Субсидии на иные цели. Отражение в учете и отчетности
Особому контролю со стороны учредителя подвергаются расходы, произведенные учреждением за счет средств целевых субсидий. Отражение в бухгалтерском учете и отчетности бюджетных и автономных учреждений операций с субсидиями на иные цели имеет ряд особенностей, которые разъяснены Минфином. В данной статье рассмотрим эти особенности.
Предоставление субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели из бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ.
Порядок определения объема и условия предоставления названных субсидий из различных уровней бюджета устанавливаются соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.
За счет субсидий на иные цели финансируются те расходы учреждения, которые не включаются в затраты на выполнение государственного задания.
Порядок предоставления целевых субсидий
Субсидии на иные цели предоставляются бюджетным (автономным) учреждениям в соответствии с соглашениями, заключенными между учредителями и учреждениями.
Конкретный перечень этих целей на законодательном уровне не определен. Его формирование отнесено к компетенции соответствующего высшего исполнительного органа государственной власти или местной администрации, из бюджета которых выделяется данная субсидия.
Соглашение между учредителем и бюджетным (автономным) учреждением должно содержать следующие условия:
- цели, порядок, размер и сроки предоставления субсидий;
- обязанности сторон;
- порядок и сроки представления отчетности об использовании целевых субсидий;
- право учредителя на проведение проверок соблюдения учреждениями условий соглашения;
- порядок возврата сумм субсидии, не использованных или использованных не по целевому назначению.
Целевые субсидии включаются в план финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
В силу п. 12 Приказа Минобрнауки РФ от 01.11.2010 N 1095 при предоставлении учреждению целевой субсидии учреждение (подразделение) составляет и представляет в Минобрнауки сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному учреждению (ф. 0501016) (далее - сведения).
При составлении сведений учреждением (подразделением) в них указываются:
- в графе 1 - наименование целевой субсидии с указанием цели, на осуществление которой предоставляется целевая субсидия;
- в графе 2 - аналитический код, присвоенный органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, для учета операций с целевой субсидией (далее - код субсидии);
- в графе 3 - код классификации операций сектора государственного управления исходя из экономического содержания планируемых поступлений и выплат;
- в графах 4, 5 - не использованные на начало текущего финансового года остатки целевых субсидий, на суммы которых подтверждена в установленном порядке потребность в направлении их на те же цели в разрезе кодов субсидий по каждой субсидии, с отражением в графе 4 кода субсидии, если коды субсидии, присвоенные для учета операций с целевой субсидией в прошлые годы и в новом финансовом году, различаются, в графе 5 - суммы разрешенного к использованию остатка;
- в графе 6 - сумма планируемых на текущий финансовый год поступлений целевых субсидий;
- в графе 7 - сумма планируемых на текущий финансовый год выплат, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии.
Плановые показатели по выплатам могут быть детализированы до уровня групп и статей классификации операций сектора государственного управления бюджетной классификации, а по группе "Поступление нефинансовых активов" - с указанием кода группы классификации операций сектора государственного управления.
Если учреждению (подразделению) предоставляется несколько целевых субсидий, показатели сведений формируются по каждой целевой субсидии без формирования группировочных итогов.
Формирование объемов планируемых выплат, указанных в сведениях, осуществляется в соответствии с нормативным правовым актом, устанавливающим порядок предоставления целевой субсидии из федерального бюджета.
В соответствии с Порядком предоставления в 2012-2014 годах из федерального бюджета субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, находящимся в ведении Министерства образования и науки РФ, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, утвержденным Приказом Минобрнауки РФ от 10.01.2012 N 4 (далее - Порядок N 4), целевые субсидии предоставляются на следующие цели:
- на стипендиальное обеспечение обучающихся в учреждениях профессионального образования;
- на выплату ежемесячной денежной компенсации педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями;
- на предоставление ежегодного пособия аспирантам и докторантам на приобретение научной литературы;
- на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности;
- на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- на предоставление грантов Правительства РФ, выделяемых в целях государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
- на поддержку программ развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
- на государственную поддержку молодых российских ученых - кандидатов наук и докторов наук в форме грантов Президента РФ;
- на государственную поддержку ведущих научных школ РФ в форме грантов;
- на организационно-техническое, информационное и методическое обеспечение конкурса и методическое сопровождение государственной поддержки развития инновационной инфраструктуры образовательных учреждений;
- на реализацию Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров на 2012-2014 годы;
- на возмещение расходов образовательных учреждений в рамках эксперимента по обучению уволенных военнослужащих на основе предоставления государственных именных образовательных сертификатов;
- на государственную поддержку, предоставляемую федеральным государственным образовательным учреждениям высшего профессионального образования в сфере искусства в 2012-2014 годах;
- на проведение работ и осуществление иных мероприятий - в случаях, предусмотренных ст. 81 и 82 БК РФ;
- на выплату стипендий Президента РФ молодым ученым и аспирантам в научных организациях и образовательных учреждениях, осуществляющим перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики;
- на организационно-техническое и информационное обеспечение проведения конкурсного отбора и мониторинга осуществления получателями стипендии перспективных научных исследований и разработок по приоритетным направлениям модернизации российской экономики;
- на создание учреждениями, подведомственными Минобрнауки, учебных (научных) лабораторий в области инженерных или естественных наук, включая ремонт помещений, приобретение и монтаж оборудования, пуско-наладочные работы, приобретение лабораторной мебели, расходных материалов, обучение персонала, либо на оснащение таких действующих лабораторий.
Бухгалтерский учет целевых субсидий
Поступившие субсидии на иные цели в бюджетном (автономном) учреждении согласно п. 21 Инструкции N 157н*(1) учитываются по коду вида деятельности (финансового обеспечения) 5.
Обратите внимание! Начисление доходов от получения субсидии на иные цели производится учреждением на основании отчета учреждения о целевом расходовании полученных средств субсидии, принятого органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
Операций с целевыми субсидиями отражаются в бюджетном учреждении в соответствии с Инструкцией N 174н*(2), а в автономном - в соответствии с Инструкцией N 183н*(3). Корреспонденция счетов у получателей субсидий на иные цели приведена также в Письме Минфина РФ от 05.04.2013 N 02-06-07/11164.
В бухгалтерском учете этих учреждений будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Бюджетное учреждение | Автономное учреждение | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | |
Утверждены плановые назначения от получения субсидии на иные цели | 5 507 10 180 | 5 504 10 180 | 5 507 10 180 | 5 504 10 180 |
Поступила субсидия на лицевой счет учреждения | 5 201 11 510 | 5 205 81 660 | 5 201 11 000 | 5 205 80 000 |
Исполнен план ФХД по доходам от получения субсидии | 5 50 810 180 | 5 507 10 180 | 5 508 10 180 | 5 50 710 180 |
Начислен доход от получения субсидии на иные цели на основании принятого учредителем отчета учреждения | 5 205 81 560 | 5 401 10 180 | 5 205 80 000 | 5 401 10 180 |
Пример
В соответствии с утвержденным планом ФХД и соглашением о предоставлении целевой субсидии на стипендиальное обеспечение на лицевой счет бюджетного образовательного учреждения поступили денежные средства в сумме 100 000 руб. Студентам начислена стипендия., которая перечислена им на пластиковые карты, в размере 90 000 руб. Учреждение представило учредителю отчет об использовании целевой субсидии на сумму 90 000 руб. Остаток неиспользованной субсидии остался на лицевом счете учреждения.
Данные факты хозяйственной жизни учреждения будут отражены в бухгалтерском учете таким образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Утверждены плановые назначения по целевой субсидии | 5 507 10 180 | 5 504 10 180 | 100 000 |
Поступила субсидия на лицевой счет учреждения | 5 201 11510 | 5 205 81 660 | 100 000 |
Получено финансовое обеспечение в виде целевой субсидии | 5 508 10 180 | 5 507 10 180 | 100 000 |
Начислена стипендия студентам | 5 40120 290 | 5 302 91 730 | 90 000 |
Перечислена стипендия студентам | 5 302 91 830 | 5 201 11 610 | 90 000 |
Начислен доход учреждения в соответствии с отчетом об использовании целевой субсидии | 5 205 81 560 | 5 401 10 180 | 90 000 |
Неиспользованные остатки целевых субсидий
Согласно п. 7 Порядка N 4, п. 18 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-Ф3, п. 3.17 ст. 2 Федерального закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ неиспользованные остатки целевых средств в текущем финансовом году подлежат возврату в соответствующий бюджет. Однако они могут быть возвращены бюджетным и автономным учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели согласно решению соответствующего главного распорядителя бюджетных средств. На это указывают письма Минфина РФ от 17.12.2012 N 02-03-09/5197, от 11.01.2013 N 02-13-10/28, от 29.01.2013 N 02-13-06/291, от 25.03.2013 N 02-03-07/9353, от 18.07.2013 N 02-13-07/28267.
Если в отношении неиспользованных остатков целевых субсидий органом, осуществляющим полномочия учредителя, не принято решение о наличии потребности в направлении их на те же цели в очередном финансовом году, указанные остатки подлежат взысканию в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, с учетом требований, установленных положениями Приказа Минфина РФ от 28.07.2010 N 82н "О взыскании в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ государственным (муниципальным) учреждениям" (далее - Приказ N 82н).
До 1 июля финансового года, следующего за отчетным, учреждению необходимо представить в территориальный орган Федерального казначейства, в котором ему открыт отдельный лицевой счет для учета операций с целевыми субсидиями, утвержденные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению на 20__ г. (ф. 0501016).
В графе 5 "Разрешенный к использованию остаток субсидии прошлых лет на начало 20__ г." этих сведений указываются суммы остатков целевых субсидий, в отношении которых наличие потребности в направлении их в текущем финансовом году на те же цели подтверждено органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
Согласно пп. "б" п. 3 приложения 2 к Приказу N 82н если до 1 июля финансового года, следующего за отчетным, учреждение не представило соответствующие сведения в территориальный орган Федерального казначейства, названный территориальный орган осуществляет взыскание остатков целевых субсидий путем их перечисления на счет, открытый УФК по субъекту РФ на балансовом счете 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" для последующего перечисления остатков целевых субсидий, подлежащих взысканию в доход федерального бюджета.
В бухгалтерском учете бюджетных и автономных учреждений возврат неиспользованных остатков целевых субсидий отражается проводкой:
Дебет счета 5 205 81(80) 560(000) "Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам"
Кредит счета 5 201 11 610(000) "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства"
Отражение в отчетности остатков неиспользованных целевых субсидий
Если возврат остатков неиспользованных субсидий на иные цели осуществляется в текущем финансовом году, то, как правило, вопросов по составлению отчетности не возникает. А если такие остатки остаются на конец года и возврат их происходит в следующем финансовом году, то возникают вопросы по отражению их в годовой отчетности.
Воспользуемся условиями приведенного выше примера, согласно которому на лицевом счете учреждения на конец года остался остаток неиспользованной целевой субсидии в размере 10 000 руб. В годовой отчетности бюджетного учреждения, составленной на 1 января 2014 года, в соответствии с Инструкцией N 33н*(4) этот факт будет отражен в нескольких формах:
- в балансе государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730). В данной форме отчетности остаток неиспользованной целевой субсидии в размере 10 000 руб. будет отражаться на конец отчетного периода в строках 171 и 170 графы 7 со знаком "+", а в строке 230 графы 7 - со знаком "-";
- в отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737). В этом отчете по виду деятельности 5 "Субсидии на иные цели" сумма неиспользованной субсидии отразится в разделе 2 "Расходы учреждения" по строке 250 и строке 200 в графе 10, по строке 450 в графе 5 и графе 9 - со знаком "+", в разделе 3 "Источники финансирования дефицита средств учреждения" по строке 500 в графе 5 и графе 9 и по строке 700 в графе 5 и графе 9 - со знаком "-";
- в отчете о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721). Неиспользованная субсидия в данной форме отчетности найдет свое отражение по строке 410 в графе 4 со знаком "+", а по строке 480 в графе 4 - со знаком "-".
В случае принятия решения органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения, о возврате неиспользованного остатка целевых субсидий в бюджет в сведениях (ф. 0501016) указанный остаток не проставляется. Его возврат в доход соответствующего бюджета в отчетности следующего года будет отражаться с учетом положений Письма Минфина РФ от 24.01.2013 N 02-06-10/225 следующим образом:
- в балансе государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) остаток целевой субсидии будет отражен на начало года в строках 171 и 170 графы 3 со знаком "+", а в строке 230 графы 3 - со знаком "-";
- в отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) возврат неиспользованного остатка подлежит отражению в разделе 1 "Доходы учреждения" по строке 104 в графах 4, 5, 9 со знаком "-"; по строке 450 в графах 4, 5 и 9 со знаком "-", в разделе 3 "Источники финансирования дефицита средств учреждения" по строкам 500 и 700 в графах 4, 5 и 9 - со знаком "+";
- в отчете о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721) по строке 410 в графе 4 сумма возвращенной субсидии отразится со знаком "-", а по строке 480 в графе 4 - со знаком "+".
Следует также учесть, что в плане ФХД учреждения сумма возврата неиспользованного остатка субсидии на иные цели подлежит отражению в разделе "Плановые показатели по поступлениям" отдельной строкой со знаком "-".
О. Лунина,
редактор журнала "Учреждения образования: бухгалтерский
учет и налогообложение"
"Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(2) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
*(3) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н.
*(4) Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 N 33н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"