Методы определения начальной (максимальной) цены контракта
С 1 января 2014 года государственные (муниципальные) учреждения при осуществлении закупок в своей деятельности должны будут руководствоваться положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ). В целях реализации данного закона Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 N 567 утверждены Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК) (далее - Рекомендации). В этой статье предлагаем ознакомиться с основными положениями этого документа.
Общие положения
Минэкономразвития разработало и утвердило рекомендации в целях оказания помощи заказчикам, уполномоченным органам, уполномоченным учреждениям в определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупок с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), для обеспечения государственных или муниципальных нужд в соответствии с положениями Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно п. 2 ст. 24 Федерального закона N 44-ФЗ конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Заказчики производят определение НМЦК при формировании плана-графика закупки, подготовке извещения об осуществлении закупки, документации о закупке. Результат определения НМЦК отражается в указанных документах. При этом рекомендуется исходить из необходимости достижения заданных целей обеспечения государственных и муниципальных нужд, которые предусмотрены ст. 13 Федерального закона N 44-ФЗ.
Если в рамках одной закупки (одного лота) предполагается закупка технологически и функционально связанных товаров, работ, услуг, то НМЦК может быть рассчитана на основании информации о цене всего объекта закупки (лота) либо как сумма цен всех включенных в объект закупки (в один лот) товаров, работ, услуг, которые определяются в соответствии с Рекомендациями.
При установлении Правительством РФ для отдельных видов, групп товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд исчерпывающего перечня источников информации определение НМЦК в отношении таких закупок товаров, работ, услуг, осуществляется на основании данных, полученных из источников информации, включенных в такой перечень (п. 19 ст. 22 Федерального закона N 44-ФЗ).
Последовательность действий при осуществлении закупки
Рекомендациями определена следующая последовательность действий при осуществлении закупки:
а) определить потребность в конкретном товаре, работе, услуге, обусловленную целями осуществления закупок;
б) установить перечень требований к товарам, работам, услугам, закупка которых планируется, а также требований к условиям поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
в) провести исследование рынка путем изучения общедоступных источников информации, в том числе использование которых предусмотрено Рекомендациями, в целях выявления имеющихся на рынке товаров, работ, услуг, отвечающих требованиям, определенным в соответствии с п. "б";
г) сформировать описание объекта закупки в соответствии с требованиями ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ;
д) проверить наличие принятых в отношении планируемых к закупке видов, групп товаров, работ, услуг:
- нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, локальных нормативных актов государственной корпорации "Росатом", которыми устанавливаются порядки определения НМЦК;
- актов Правительства РФ, устанавливающих исчерпывающие перечни источников информации, которые могут быть использованы для целей определения НМЦК;
- правовых актов о нормировании в сфере закупок, принятых в соответствии со ст. 19 Федерального закона N 44-ФЗ;
е) установить применимый метод определения НМЦК или несколько таких методов;
ж) осуществить соответствующим методом определение НМЦК с учетом Рекомендаций;
з) сформировать обоснование НМЦК. Рекомендуемая форма обоснования НМЦК приведена в приложении 1 к Рекомендациям. Согласно п. 2.1 Рекомендаций обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет. Не рекомендовано в обосновании НМЦК, которое подлежит размещению в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", указывать наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию. Оригиналы использованных при определении, обосновании НМЦК документов, снимки экрана ("скриншоты"), содержащие изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования, целесообразно хранить с иными документами о закупке, подлежащими хранению в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ.
Способы определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта
Рекомендации разъясняют возможные способы определения и обоснования НМЦК с применением методов, предусмотренных п. 1 ст. 22 Федерального закона N 44-ФЗ, а именно:
- метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
- нормативного метода;
- тарифного метода;
- проектно-сметного метода;
- затратного метода.
Определение НМЦК методом сопоставимых рыночных цен. Суть этого метода заключается в установлении НМЦК на основании информации о рыночных ценах (далее - ценовая информация) идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Напомним:
а) идентичными признаются:
- товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки (функциональные, технические, качественные, а также эксплуатационные характеристики);
- работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией;
б) однородными признаются:
- товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения;
- работы, услуги, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ, услуг учитываются их качество, репутация на рынке, а также вид работ, услуг, их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость.
Для определения НМЦК этим методом рекомендуется по результатам изучения рынка установить:
- товары, работы, услуги, представленные на функционирующем рынке и соответствующие описанию объекта закупки;
- товар, работу, услугу, наиболее полно соответствующие описанию объекта закупки.
При этом товары, работы, услуги целесообразно распределить на категории:
- товары, работы, услуги, идентичные определенному (определенной) товару, работе, услуге;
- товары, работы, услуги, однородные определенному (определенной) товару, работе, услуге.
В целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения НМЦК следует произвести следующие процедуры (п. 3.7 Рекомендаций):
а) направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров (работ, услуг), имевшим в течение последних трех лет, предшествующих определению НМЦК, опыт выполнения аналогичных контрактов, заключенных с заказчиком и (или) другими заказчиками без применения к поставщику (подрядчику, исполнителю) неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных соответствующим контрактом;
б) разместить запрос о предоставлении ценовой информации в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - ЕИС) (до ввода в эксплуатацию ЕИС на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт);
в) осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками. При этом целесообразно принимать в расчет информацию о ценах товаров, работ, услуг, содержащуюся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами, в течение последних трех лет. Рекомендации по поиску общедоступной ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, приведены в приложении 2 к Рекомендациям. При использовании полученной ценовой информации, заказчиком, уполномоченным органом, уполномоченным учреждением дополнительно может быть скорректирована цена товара, работы, услуги в зависимости от способа осуществления закупки, явившейся источником информации о цене товара, работы, услуги. При этом если закупка осуществлялась путем проведения:
- конкурса - цену товара, работы, услуги при необходимости рекомендуется увеличивать не более чем на 10%;
- аукциона - цену товара, работы, услуги при необходимости рекомендуется увеличивать не более чем на 13%;
- запроса котировок, запроса предложений - цену товара, работы, услуги при необходимости рекомендуется увеличивать не более чем на 17%.
Если закупка осуществлялась у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - цена товара, работы, услуги не корректируется;
г) осуществить сбор и анализ общедоступной ценовой информации. Согласно п. 3.7.4 Рекомендаций к ней может относиться:
- информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц, в том числе признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами;
- информация о котировках на российских биржах и иностранных биржах;
- информация о котировках на электронных площадках;
- данные государственной статистической отчетности о ценах товаров, работ, услуг;
- информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами, в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях;
- в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в РФ;
- информация информационно-ценовых агентств. При этом в расчет рекомендуется принимать информацию таких агентств, которая предоставлена на условиях раскрытия методологии расчета цен;
- иные источники информации, в том числе общедоступные результаты изучения рынка.
Не рекомендовано использование для расчета НМЦК ценовой информации:
- представленной лицами, сведения о которых включены в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- полученной из анонимных источников;
- содержащейся в документах, полученных заказчиком по его запросам и не соответствующих требованиям, установленным заказчиком к содержанию таких документов;
- не содержащей расчет цен товаров, работ, услуг.
Цены прошлых периодов, используемые в расчетах (более шести месяцев от периода определения НМЦК), могут быть приведены к текущему уровню цен путем применения коэффициента, рассчитанного в соответствии с формулой:
, где:
- коэффициент для пересчета цен прошлых периодов к текущему уровню цен;
tф - срок формирования ценовой информации, используемой для расчета;
t - месяц проведения расчетов НМЦК;
- индекс потребительских цен на месяц в процентах к предыдущему месяцу, соответствующий месяцу в интервале от tф до t включительно, установленный Федеральной службой государственной статистики (официальный сайт в сети Интернет - www.gks.ru).
При определении НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) рекомендуется использовать не менее трех цен товара, работы, услуги, предлагаемых различными поставщиками (подрядчиками, исполнителями).
Для определения однородности совокупности значений выявленных цен, используемых в расчете НМЦК, рекомендуется определять коэффициент вариации, определяемой по следующей формуле:
, где:
V - коэффициент вариации;
- среднее квадратичное отклонение;
- цена единицы товара, работы, услуги, указанная в источнике с номером i;
- средняя арифметическая величина цены единицы товара, работы, услуги;
n - количество значений, используемых в расчете.
Совокупность значений, используемых в расчете, при определении НМЦК считается неоднородной, если коэффициент вариации цены превышает 33%. Если коэффициент вариации превышает 33%, целесообразно провести дополнительные исследования в целях увеличения количества ценовой информации, используемой в расчетах.
НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) определяется по формуле:
, где
- НМЦК, определяемая методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
v - количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги);
n - количество значений, используемых в расчете;
i - номер источника ценовой информации;
- цена единицы товара, работы, услуги, представленная в источнике с номером i, скорректированная с учетом коэффициентов (индексов), применяемых для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Определение НМЦК нормативным методом. Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона N 44-ФЗ под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Следовательно, нормативный метод может применяться для определения НМЦК (если цена товара, работы, услуги нормируется в соответствии с действующим законодательством РФ) совместно с методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Определение НМЦК нормативным методом рекомендуется осуществлять по формуле:
, где:
- НМЦК, определяемая нормативным методом;
v - количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги);
- предельная цена единицы товара, работы, услуги, установленная в рамках нормирования в сфере закупок.
При определении НМЦК этим методом используется информация о предельных ценах товара, работы, услуги, размещенная в ЕИС (до ввода в эксплуатацию ЕИС - на официальном сайте).
Определение НМЦК тарифным методом. Этот метод при определении НМЦК следует применять, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. Тарифный метод не рекомендуется применять к ценам товаров, работ, услуг, не ниже которых в соответствии с законодательством РФ осуществляются закупки, поставки или продажа таких товаров, работ, услуг. НМЦК тарифным методом определяется по формуле:
, где
- НМЦК, определяемая тарифным методом;
v - количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги);
- цена (тариф) единицы товара, работы, услуги, установленная в рамках государственного регулирования цен (тарифов) или установленная муниципальным правовым актом.
Определение НМЦК проектно-сметным методом. Согласно п. 9 ст. 22 Федерального закона N 44-ФЗ проектно-сметный метод используется при определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства.
При этом если указанные работы планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, то вне зависимости от обязательности проведения государственной экспертизы проектной документации проводится проверка достоверности определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 427 "О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета".
При определении НМЦК на строительство и (или) реконструкцию объектов капитального строительства с использованием средств федерального бюджета, предусмотренных в рамках федеральной адресной инвестиционной программы (далее - ФАИП), рекомендуется устанавливать размер такой НМЦК в соответствии с объемом капитальных вложений на реализацию инвестиционного проекта, предусмотренного соответствующим нормативным правовым актом Правительства РФ, либо решением главного распорядителя бюджетных средств.
Если по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства сметная стоимость объекта по годам реализации инвестиционного проекта, рассчитанная в ценах соответствующих лет с использованием индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, определяемых Минэкономразвития в рамках разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, не превышает объем капитальных вложений, то НМЦК на строительство и (или) реконструкцию объектов капитального строительства с использованием средств федерального бюджета в рамках ФАИП формируется исходя из указанной сметной стоимости.
Определение НМЦК затратным методом. Затратный метод применяется в случае невозможности применения рассмотренных выше методов или в дополнение к ним.
При использовании этого метода НМЦК представляет собой сумму произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли.
В составе произведенных затрат рекомендовано учитывать обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.
Информацию об обычной прибыли для определенной сферы деятельности заказчик может получить исходя из анализа контрактов, размещенных в ЕИС, на официальном сайте, других общедоступных источников информации, в том числе информации информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения.
Расчет стоимости жизненного цикла товара, объекта, созданного в результате выполнения работы. В предусмотренных Правительством РФ случаях может заключаться контракт жизненного цикла, в котором помимо закупки товара или работы, предусматривается последующие обслуживание, эксплуатация в течение срока службы, ремонт, утилизация поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта.
В этом случае для оценки заявок участников закупки заказчик в документации о закупке вправе устанавливать в качестве критерия оценки заявок стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта.
Расчет стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта рекомендуется производить с применением методов определения и обоснования НМЦК.
И. Зернова,
эксперт журнала "Учреждения физической культуры
и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"