Государственное автономное учреждение социального обслуживания перешло на упрощенную систему налогообложения. В связи с этим в учреждении уменьшилась сумма начислений на оплату труда. Вправе ли учредитель в связи с переходом учреждения на такую систему налогообложения уменьшить ему субсидию на выполнение государственного задания, если показатели задания не меняются?
Налоговое законодательство не запрещает автономным учреждениям использовать упрощенную систему налогообложения - запрет на ее применение распространяется только на бюджетные и казенные учреждения (пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Но АУ может применять такую систему только при соблюдении следующих условий, названных в пп. 15 и 16 п. 3 ст. 346.12:
1) средняя численность работников за налоговый (отчетный) период не превышает 100 человек;
2) остаточная стоимость основных средств не превышает 100 млн. руб.
Переход на УСНО освобождает организацию от уплаты налогов на прибыль, на имущество, на добавленную стоимость (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Кроме того, организации, работающие в рамках УСНО и осуществляющие определенные виды экономической деятельности, установленные законодательством (в том числе предоставление социальных услуг), применяют пониженные тарифы страховых взносов в ПФР на обязательное пенсионное страхование, ФСС на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и ФФОМС на обязательное медицинское страхование*(1).
Вместе с тем налоговое законодательство предусматривает переход на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Значит, речь в вопросе может идти не об изменении размера уже установленной автономному учреждению субсидии на выполнение госзадания в текущем году, а об установлении размера этой субсидии на следующий год. Согласно федеральному законодательству об автономных учреждениях финансовое обеспечение выполнения государственного или муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленных за АУ учредителем или приобретенных за счет средств, выделенных на эту цель, расходов на уплату налогов, объектом обложения которыми признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (ч. 3 ст. 4 Закона N 174-ФЗ).
Таким образом, поскольку на практике основным налоговым расходом, от которого освобождается АУ, переходящее на УСНО, является налог на имущество, исчезновение у учреждения этого налогового расхода, конечно, должно быть учтено при определении объема субсидии на следующий год.
Что касается изменения со следующего года других расходов автономного учреждения, в том числе на уплату страховых взносов, учредитель также может это учитывать при определении объема субсидии учреждению на год. Здесь нужно ориентироваться на содержание таких документов, как порядок финансового обеспечения выполнения государственного задания и порядок предоставления субсидий на выполнение госзадания с учетом нормативных затрат на оказание государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного имущества. Эти нормативные акты должны быть утверждены высшим исполнительным органом субъекта РФ (ч. 5 ст. 4 Закона N 174-ФЗ, п. 1 ст. 78.1 БК РФ).
К.Г. Чагин,
консультант по социальной политике
Института экономики города
1 ноября 2013 г.
"Руководитель автономного учреждения", N 11, ноябрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Пункт 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"