Арбитражная практика. Обзор разъяснений по применению положений части первой НК РФ
Пленум ВАС РФ в постановлении от 30.07.13 г. N 57 дал арбитражным судам разъяснения по применению положений части первой Налогового кодекса РФ.
Они сгруппированы по следующим разделам:
1. Участники правоотношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, например:
- уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ (абз. 2 п. 3 ст. 29 НК РФ). Данные положения распространяются также и на индивидуальных предпринимателей;
- право на налоговую льготу, не использованную в предыдущих налоговых периодах, налогоплательщик может реализовать путем подачи уточненной налоговой декларации, заявления в рамках проведения выездной налоговой проверки (в части льгот, имеющих отношение к предмету проводимой проверки и проверяемому налоговому периоду) либо заявления в налоговый орган при уплате налога на основании налогового уведомления.
2. Исполнение обязанности по уплате налога, например:
- вменение учредителям (участникам) ликвидируемой организации обязанности погасить оставшуюся задолженность по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов при недостаточности средств у ликвидируемой организации возможно только в том случае, когда в соответствии с гражданским законодательством учредители (участники) ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам;
- если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, судам необходимо исходить из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.
3. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, например:
- так как исчисление налоговой базы и суммы налога осуществляется налогоплательщиком после окончания того налогового периода, по итогам которого уплачивается налог, срок давности, определенный ст. 113 НК РФ, исчисляется в таком случае со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение в виде неуплаты или неполной уплаты налога;
- учитывая, что п. 3 ст. 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции при наличии смягчающих ответственность обстоятельств, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания более чем в 2 раза;
- отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от уплаты штрафа, предусмотренного ст. 119 НК РФ, который подлежит взысканию в минимальном размере - 1000 руб.
4. Осуществление мероприятий налогового контроля, например:
- приостановление операций по счетам в банках из-за несвоевременного представления налоговых деклараций не может быть применено к налоговому агенту, так как в силу п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация может быть представлена только налогоплательщиком;
- осмотр помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода (прибыли), не может рассматриваться в качестве самостоятельной формы налогового контроля и осуществляться вне рамок выездной налоговой проверки.
- под действие п. 8 ст. 88 НК РФ (проведения камеральной налоговой проверки, при подаче налоговой декларации по НДС) подпадают не все декларации по НДС, а только те, которые предполагают возврат (зачет) налогоплательщику соответствующих денежных средств;
- в случае приостановления проведения выездной налоговой проверки в период ее приостановления не допускается также получение объяснений налогоплательщика и допрос его сотрудников. В то же время налоговый орган не лишен права осуществлять действия вне территории (помещения) налогоплательщика, если они не связаны с истребованием у налогоплательщика документов, а налогоплательщик обязан представить налоговому органу те документы, которые были запрошены до момента приостановления проверки.
5. Возврат (зачет) сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов.
В частности, обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафа возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.
6. Рассмотрение материалов налоговой проверки или иных мероприятий налогового контроля.
В частности, извещение о месте и времени рассмотрения указанных материалов не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи).
7. Вступление решений налогового органа в силу и обжалование их в вышестоящий налоговый орган.
В частности, судам надлежит исходить из того, что в случае подачи в вышестоящий налоговый орган апелляционной жалобы только на часть решения нижестоящего налогового органа такое решение не вступает в силу полностью, т.е. и в той части, в которой оно не обжаловалось.
8. Взыскание налога в принудительном порядке, например:
- доначисление сумм налога может быть осуществлено налоговым органом только по результатам проведения налоговой проверки. Поэтому требование об уплате доначисленных сумм налога должно быть направлено налогоплательщику в срок, установленный п. 2 ст 70 НК РФ;
- требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании п. 1 ст. 70 НК РФ не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части);
- если поручения на перечисление суммы налога в бюджетную систему РФ предъявляются налоговым органом одновременно к нескольким счетам налогоплательщика, то совокупная сумма налога, указанная в этих поручениях, не должна превышать сумму подлежащего взысканию налога;
- пени могут взыскиваться только в случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.
9. Рассмотрение налоговых споров судами, например:
- в случае, когда налоговый орган пропустил срок на бесспорное списание сумм недоимки, пеней, штрафа, установленный п. 3 ст. 46 НК РФ, и обратился с соответствующим заявлением в суд, данное требование подлежит рассмотрению по существу;
- не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска сроков для обращения налоговых органов в суд о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47, п. 1 ст. 115 НК РФ необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления;
- оспаривание таких актов возможно только по мотивам нарушения сроков и порядка их принятия, но не по мотиву необоснованности начисления сумм налога, пеней, штрафа либо грубого нарушения процедуры при принятии решений о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности.
И. Ланина,
аудитор
"Финансовая газета", N 47, декабрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство финансов Российской Федерации, ООО "Международная Медиа Группа"
Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Регистрационное свидетельство ПИ N ФС77-38355 от 15 декабря 2009 г.
Издается с июля 1991 г.