Страхование долгосрочных гарантий
Как при отсутствии регламентированного законом механизма грамотно решить проблему предоставления долгосрочной гарантии на работы и используемые материалы?
Процесс проектирования и строительства объектов коммунальной инфраструктуры - весьма сложный в организационном и технологическом плане цикл работ. Именно поэтому Федеральным законом N 190 "О теплоснабжении" введено требование о предоставлении 10-летней гарантии на выполненные работы и примененные материалы при подключении к тепловым сетям. При этом механизма реализации принятой нормы законодатель не предлагает, и на сегодняшний день норма закона на практике выглядит формальным договорным обязательством без каких-либо гарантий их исполнения.
В силу отсутствия прописанного российским законодательством механизма даже крупные компании с большой осторожностью говорят об ответственности исполнителей при наступлении аварийной ситуации. За рубежом строители используют комплексную программу страхования строительно-монтажных работ, включающую страхование ответственности. При этом объектами являются имущество страхователя, его гражданская ответственность перед третьими лицами, упущенная выгода и возникновение непредвиденных расходов при наступлении страхового случая.
Во Франции существует положительный опыт долгосрочного страхования своей ответственности - страховой продукт "десенналь". Срок страхования по этому полису составляет 10 лет (что отражено в самом французском названии), и он покрывает риск ответственности строителей и проектировщиков за сам объект строительства в результате ошибок монтажа или проекта, а также при использовании дефектных материалов. При этом ущерб третьим лицам, а тем более окружающей среде десенналем не покрывается.
В России законодательного требования подобного страхования нет, но это не означает, что не существует проблем или потребности. Указанное нормативное требование к гарантии, ее финансовому обеспечению, можно было бы на законодательном уровне закрепить как обязательное требование. Но, к сожалению, данный вопрос в законодательных кругах даже не находится в проработке. Возможно потому, что и сам закон "О теплоснабжении" с таким трудом, а до этого очень долго гулял в кулуарах Государственной Думы до его рассмотрения.
При этом потребности остаются, а значит, и их решение необходимо найти. Лидерами в решении этой проблемы стала группа СРО - "Межрегиональный строительный комплекс", "Межрегиональная ассоциация проектировщиков" и "Контроль энергоэффективности".
В 2011 году группой СРО был разработан специальный стандарт, входящий в единую систему качества, одобренную и соблюдаемую всеми членами этих СРО. Стандарт предусматривает не только предоставление 10-летней гарантии, но и обязательное заключение договора страхования, при котором страховщик покрывает все затраты восстановительного ремонта в случае наступления страхового случая (вне зависимости от существования или банкротства компании - исполнителя работ) необходимо отметить, что данный стандарт пошел дальше французского опыта и требует компенсации ущерба третьим лицам и ущерба, причиненного окружающей среде. Это позволяет выполнить требование законодательства о предоставлении 10-летней гарантии на выполненные работы и примененные материалы при подключении к тепловым сетям и гарантирует заказчику отсутствие финансовых потерь при наступлении страховых случаев, делая этот рынок более цивилизованным. Кроме того, такая система позволяет отсеивать неблагонадежных исполнителей: однажды нарушив договоренность, нарушитель рискует лишиться льготного тарифа, а значит, его цена уже не будет конкурентной. По сути этот механизм наряду с дополнительными элементами системы качества группы СРО и позволяет решить проблему.
Безусловно, данный опыт требует дополнительной проработки для дальнейшего распространения. Недавний случай с махинациями при ремонте тепловых сетей в Санкт-Петербурге очень показателен: будем надеяться, что в рамках уголовного дела накажут виновных, но материальный ущерб города и его жителей вряд ли будет компенсирован. Сети необходимо перекладывать, но вот за чей счет - большой вопрос. Дополнительные средства, не предусмотрены бюджетом. Если же представить, что исполнитель по договору был обязан предоставить обеспеченную страхованием 10-летнюю гарантию, то, скорее всего, случившегося не произошло бы вовсе. При столь длительном страховании и большой ответственности страхования, прежде чем страховать (да и в процессе строительства), компания не один раз проверила бы и систему входного контроля материалов, и систему контроля качества, и требования к специалистам.
К сожалению, данный пример - уже свершившийся факт. Но ни для кого не секрет, что износ коммунальной инфраструктуры в целом по России близок к критичному уровню, поэтому вопрос о гарантиях и их обеспечении по прежнему актуален. И в этих условиях законодательной власти следовало бы как можно скорее обратить внимание на положительный опыт лидирующего в этом направлении СРО - разработчика данного подхода.
Т. Бронникова
"Саморегулирование & Бизнес", N 11, ноябрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Саморегулирование & Бизнес"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-44027 от 01.03.2011 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Журнал освещает вопросы перехода профессиональных рынков России на саморегулирование, законодательство в сфере саморегулирования, финансово-экономические аспекты деятельности СРО, рассказывает об опыте создания и функционирования СРО в различных сферах деятельности
Издание выходит при поддержке Министерства регионального развития РФ.