Следует ли учитывать в составе доходов суммы НДС и акцизов при расчете норматива на рекламные расходы, предусмотренного абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ?
К решению данного вопроса есть два подхода. Согласно одному из них для определения норматива расходов на рекламные цели применяется выручка от реализации товаров (работ, услуг), определяемая согласно ст. 249 НК РФ, без учета НДС и акцизов (позиция 1). В соответствии с другим подходом расчет данного норматива производится исходя из суммы выручки, включающей НДС и акцизы (позиция 2).
Полагаем, что позиция 2 более обоснованна, но доказывать правомерность ее применения, скорее всего, придется в суде.
Позиция 1. В соответствии с абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ нормируемые расходы на рекламу принимаются для целей исчисления налога на прибыль в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой на основании ст. 249 НК РФ. Данной статьей установлен порядок исчисления доходов от реализации с учетом положений гл. 25. Согласно ст. 248 НК РФ при определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав). Данное правило применяется и при расчете норматива на рекламные расходы. Таково мнение Минфина, изложенное в Письме от 07.06.2005 N 03-03-01-04/1/310.
Позиция 2. Альтернативная точка зрения выражена в судебных актах, например в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2010 N 09АП-18409/2010-АК*(1). Арбитры указали, что п. 4 ст. 264 НК РФ содержит прямое указание на использование при расчете размера нормируемых расходов на рекламу именно порядка определения выручки, а не дохода от реализации. Статья 249 НК РФ содержит определение как дохода (п. 1), так и выручки от реализации (п. 2). Данные понятия не являются тождественными. С учетом того, что выручка от реализации - это все поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), доход от реализации представляет собой разницу между выручкой и суммами косвенных налогов (НДС и акцизы). Иное определение выручки от реализации, равно как и оговорка об ее определении с учетом иных положений Налогового кодекса, например ст. 248, в законодательстве о налогах и сборах отсутствует.
Н.К. Сенин,
эксперт журнала "Налог на прибыль: учет доходов и расходов"
1 ноября 2013 г.
"Налог на прибыль: учет доходов и расходов", N 11, ноябрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановлением ФАС МО от 09.12.2010 N КА-А40/15049-10-П данное постановление оставлено без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"