежей было невозможно.
Очевидно, что речь идет о недействующих предприятиях. Налоговая инспекция не имеет права списать излишне уплаченный налог работающей организации только на основании того, что она не подавала заявления о зачете или возврате переплаты, а срок подачи заявления истек. Если организация работает, то есть осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, сдает в налоговую инспекцию бухгалтерскую и налоговую отчетность, то списать переплату нельзя даже по отмененным налогам. Только если налогоплательщик сам об этом не попросит.
Вместе с тем в комментируемом письме говорится, что у налоговых органов есть право списать переплату по налогу, если есть вступившее в силу судебное решение об отказе налогоплательщику в восстановлении срока давности возврата излишне уплаченного налога.
Итак, заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. После истечения этого срока ФНС России рекомендует списывать переплату на основании заявления от самого налогоплательщика.
Хочется отметить, что, по мнению Конституционного Суда РФ, выраженного в определении от 21.06.2001 N 173-О, пункт 8 статьи 78 Налогового кодекса РФ не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока (три года со дня переплаты) обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).
В своей жалобе в Конституционный Суд РФ налогоплательщик просила признать пункт 8 статьи 78 Налогового кодекса РФ противоречащим статьям 19, 53 и 55 Конституции РФ. По ее мнению, норма необоснованно препятствует осуществлению конституционного права на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц, и ухудшает положение налогоплательщика по сравнению с теми гражданами, в делах которых по спорам имущественного характера срок исковой давности для защиты нарушенных прав исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ). Суд постановил, что оспариваемый пункт не содержит оснований для ограничения конституционных прав граждан, в том числе права на судебную защиту. Вместе с тем выбор подлежащих применению норм, на основе которых в конкретном деле должен решаться вопрос о сроках давности, относится к компетенции суда общей юрисдикции, рассматривающего дело, а проверка законности и обоснованности решения им этого вопроса - к компетенции вышестоящих судебных инстанций.
Е.П. Ирхина,
эксперт
"Нормативные акты для бухгалтера", N 23, декабрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.