Особенности форм учетной политики в учреждениях государственного сектора
В отношении организации бухгалтерского учета и правил формирования финансовой отчетности учреждения государственного сектора в Российской Федерации начиная с 2010 г. было принято много нормативных документов. Так, в соответствии с Единым планом счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденным приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Приказом N 157н) начиная с 2011 г. учреждения государственного сектора должны формировать учетную политику. Данная норма для государственных муниципальных учреждений ранее была необязательна. В Федеральном законе от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), вступившем в силу с 01.01.2013, содержится положение, что организация должна иметь учетную политику, которую следует применять последовательно из года в год.
На примере основных средств и запасов рассмотрим вариативность методов учета согласно Международным стандартам финансовой отчетности для общественного сектора (МСФО ОС) и сопоставим их с российскими методами учета в государственном секторе (табл. 1).
В соответствии с табл. 1 вариативность МСФО ОС по сравнению с российским бюджетным учетом значительно выше. В соответствии с МСФО ОС 17 "Недвижимость, здания и оборудование" объект основных средств, подлежащий признанию в качестве актива, должен быть первоначально признан по себестоимости.
Таблица 1
Вариативность методов учета основных средств и запасов согласно Международным стандартам финансовой отчетности для общественного сектора и законодательству по бюджетному учету в Российской Федерации
N п/п | Метод учета основных средств и запасов | Международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора | Законодательство по бюджетному учету в РФ |
1 | Оценка основных средств | По фактической себестоимости, включающей ее покупную цену, импортные пошлины и невозмещаемые налоги на покупку и пр. После признания в качестве актива учет объекта основных средств, справедливая стоимость которого может быть надежно измерена, производится по его переоцененной стоимости. Переоценка должна проводиться с достаточной регулярностью, чтобы балансовая стоимость существенно не отличалась от той, которая была бы получена при использовании справедливой стоимости на отчетную дату | Объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости в соответствии с Приказом N 157н с учетом сумм налога на добавленную стоимость. Учреждения проводят переоценку стоимости объектов имущества и капитальных вложений в нефинансовые активы, за исключением активов в драгоценных металлах, ювелирных изделиях, а также имущества, составляющего государственную казну, путем пересчета их балансовой стоимости и начисленной суммы амортизации. Сроки и порядок переоценки устанавливаются Правительством РФ. Коммерческая организация может переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости (приказ Минфина России от 30.03.2001 N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01") |
2 | Метод амортизации | Методы равномерного начисления износа, уменьшающегося остатка и единиц продукции | Линейный способ (исходя из балансовой стоимости и нормы амортизации, исчисленной в соответствии со сроком его полезного использования) |
3 | Срок полезного использования | Определение срока полезной службы активов осуществляется на основе профессионального суждения | Срок полезного использования активов, относящихся к первой-девятой амортизационным группам, определяется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы". Срок полезного использования активов, относящихся к десятой амортизационной группе, определяется в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР" |
4 | Амортизируемая стоимость | Это себестоимость актива или другая сумма, заменяющая себестоимость в финансовой отчетности, за вычетом его ликвидационной стоимости | Это балансовая стоимость (п. 85 Приказа N 157н). Балансовой стоимостью объектов нефинансовых активов является их первоначальная стоимость с учетом ее изменений |
5 | Оценка запасов | Запасы должны оцениваться по наименьшей из двух величин: себестоимости и чистой реализационной стоимости. Когда запасы приобретаются посредством необменной операции, их стоимость должна оцениваться по справедливой стоимости на дату приобретения | Первоначальная стоимость материальных запасов при их приобретении, изготовлении в целях ведения бухгалтерского учета признается их фактической стоимостью |
6 | Списание запасов в производство | Себестоимость запасов определяется с помощью следующих формул: первый на поступление - первый на отпуск (ФИФО) или по средневзвешенной стоимости | Выбытие (отпуск) материальных запасов производится по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости |
Источник. Составлено автором.
После признания в качестве актива учет объекта основных средств, справедливая стоимость которого может быть надежно измерена, производится по его переоцененной стоимости, представляющей собой справедливую стоимость на дату переоценки, минус любая последующая накопленная амортизация и последующие накопленные убытки по обесценению.
Переоценка должна проводиться с достаточной регулярностью, для того чтобы балансовая стоимость существенно не отличалась от той, которая была бы получена при использовании справедливой стоимости на отчетную дату. Согласно Приказу N 157н переоценка в учреждениях государственного сектора возможна только при наличии определенных условий.
В Положении по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" 6/01, утвержденном приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, предусматривается возможность переоценки основных средств только для коммерческих организаций. Основное различие при определении фактической себестоимости заключается в том, что для российских некоммерческих организаций в нее включается налог на добавленную стоимость (НДС), в то время как в МСФО ОС 17 в нее входят только невозмещаемые налоги. Данное различие порождает еще одно различие в расчете амортизации, поскольку фактическая себестоимость является основой для определения амортизируемой стоимости.
В соответствии с МСФО ОС 17 в целях систематического распределения амортизируемой стоимости актива на протяжении срока его полезной службы могут применяться различные методы начисления амортизации:
- метод равномерного начисления износа;
- метод уменьшающегося остатка;
- метод единиц продукции.
Определение срока полезной службы активов осуществляется на основе профессионального суждения. Размер ликвидационной стоимости при определении амортизируемой стоимости должен раскрываться в учетной политике. В российском учете срок полезного использования по объектам основных средств может устанавливаться в соответствии с нормами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" (далее - Постановление N 1). С первой по девятую амортизационную группу срок полезного использования определяется по наибольшему сроку, установленному для указанных амортизационных групп. В десятой амортизационной группе срок полезного использования рассчитывается исходя из Единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072.
Показатель амортизации отражает величину стоимости:
- основных средств, нематериальных активов, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления;
- объектов нефинансовых активов, составляющих государственную (муниципальную) казну, перенесенную за период их использования на уменьшение финансового результата.
Расчет годовой суммы амортизации производится учреждением, осуществляющим учет используемого объекта основных средств, нематериальных активов линейным способом, исходя из его балансовой стоимости и нормы амортизации, исчисленной в соответствии со сроком его полезного использования. Здесь наблюдаются более узкие рамки, в которые поставлены российские учреждения, поскольку даже в рамках одной амортизационной группы следует выбирать наибольший срок полезного использования.
Запасы согласно МСФО ОС 12 "Запасы" должны оцениваться по наименьшей из двух величин:
- по себестоимости;
- по чистой реализационной стоимости.
Когда запасы приобретаются посредством необменной операции, их стоимость должна оцениваться по справедливой стоимости на дату приобретения.
Запасы должны оцениваться по наименьшей из величин себестоимости и текущей стоимости замещения в том случае, если они предназначены:
- для безвозмездной передачи или передачи по номинальной стоимости;
- для потребления в процессе производства товаров, подлежащих безвозмездной передаче или передаче по номинальной стоимости.
Методы определения себестоимости запасов, например метод нормативных затрат и метод учета по розничным ценам, могут использоваться для удобства, если их результаты приближаются к значению себестоимости.
Себестоимость отдельных статей запасов, не являющихся взаимозаменяемыми, а также товаров или услуг, произведенных и предназначенных для специальных проектов, должна определяться путем специфической идентификации индивидуальных затрат.
Себестоимость запасов за исключением запасов, рассматриваемых ниже, определяется с помощью формулы первый на поступление - первый на отпуск (ФИФО) или по средневзвешенной стоимости. Субъект должен использовать одну и ту же формулу расчета себестоимости для всех запасов, имеющих схожую природу и цели их использования субъектом.
В отношении запасов, различающихся между собой по характеру и цели использования, оправданным является применение различных формул расчета себестоимости. К примеру, определенный тип запасов, используемых в одном сегменте, может по-другому использоваться субъектом в другом сегменте. Однако различия в географическом месторасположении запасов сами по себе недостаточны, чтобы оправдать применение различных формул расчета себестоимости.
В соответствии с Приказом N 157н оценка запасов производится по фактической себестоимости. Учет и формирование затрат на производство материальных запасов осуществляются учреждением в порядке, установленном в рамках формирования учетной политики для определения себестоимости соответствующих видов продукции.
В фактическую стоимость материальных запасов не включаются суммы общехозяйственных и иных аналогичных расходов, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением (изготовлением) материальных запасов.
Фактическая стоимость материальных запасов, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению. Исключение составляют случаи, установленные законодательством РФ. Выбытие (отпуск) материальных запасов производится по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости.
Применение одного из указанных способов определения стоимости материальных запасов при выбытии по группе (виду) материальных запасов осуществляется в течение финансового года непрерывно.
Таким образом, в первоначальной оценке и в способах списания запасов также имеются отличия российского учета от МСФО ОС.
В целях повышения эффективности разработки учетной политики для учреждений государственного сектора, по мнению автора, следует предложить методику ее построения, основанную на последовательном выполнении этапов по ее формированию (рис. 1).
/--------\
/| 1 этап | - Определение организационно-правовой формы государственных
|\--------/ (муниципальных) учреждений
|
| /--------\
\---| 2 этап | - Применение блока подборки вопросов в целях организации
\--------/ бюджетного учета
|
| /--------\
\-| 3 этап | - Тестирование на возможность применения ретроспекции
\--------/
Рис. 1. Методика построения учетной политики для бухгалтерского учета в государственном секторе
Первый этап методики построения учетной политики для бухгалтерского учета в государственном секторе. В целях формирования учетной политики следует учесть различия казенных, бюджетных и автономных учреждений (табл. 2).
Таблица 2
Сравнительная характеристика государственных (муниципальных) учреждений
N пункта | Определение | Вид деятельности и распределение доходов от приносящей доход деятельности | Способ финансирования | Право распоряжения имуществом | |||
1 | Казенное учреждение | ||||||
1.1 | Государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы | Оказывает государственные (муниципальные) услуги. Доходы поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ. Не имеет права на свободное распоряжение этими доходами | За счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы | Распоряжается с согласия собственника | |||
2 | Бюджетное учреждение | ||||||
2.2 | Некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах | Оказывает услуги в целях осуществления полномочий органов государственной власти, местного самоуправления. Доходы поступают в самостоятельное распоряжение учреждения. Имеет право на свободное распоряжение этими доходами | На основе финансирования государственного или муниципального задания через субсидии | Распоряжается с согласия собственника недвижимым и особо ценным движимым имуществом, переданным учредителем или приобретенным за счет выделенных им средств. Другим имуществом распоряжается свободно | |||
3 | Автономное учреждение | ||||||
3.1 | Не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах. Автономная некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов | Оказывает услуги в целях осуществления РФ полномочий федерального органа государственной власти. Доходы поступают в самостоятельное распоряжение учреждения; имеет право на свободное распоряжение этими доходами | На основе финансирования государственного или муниципального задания через субсидии | Наделяется имуществом на праве оперативного управления и отражает его на балансовых счетах учета внеоборотных активов. Распоряжается с согласия собственника особо ценным движимым имуществом, а также недвижимым имуществом. Другим имуществом распоряжается свободно |
Источник. Составлено автором.
Специфика учетной политики автономного учреждения определяется правовым статусом данной организации, которая в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ) признается некоммерческой организацией.
Автономное учреждение наделяется имуществом на праве оперативного управления и отражает его на балансовых счетах учета внеоборотных активов. Пункт 5 ст. 3 Закона N 174-ФЗ требует обособленного учета недвижимого имущества, закрепленного за автономным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, а также находящегося у автономного учреждения особо ценного движимого имущества. При этом следует организовать раздельный учет имущества, выделенного учредителем, приобретенного за счет целевых поступлений и за счет доходов от предпринимательской деятельности. Иными словами, автономное учреждение обладает по сравнению с бюджетными и казенными большими правами.
В своих статьях экономист Г.Г. Ягудина утверждает, что автономным учреждениям при формировании учетной политики в отношении нефинансовых активов, а также для учета доходов и расходов от предпринимательской деятельности нужно руководствоваться следующими документами:
Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н;
Положением по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007), утвержденным приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н;
Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденным приказом Минфина России от 09.06.2001 N 153н;
Положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н;
Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.
Следует не согласиться с подобными утверждениями Г.Г. Ягудиной, поскольку автономным учреждениям для коммерческого сектора применять положения по бухгалтерскому учету разрешалось только до 01.01.2011. Федеральный закон от 08.09.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" внес изменения в Закон N 174-ФЗ, а именно: те автономные учреждения, которые ранее использовали коммерческий план счетов, должны теперь применять бюджетный план счетов.
С 1 января 2011 г. требования ПБУ на государственные (муниципальные), в том числе автономные, учреждения не распространяются (письмо Минфина России от 16.11.2010 N 02-06-07/4476).
Второй этап методики построения учетной политики для бухгалтерского учета в государственном секторе. В учетной политике учреждения должны быть отражены следующие вопросы регламентации бюджетного учета, которые можно представить в виде блока:
1) общие вопросы организации учета;
2) порядок и сроки проведения инвентаризации нефинансовых активов, обязательств;
3) рабочий план счетов;
4) график документооборота;
5) технология обработки учетной информации;
6) формы первичных учетных документов;
7) перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов;
8) выбор методов ведения бюджетного учета;
9) учет расчетов с подотчетными лицами;
10) раскрытие информации в бухгалтерской отчетности.
Данный блок вопросов рекомендовано применять в качестве инструкции для формирования учетной политики в целях полноты раскрываемых в ней вопросов. Рассмотрим подробнее составляющие блока.
1. Общие вопросы организации учета. Согласно ст. 8 Закона N 402 при формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета способ ведения бухгалтерского учета выбирается из способов, допускаемых федеральными стандартами.
В случае если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами способ ведения бухгалтерского учета не установлен, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.
2. Порядок и сроки проведения инвентаризации нефинансовых активов, обязательств. Данный порядок определяется руководителем. Состав инвентаризационной комиссии утверждается либо учетной политикой, либо отдельным внутренним приказом.
3. Рабочий план счетов. На выбор учетной политики существенное влияние оказывает план счетов, который различается в зависимости от вида государственного (муниципального) учреждения.
Единый план счетов состоит из пяти разделов, сгруппированных по экономическому содержанию:
1) разд. I "Нефинансовые активы" - сч. 10100-10900;
2) разд. II "Финансовые активы" - сч. 20100-21500;
3) разд. III "Обязательства" - сч. 30100-30900;
4) разд. IV "Финансовый результат" - сч. 40100-40230;
5) разд. V "Санкционирование расходов" - сч. 50100-50800.
Единый план счетов приводится в разрезе синтетических счетов объекта учета (пять разрядов), а планы счетов для казенных учреждений (приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению"), бюджетных учреждений (Приказ N 174н) и автономных учреждений (приказ Минфина России от 23.12.2010 N 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Приказ N 183н) - в разрезе синтетических, аналитических счетов по бюджетной классификации РФ и аналитических счетов - по классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) и имеют по 26 разрядов.
В качестве примера определения различий между планами счетов государственных (муниципальных) учреждений сопоставим синтетические счета по разд. IV "Финансовый результат". Так, по доходам счета бюджетных и автономных учреждений совпадают, а в план счетов для казенных учреждений добавляются следующие счета:
- налоговые доходы;
- доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ;
- доходы от страховых взносов на обязательное социальное страхование.
В расходной части казенные учреждения дополнительно имеют следующие счета:
- расходы на обслуживание государственного (муниципального) долга;
- расходы на обслуживание внутреннего долга;
- расходы на обслуживание внешнего государственного долга;
- расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям.
Бюджетные учреждения, в отличие от автономных учреждений, имеют следующие счета:
- расходы по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда;
- расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям.
В соответствии с Приказом N 157н Единым планом счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных муниципальных учреждений в отношении бюджетных и автономных учреждений рекомендуется применение сч. 21006 "Расчеты с учредителем", хотя справедливости ради следует отметить, что данный счет присутствует также и в плане счетов бюджетного учета, утвержденном Приказом N 162н для казенных учреждений. Такие счета, как сч. 21100 "Внутренние расчеты по поступлениям" и 21200 "Внутренние расчеты по выбытиям", предназначены для учета расчетов между органами, осуществляющими кассовое обслуживание по расчетам с бюджетом, не являющимися участниками бюджетного процесса.
Счет 30404 "Внутриведомственные расчеты" также имеет более узкое применение и предназначен для учета расчетов между главным распорядителем, распорядителями и получателями бюджетных средств, находящимися в их ведении по поступлению и выбытию нефинансовых, финансовых активов и обязательств между ними.
В отношении сч. 40100 "Финансовый результат хозяйствующего субъекта", предназначенного в соответствии с Приказом N 157н для отражения результата финансовой деятельности бюджетных и автономных учреждений, также существует неувязка с Приказом N 162н, которым для казенных учреждений предусмотрено применение этого же счета.
Таким образом, по мнению автора, план счетов казенных учреждений более детализирован, поскольку имеет доходный счет налоговых доходов, а расходы включают счета обслуживания внутреннего и внешнего государственного долга. Подобных статей расходов в бюджетных и автономных учреждениях нет. Вместе с тем детализированный анализ приказов по вопросам формирования планов счетов показал, что существуют некие расхождения между требованиями единого плана счетов и плана счетов для казенных учреждений.
4. График документооборота. График документооборота устанавливается в виде приложения к приказу об учетной политике. В него включаются:
1) перечень должностных лиц, ответственных за оформление, исполнение, обработку и проверку каждого документа;
2) срок его исполнения;
3) порядок передачи в архив.
5. Технология обработки учетной информации. Выбор программных продуктов необходимо указать в учетной политике.
6. Формы первичных учетных документов. Согласно ст. 9 Закона N 402-ФЗ обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:
1) наименование документа;
2) дата составления документа;
3) наименование экономического субъекта, составившего документ;
4) содержание факта хозяйственной жизни;
5) величина натурального или денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
6) наименование должности лица, совершившего сделку, операцию;
7) подписи лиц, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
7. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов. Данный перечень должностных лиц принимается в учетной политике.
8. Выбор методов ведения бюджетного учета. Вариативность методов ведения бюджетного учета казенных, бюджетных и автономных учреждений представлена в табл. 3.
Таблица 3
Вариативность методов ведения бюджетного учета казенных, бюджетных и автономных учреждений
N п/п | Компоненты метода ведения бюджетного учета | Вариативность |
1 | Рабочий план счетов | В зависимости от применения приказов N 162н, N 174н или N 183н имеются различия в синтетических счетах. Учетной политикой осуществляется выбор аналитических счетов |
2 | Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств | Происходит выбор периодичности проведения инвентаризации и видов имущества и обязательств в зависимости от вида деятельности учреждений и прочих факторов, влияющих на бюджетный учет |
3 | Правила документооборота и технология обработки учетной информации | Порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бюджетном бухгалтерском учете |
4 | Формы первичных (сводных) учетных документов | Обязательные реквизиты первичных (сводных) учетных документов, закрепленные учетной политикой: - наименование документа; - дата составления документа; - наименование участника хозяйственной операции, от имени которого - составлен документ, а также его идентификационные коды; - содержание хозяйственной операции; - измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; - наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; - личные подписи указанных лиц и их расшифровка |
5 | Учет объектов аренды | Объекты аренды принимаются к учету в составе основных средств учреждения - арендатора (лизингополучателя) либо на забалансовом счете арендатора в зависимости от вида договора |
6 | Определение срока полезного использования объектов нефинансовых активов | В целях принятия к учету в составе основных средств и начисления амортизации вариативность определяется исходя из сроков, установленных постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы", либо постановлением Советом Министров СССР от 22.10.1990 N 1072 |
9. Учет расчетов с подотчетными лицами. В учетной политике устанавливаются: предельный размер и период времени, в течение которого денежные средства должны быть использованы, также порядок возмещения расходов при командировке сотрудника учреждения.
10. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности. Если имели место изменения в учетной политике, то в бухгалтерской отчетности раскрывается характер этих изменений. В своей учетной политике организация раскрывает:
- применяемые методы бухгалтерского учета;
- виды оценки активов и обязательств;
- характер и величину изменений в бухгалтерских оценках.
Также в учетной политике раскрывается информация по ошибкам предыдущих периодов.
Третий этап методики построения учетной политики для бухгалтерского учета в государственном секторе. Зачастую сложности возникают в выполнении корректировочных расчетов, вносимых в учетную политику, поэтому учетная политика может применяться как перспективно, так и ретроспективно.
Поскольку как МСФО ОС 3 "Учетная политика, изменения оценочных значений и ошибки", так и Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н, содержат требования ретроспективного применения учетной политики, следует выполнять ретроспективный пересчет показателей в тех случаях, когда это возможно. В этой связи особую актуальность приобретают практические вопросы тестирования на предмет наличия реальной возможности в проведении ретроспективных пересчетов. На рис. 2 изображена блок-схема, содержащая методику осуществления тестирования в целях ретроспективного применения учетной политики.
/-------------------------------\
|Проведение тестирования в целях|
| ретроспективного применения |
| учетной политики |
\-------------------------------/
/----------------\
Есть | Необходимость | Нет
/------------|ретроспективного|----------\
| | пересчета | |
| \----------------/ |
| |
/----------------\ /----------------------\
| Возможность | | Необходимость |
/--|ретроспективного|---\ /---| пересчета |--\
| | пересчета | | | |финансового результата| |
| \----------------/ | | | за год | |
| | | \----------------------/ |
|Есть Нет | |Есть Нет |
\-------\ /-----/ \-------\ /-------/
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
/------------------\/----------------\ /-------------\ /---------------\
| Корректировка || Корректировка | |Корректировка| | Корректировка |
| за все периоды, || за максимально | | финансового | |соответствующих|
| в которых ||возможный период| | результата | | статей |
|требуется пересчет|| | \-------------/ \---------------/
\------------------/\----------------/
Источник. Составлено автором.
Рис. 2. Блок-схема методики определения возможности для ретроспективного пересчета показателей отчетности
При корректировках следует учитывать возникновение цепочки необходимых пересчетов. Например, при ретроспективном пересчете показателей отчетности при корректировках отчетных показателей возникают следующие взаимозависимости (рис. 3).
- Амортизационные отчисления |
- Незавершенное производство |
- Готовая продукция |
- Себестоимость реализованной готовой продукции |
- Текущие и отложенные налоги на прибыль |
- Прибыль соответствующих периодов и нераспределенная прибыль |
- Базовая и разводненная прибыль на акцию |
- Налог на имущество и пр. |
Источник. Составлено автором.
Рис. 3. Возникновение взаимозависимостей при корректировках отчетных показателей
Пересчет амортизационных отчислений влечет за собой изменение как незавершенного производства, так и себестоимости, а это неминуемо влияет на операционную прибыль, и как следствие возникает необходимость в пересчете налогов.
Приведем пример приказа по формированию учетной политики казенного медицинского учреждения.
Приказ N ХХХ
Учетная политика для целей бухгалтерского учета
государственного казенного учреждения
"Областная больница N 7" на 2013 г.
(по Московской области)
Установить организацию, форму и способы ведения бухгалтерского учета на основании действующих нормативных документов:
- Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее - Закон N 402-ФЗ);
- Бюджетного кодекса РФ;
- Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений";
- Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
- приказа Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных муниципальных учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Приказ N 157н);
- приказа Минфина России от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" (далее - Приказ N 162н);
- приказа Минфина России от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Приказ N 174н);
- приказа Минфина России от 23.12.2010 N 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Приказ N 183н);
- приказа Минфина России от 28.12.2010 N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ (для казенных учреждений)" (в новой редакции приложения к приказу Минфина России от 26.10.2012 N 138н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 191н) (далее - Приказ N 191н);
- приказа Минфина России от 25.03.2011 N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений" (в ред. приказа Минфина России от 26.10.2012 N 139н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н") (далее - Приказ N 33н);
- приказа Минфина России от 06.10.2008 N 106н "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету" (Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008));
- иных нормативных правовых актов РФ.
Приказываю:
1. Утвердить единую Учетную политику государственного казенного учреждения "Областная больница N 7" (далее - Учреждение).
2. Применять утвержденную настоящим приказом учетную политику с 01.01.2013 во все последующие отчетные периоды с внесением в нее в установленном порядке необходимых изменений и дополнений.
3. Ознакомить с положениями учетной политики всех сотрудников, имеющих отношение к учетному процессу.
4. Ответственность за исполнение учетной политики, достоверное отражение деятельности на счетах бюджетного учета, своевременное предоставление полной и достоверной бюджетной и налоговой отчетности возлагаю на главного бухгалтера.
5. Ответственность за организацию бюджетного и налогового учета, организацию хранения документов, соблюдения законодательства оставляю за собой.
1. Общие вопросы организации учета
1.1. Установить, что бухгалтерский учет осуществляется и бухгалтерская отчетность формируется бухгалтерской службой, возглавляемой главным бухгалтером.
1.2. Правила документооборота и технология обработки учетной информации разрабатываются и в случае необходимости пересматриваются и дополняются главным бухгалтером или работниками бухгалтерии под контролем главного бухгалтера Учреждения. Указанные правила подлежат обязательному утверждению руководителем организации и оформляются дополнительными приложениями к учетной политике в течение отчетного года.
1.3. Контроль за хозяйственными операциями возложить на главного бухгалтера Учреждения.
1.4. Установить, что для целей составления финансовой отчетности ошибка признается существенной, если она в отдельности или в совокупности с другими ошибками за один и тот же отчетный период может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухгалтерской отчетности, составленной за этот отчетный период.
Существенной признается ошибка, составляющая по строкам баланса 2% (за исключением раздела "Капитал и резервы" - 5%), по операционной прибыли - 5%.
Форма ведения бюджетного учета: журнально-ордерная (основание - ст. 7 Закона N 402-ФЗ).
Формы бухгалтерской финансовой отчетности разрабатываются на основании образцов форм отчетности, предложенных приказом Минфина России, для казенных учреждений и оформляются в виде приложений к учетной политике (основание - Приказ N 191н).
2. Порядок и сроки проведения инвентаризации нефинансовых активов, обязательств
2.1. В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности производить инвентаризацию:
- материальных остатков и финансовых обязательств - перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
- кассы - в случае передачи денежных средств иному материально ответственному лицу;
- внезапные инвентаризации кассы - по решению руководителя;
- основных средств - один раз в три года;
- обязательную инвентаризацию производить в случаях, предусмотренных ст. 11 Закона N 402-ФЗ (основание: приказ Минфина России от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств").
2.2. Создать постоянно действующую инвентаризационную комиссию и комиссию по принятию к учету и списанию активов в составе:
председатель комиссии _________________;
члены комиссии ________________________;
и возложить на комиссию следующие обязанности:
- оценка объектов, полученных безвозмездно;
- оформление актов приемки-передачи, достройки;
- дооборудование, модернизации и списание объектов;
- установление причин списания объектов и возможности использования материалов, полученных при разборке, их оценка (основание: п. 3 ст. 6 Закона N 402-ФЗ).
3. Рабочий план счетов
Рабочий план счетов разрабатывается главным бухгалтером с учетом специфики медицинского казенного учреждения и оформляется в виде приложения к учетной политике (основание: Приказ N 162н).
4. График документооборота
4.1. Данные проверенных и принятых к учету первичных (сводных) учетных документов систематизируются в хронологическом порядке и группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета накопительным способом с отражением в следующих регистрах бухгалтерского учета.
При внесении наличных средств за платные услуги в кассу учреждения применять бланк строгой отчетности - квитанцию (ф. 0504510).
Размещение заказов на поставку товаров, работ и услуг для нужд учреждения, производимых за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования методом запроса котировок, "у единственного источника", осуществлять в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
Без размещения заказа (способом публичной закупки) осуществлять закупки на сумму до 100 000 руб. (ст. 55 Закон N 94-ФЗ).
4.2. График документооборота устанавливается в виде приложения к приказу об учетной политике.
5. Технология обработки учетной информации
Установить компьютерную технологию учетной информации, организовав ведение бухгалтерского учета в 2013 г. с использованием программного обеспечения "1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8".
6. Формы первичных учетных документов
Установить, что первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:
1) наименование документа;
2) дата составления документа;
3) наименование экономического субъекта, составившего документ;
4) содержание факта хозяйственной жизни;
5) величина натурального или денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
6) наименование должности лица, совершившего сделку, операцию;
7) подписи лиц, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц (основание: ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
7. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов
Перечень должностных лиц принимается в учетной политике Учреждения.
8. Выбор методов ведения бюджетного учета
Учет основных средств
8.1. Для организации бухгалтерского учета и обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому инвентарному объекту основных средств присваивать соответствующий инвентарный номер.
8.2. Активы, в отношении которых выполняются условия, предъявляемые к объектам основных средств, но со стоимостью не более 3 000 руб., учитывать в составе материально-производственных запасов.
8.3. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или в процессе эксплуатации организовать надлежащий контроль за их движением в аналитических регистрах бухгалтерского учета.
8.4. Суммы налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленные Учреждению при приобретении основных средств, учитывать в их первоначальной стоимости.
8.5. Ежегодно производить переоценку основных средств.
8.6. Объекты аренды принимаются к учету в составе основных средств учреждения - арендатора (лизингополучателя).
8.7. В целях принятия к учету в составе основных средств начисление амортизации производится исходя из сроков, установленных постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы", либо постановлением Советом Министров СССР от 22.10.1990 N 1072 с учетом:
- ожидаемого срока использования этого объекта;
- ожидаемого физического износа;
- гарантийного срока использования объекта, пр. (основание: Приказ N 157н).
Учет нематериальных активов
8.8. При принятии нематериального актива к учету определять срок его полезного использования. Сроком полезного использования считать выраженный в месяцах период, исходя из срока действия прав организации на результат интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации и периода контроля за активом получения экономической выгоды.
8.9. Списание объекта с учета производить по следующим причинам:
- окончание юридического срока действия патента или свидетельства;
- продажа (по договору отчуждения исключительного права);
- переход исключительного права к другим лицам без договора (в том числе в порядке универсального правопреемства и при обращении взыскания на данный объект);
- передача в счет вклада в уставный (складочный) капитал других организаций;
- прекращение использования вследствие морального износа;
- передача по договору мены, дарения;
- иные причины.
8.10. Обеспечить синтетический и аналитический учет нематериальных активов. Учет отдельных видов нематериальных активов вести на специальных субсчетах в соответствии с рабочим планом счетов.
8.11. Платежи Учреждения, выступающего в качестве лицензиата, за предоставленное ему право использования результатов интеллектуальной деятельности производятся в виде периодических платежей согласно условиям договора и относятся на финансовый результат в составе расходов текущего финансового года или расходов будущих периодов (основание: Приказ N 157н).
Учет материально-производственных запасов
8.12. Установить способ списания материалов по средней себестоимости.
8.13. Организовать учет материалов по следующим группам:
- материалы для административно-хозяйственных нужд, связанных с выполнением основной уставной деятельности;
- материалы, приобретенные для передачи на благотворительные цели;
- безвозмездно полученные материалы.
Учреждение самостоятельно определяет единицу бухгалтерского учета материалов в виде номенклатурного номера. Затраты, произведенные по заготовке и доставке материальных запасов до грузополучателей, включая страхование доставки, Учреждение относит на стоимость приобретаемых материальных запасов в состав расходов на финансовый результат текущего финансового года (основание: Приказ N 157н).
Кассовая дисциплина
8.14. При работе с наличными денежными средствами Учреждение руководствуется Положением "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации от 12.11.2011 N 373-П (далее - Положение N 373-П).
8.15. Установить лимит остатка наличных денег в кассе согласно приложению к Положению N 373-П. Издать приказ об установленном лимите остатка наличных денег.
8.16. Выдача наличных денег на расходы, связанные с осуществлением деятельности работнику (далее - подотчетное лицо), под отчет осуществляется по расходному кассовому ордеру, который оформляется согласно письменному заявлению подотчетного лица, составленному в произвольной форме и содержащему собственноручную надпись руководителя о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату.
8.17. Подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру, а при их отсутствии - руководителю авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами. Проверка авансового отчета главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии - руководителем, его утверждение руководителем и окончательный расчет по авансовому отчету осуществляются в срок, установленный руководителем. Выдача наличных денег под отчет проводится при условии полного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее полученной под отчет сумме наличных денег (основание: Положение N 373-П).
Доходы будущих периодов
8.18. В рамках формирования учетной политики Учреждение ведет аналитический учет доходов будущих периодов с учетом отраслевых особенностей деятельности учреждения о раздельном учете доходов (поступлений) учреждения (основание: Приказ N 157н).
Расходы будущих периодов
8.19. В рамках формирования учетной политики Учреждение ведет аналитический учет расходов будущих периодов с учетом отраслевых особенностей деятельности учреждения о раздельном учете расходов (выплат) Учреждения (основание: Приказ N 157н).
Расчеты с плательщиками прочих доходов
8.20. В составе рабочего плана счетов Учреждение вводит дополнительную группировку расчетов по видам доходов (поступлений), по авансовым перечислениям в разрезе видов расходов (выбытий) - аналитические коды номеров счетов бухгалтерского учета (основание: Приказ N 157н).
Способ оценки имущества, получаемого в виде пожертвования
8.21. Имущество, получаемое в виде пожертвования, может быть оценено Учреждением либо по фактическим затратам, либо по рыночной цене в том случае, если жертвователем не указана стоимость имущества или подтверждающие документы отсутствуют (основание: Приказ N 157н).
9. Учет расчетов с подотчетными лицами
9.1. Право получения денег под отчет на хозяйственные расходы имеют штатные работники (материально ответственные лица), с которыми заключен договор о материальной ответственности. Выдачу денежных средств под отчет на хозяйственные и командировочные расходы производить на основании заявления.
9.2. Отчет материально ответственных лиц по выданным денежным средствам осуществляется в соответствии с порядком выдачи наличных денежных средств под отчет и оформления отчетов по их использованию.
9.3. Сроки отчетности:
- по командировочным расходам - не позднее трех рабочих дней со дня возвращения из командировки;
- по хозяйственно-операционным расходам за наличный расчет - пять дней со дня выдачи денежных средств под отчет или месяц со дня приобретения товарно-материальных ценностей без выдачи подотчет. Дата выдачи подотчетных денежных средств по расходному ордеру может быть более поздняя (но не больше месяца), чем дата на первичных документах по приобретению товарно-материальных ценностей;
- по выданным доверенностям на получение материальных ценностей - 10 дней.
9.4. При использовании работником электронного авиа- или железнодорожного билета расходы возмещаются при выполнении следующих обязательных условий:
- электронные авиа-, железнодорожные билеты должны соответствовать требованиям приказов Минтранса России от 08.11.2006 N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации" и от 23.07.2007 N 102 "Об установлении формы электронного проездного документа (билета) на железнодорожном транспорте";
- итоговая стоимость перевозки и форма оплаты должны быть указаны в обязательном порядке.
9.5. Оплата электронного авиа- или железнодорожного билета должна быть подтверждена следующими документами:
а) при оплате наличными денежными средствами - документом, оформленном на бланке строгой отчетности, или чеком контрольно-кассовой техники;
б) при оплате с использованием платежной (банковской) карты сотрудника (через банкоматы) - чеком контрольно-кассовой техники (банкомата);
в) при оплате через веб-сайт перевозчика с использованием платежной (банковской) карты работника - распечаткой лицевого счета, подтверждающей списание денежных средств со счета работника в оплату билетов.
9.6. Возмещение работнику расходов по приобретению электронного билета, оплаченного с использованием платежной (банковской) карты, владельцем которой он не является, не производится (основание: Положение N 373-П).
10. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности
10.1. Остаток средств по счету учета средств целевого финансирования отражается в бухгалтерском балансе по статье "Прочие обязательства" в разрезе обязательств, срок исполнения которых превышает 12 мес. (разд. "Долгосрочные обязательства), и обязательств, срок исполнения которых не превышает 12 мес. (разд. "Краткосрочные обязательства").
10.2. В бухгалтерской отчетности Учреждения подлежит раскрытию как минимум следующая информация в отношении целевого финансирования:
- характер и величина целевых средств, признанных в бухгалтерском учете в отчетном году;
- не выполненные по состоянию на отчетную дату условия предоставления целевых средств и связанные с ним условные обязательства и условные активы (основание: Приказ N 157н).
Директор /______________ / /_____________________ /
(подпись) (расшифровка подписи)
Предложенные меры в отношении построения учетной политики призваны обеспечить повышение релевантности финансовой отчетности для государственного сектора. На этапе внедрения МСФО ОС в российскую практику рекомендации по грамотному выбору учетной политики для учреждений государственного сектора позволят свести к минимуму различия в учете как в соответствии с федеральными стандартами для государственного сектора, так и МСФО ОС.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ.
2. Международный стандарт финансовой отчетности для общественного сектора 17 "Недвижимость, здания и оборудование". URL:http://www.minfin.ru/ru/budget/sfo/msfo/.
3. Международный стандарт финансовой отчетности для общественного сектора 3 "Учетная политика, изменения оценочных значений и ошибки". URL: http://www.minfin.ru/ru/budget/sfo/msfo/.
4. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ.
6. О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 191н: приказ Минфина России от 26.10.2012 N 138н.
7. О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 года N 33н: приказ Минфина России от 26.10.2012 N 139н.
8. О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР: постановление Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072.
9. О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы: постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.
10. О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации: положение Банка России от 12.10.2011 N 373-П.
11. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
12. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.
13. Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации: приказ Минтранса России от 08.11.2006 N 134.
14. Об установлении формы электронного проездного документа (билета) на железнодорожном транспорте: приказ Минтранса России от 23.07.2007 N 102.
15. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных муниципальных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
16. Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ (для казенных учреждений): приказ Минфина России от 28.12.2010 N 191н.
17. Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений: приказ Минфина России от 25.03.2011 N 33н.
18. Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: приказ Минфина России от 13.06.1995 N 49.
19. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 23.12.2010 N 183н.
20. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
21. Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
22. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99: приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н.
23. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99: приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н.
24. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01: приказ Минфина России от 09.06.2001 N 153н.
25. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007): приказ Минфина России от 27.12.2007 N 153н.
26. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01: приказ Минфина России от 30.03.2001 N 26н.
27. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008): приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н.
28. Письмо Минфина России от 16.11.2010 N 02-06-07/4476.
29. Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1. Ст. 52.
30. Сборник постановлений Правительства СССР. 1990. N 30. Ст. 140.
31. Трофимова Л.Б., Казакова Н.А., Федченко Е.А. Современные парадигмы и методы анализа и контроля бюджетной эффективности. Коллективная монография / Л.Б. Трофимова, Н.А. Казакова, Е.А. Федченко. М.: Инфра-М. 270 с.
32. URL: http://www.minfin.ru/ru/.
Л.Б. Трофимова,
кандидат экономических наук, профессор,
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 22, 23, ноябрь, декабрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).