Формирование базовой цены товара. Затратный метод ценообразования: плюсы и минусы
Основным фактором, определяющим размер прибыли торговой организации, несомненно, является цена товара, которая, кроме того, влияет на рентабельность, положение организации на рынке товаров, а также на ряд иных количественных и качественных показателей торговой деятельности. Существующие в настоящее время методы ценообразования в торговле условно можно разделить на три категории: затратные, рыночные и параметрические. Рассмотрим, что собой представляет затратный метод ценообразования.
Данный метод образования цены является пожалуй, наиболее ранним из всех. Суть этого метода сводится к тому, что цена образуется исходя из затрат продавца на производство и реализацию товара. В общем виде формулу расчета цены при затратном методе ценообразования можно представить следующим образом:
,
где Р - цена реализации товара;
Z - совокупные затраты продавца на производство и реализацию товара;
R - норма прибыли, заложенная в цене реализации товара;
T - величина косвенного налога;
Q - объем партии товара, объем производства.
Рассматриваемый метод позволяет наиболее точно учитывать затраты организации при формировании цены, однако основным недостатком затратного подхода является его односторонность, т.е. учет интересов только продавца. Суть метода не дает возможности отражать в цене изменения рыночной конъюнктуры, этапа жизненного цикла товара, ожиданий, вкусов и предпочтений потребителей. Более того, как правило, на практике полная фактическая себестоимость продукции формируется после реализации (если речь идет об оптовой торговле). Поэтому информация о достоверной цене (с учетом всех затрат организации) поступает несколько позже.
Говоря о затратном методе формирования цены, необходимо отметить, что различают пассивное и активное ценообразование. Пассивное предполагает установление цены только лишь с учетом затрат организации и конкурентов. В данном случае речь не идет о максимизации прибыли, скорее всего, торговля ведется с целью возмещения произведенных затрат. Активное ценообразование предполагает различные методы управления такими показателями, как цена объем реализации, маржинальный доход, товарооборот посредством соотнесения величин постоянных и переменных затрат организации.
Выбор пассивного или активного ценообразования зависит от конъюнктуры рынка, на котором находится данный товар. Если конъюнктура неблагоприятна и рынок характеризуется как падающий, то у организации, использующей указанный метод ценообразования, нет смысла применять активное ценообразование, поскольку реакция потребителя будет слабой. Если рынок растет, то пассивное ценообразование не является оптимальным. В этом случае наиболее предпочтительным будет вариант активного ценообразования.
В затратном методе наиболее важна классификация затрат организации, которую она использует в управленческом учете.
Нередко на практике используется деление затрат на постоянные и переменные, которые в структуре цены помогают легче выяснить влияние различных экономических показателей в зависимости от изменения их соотношения. Кроме того, затратный подход определения цены является базовым для анализа взаимосвязи цены, прибыли и издержек торговой организации.
Итак, исходя из различных способов отнесения затрат на себестоимость продукции (товаров) среди затратных выделяют следующие методы ценообразования:
- полных затрат;
- прямых затрат;
- точки безубыточности;
- предельных (маржинальных) затрат;
- учета рентабельности собственного капитала;
- учета эффективности использования инвестиций.
Такая классификация методов вовсе не означает их параллельного использования в системе ценообразования торговой организации. Как правило, на практике имеет место различное сочетание этих приемов.
Первый метод, или, как его называют FULL COST PRICING, предполагает калькулирование стоимости той или иной группы товаров. Цена формируется путем отнесения всех затрат организации (постоянных и переменных) на себестоимость единицы продукта. Учет может проводиться как в абсолютном, так и в относительном выражении. В абсолютном выражении цена товара определяется как сумма всех затрат и соответствующей торговой наценки, в относительном - как сумма удельных затрат и соответствующей торговой наценки на единицу продукта.
Недостатком такого подхода является то, что достаточно сложно определить величину торговой наценки, однако подобный минус можно отнести ко всем затратным методам ценообразования, так как везде величина торговой наценки трактуется как желаемая норма прибыли.
Метод прямых затрат, или direct costing, основывается лишь на переменных затратах торговой организации. Следует отметить, что для торговой деятельности именно этот метод формирования цены является наиболее удобным, поскольку в организациях, торгующих большой номенклатурой товаров разного рода и назначения, достаточно трудоемко определить величину постоянных расходов на единицу реализуемой продукции.
Напомним, что деление затрат на постоянные и переменные является условным, поскольку характер переменности или постоянности расхода организации сохраняют в рамках определенной масштабной базы, т.е. в пределах установленного интервала изменений объема реализации. Именно в рамках этого диапазона к переменным относят затраты, величина которых изменяется пропорционально объему реализации.
Величина удельных переменных затрат остается постоянной. Среди переменных выделяют также затраты, которые зависят от быстроты реагирования на изменение объема реализации: прогрессивные, пропорциональные и дегрессивные.
Прогрессивные переменные затраты изменяются быстрее объема реализации. В данном случае коэффициент реагирования затрат (отношение изменения затрат к изменению объема реализации) составляет величину, превышающую единицу. Поэтому при снижении объема реализации и прогрессивности переменных затрат в составе цены необходимо контролировать такую ситуацию. Пропорциональные переменные затраты изменяются точно так же, как и динамика объема реализации. Как правило, таким расходом является покупная стоимость товаров для перепродажи.
К дегрессивным относятся затраты торговой организации, которые растут медленнее роста объема реализации.
К постоянным относят затраты, которые в рамках масштабной базы остаются неизменной величиной, однако удельная величина таких затрат снижается при росте объема реализации. Доля постоянных затрат в цене товара определяет критический объем реализации товаров. Другими словами, точка безубыточности будет находиться тем дальше от начала оси Х, чем больше величина постоянных затрат в структуре цены. Поэтому изначально при определении стратегии и выборе метода ценообразования необходимо изучить состав и структуру цены реализации. В частности, следует контролировать соотношение переменных и постоянных затрат, поскольку именно оно определяет силу действия операционного "рычага".
Цена реализации определяется как сумма переменных затрат торговой организации на единицу товара и удельной величины маржинального дохода, который представляет собой сумму прибыли и постоянных затрат торговой организации.
Метод "директ-костинг" позволяет не только формировать цену реализации товара, но и гибко реагировать на изменения рынка. Так, если в условиях жесткой конкуренции торговая организация планирует снизить цену, то для сохранения прежней величины маржинального дохода на единицу реализуемой продукции ей необходимо сопоставить следующие показатели по приведенной формуле:
,
где - удельный маржинальный доход в базисном периоде;
- объем реализации в базисном периоде;
- удельный маржинальный доход в планируемом периоде;
- объем реализации в рассматриваемом периоде.
Более того, указанный метод позволяет определить критическую цену реализации (т.е. цену, ниже которой продавать невыгодно для торговой организации). Очевидно, что при критической цене реализации прибыль торговой организации равна нулю.
Метод учета переменных затрат дает возможность торговой организации определить максимальную величину скидки, которую продавец может предоставить покупателю, что можно увидеть из следующей формулы:
,
где Р - критический уровень цены реализации товара;
- величина постоянных затрат;
Q - объем реализации товара;
- удельные переменные затраты.
Метод определения цены, основанный на точке безубыточности, ориентирует продавца, скорее, на заданный объем, чем на заданную цену. В общем виде точка безубыточности определяется по формуле:
,
где обозначения в формуле соответствуют принятым ранее.
Точка безубыточности позволяет определить зону убытков и прибылей продавца, запас финансовой прочности. Под последним понимается интервал объемов реализации, при нахождении в котором продавец получает прибыль при реализации товаров. Запас финансовой прочности также дает возможность установить предельную границу величины предоставляемых скидок покупателю.
Метод предельных или маржинальных затрат используется, как правило, торговыми организациями при выведении нового товара на рынок, а также при желании резко увеличить долю своего участия на рынке или же сохранить прежний объем продаж.
Допустим, что торговая организация в рассматриваемом периоде реализовала товар на сумму, которая покрыла не только переменные, но и валовые постоянные издержки, однако план по реализации в натуральном выражении еще не выполнен. Тогда торговая организация может установить цену только лишь исходя из величины переменных затрат, приходящихся на единицу реализуемой продукции.
Методы ценообразования, основанные на показателях рентабельности, заключаются в том, что за основу берутся совокупные затраты торговой организации, а в качестве торговой наценки используются показатели рентабельности. Как правило, основным показателем рентабельности является рентабельность чистых активов, поскольку она отражает эффективность использования именно собственного имущества организации.
При формировании цены на основе метода оценки эффективности инвестиций кроме указанных совокупных затрат торговой организации в состав цены включаются альтернативные издержки (издержки упущенной выгоды), цена инвестиционных ресурсов, а также обязательная надбавка, обеспечивающая возвратность инвестиционных ресурсов в соответствии с условиями договора. Как правило, данный метод ценообразования используется при выведении нового товара на рынок либо при улучшении потребительских свойств уже существующего товара.
Таким образом, затратный метод ценообразования, хотя и не учитывает конъюнктурные изменения рынка, однако позволяет проводить необходимый анализ таких показателей, как цена, затраты, выручка и объем реализации товаров. Поэтому в сочетании с другими методами ценообразования он может оказаться полезным в части получения и обработки необходимой информации для бухгалтерского управленческого учета.
Разделом V.1 "Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании" НК РФ предусмотрено пять методов ценообразования:
- метод сопоставимых рыночных цен;
- метод цены последующей реализации;
- затратный метод;
- метод сопоставимой рентабельности;
- метод распределения прибыли.
Отметим, что данный перечень является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
Затратному методу посвящена ст. 105.11 НК РФ, регулирующая порядок использования этого метода, а также содержащая особенности его применения в некоторых ситуациях.
Так, согласно п. 1 ст. 105.11 НК РФ затратным является метод определения соответствия цены в анализируемой сделке рыночной цене на основании сопоставления валовой рентабельности затрат лица, являющегося стороной анализируемой сделки (группы анализируемых однородных сделок), с рыночным интервалом валовой рентабельности затрат в сопоставимых сделках, определенным в порядке, предусмотренном ст. 105.8 НК РФ.
Случаи, в которых может применяться затратный метод, приведены в п. 2 ст. 105.11 НК РФ:
- выполнение работ (оказание услуг) лицами, являющимися взаимозависимыми с продавцом (за исключением случаев, когда при выполнении работ (оказании услуг) используются нематериальные активы, оказывающие существенное влияние на уровень рентабельности затрат продавца);
- оказание услуг по управлению денежными средствами, включая осуществление торговых операций на рынке ценных бумаг и (или) валютном рынке;
- оказание услуг по исполнению функций единоличного исполнительного органа организации;
- продажа сырья или полуфабрикатов лицам, являющимся взаимозависимыми с продавцом;
- реализация товаров (работ, услуг) по долгосрочным договорам между взаимозависимыми лицами.
Напомним, что взаимозависимыми признаются лица, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, и (или) экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц (п. 1 ст. 105.1 НК РФ).
Правила установления цены при использовании затратного метода зависят от результата сопоставления валовой рентабельности затрат продавца, являющегося стороной анализируемой сделки, с интервалом рентабельности. Если валовая рентабельность затрат продавца:
- находится в пределах интервала рентабельности, для целей налогообложения признается, что цена, примененная в анализируемой сделке, соответствует рыночным ценам (п. 3 ст. 105.11 НК РФ);
- меньше минимального значения интервала рентабельности, для целей налогообложения принимается цена, использованная в анализируемой сделке, определяемая исходя из фактической себестоимости реализованных товаров (работ, услуг) и валовой рентабельности затрат, которая соответствует минимальному значению интервала рентабельности;
- превышает максимальное значение интервала рентабельности, для целей налогообложения принимается цена, примененная в анализируемой сделке, определяемая исходя из фактической себестоимости реализованных товаров (работ, услуг) и валовой рентабельности затрат, которая соответствует максимальному значению интервала рентабельности (п. 4 ст. 105.11 НК РФ).
При использовании затратного метода в соответствии с п. 5 ст. 105.11 НК РФ допускается применение данных информационно-ценовых агентств о ценах (интервалах цен) на идентичные (однородные) товары (работы, услуги) и определение с учетом таких данных интервала рыночной цены на идентичные (однородные) товары (работы, услуги). При этом применение минимального или максимального значения интервала рентабельности согласно п. 4 ст. 105.11 НК РФ производится при условии, что это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему Российской Федерации.
В. Семенихин,
эксперт
"Финансовая газета", N 47, декабрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство финансов Российской Федерации, ООО "Международная Медиа Группа"
Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Регистрационное свидетельство ПИ N ФС77-38355 от 15 декабря 2009 г.
Издается с июля 1991 г.