Со смертью гражданина открылось наследство в виде квартиры, единоличным собственником которой он являлся. Данной квартирой пользовались родственники умершего. Сам же гражданин на протяжении длительного времени до самой смерти проживал в квартире женщины, с которой у него не был заключен брак, но с которой вел совместное хозяйство и состоял в фактических брачных отношениях. Завещания наследодатель не оставил. Никаких соглашений между ним и его сожительницей о создании общего имущества не заключалось. Сожительница на иждивении умершего не состояла.
Имеет ли право сожительница наследовать квартиру умершего сожителя?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Фактические семейные отношения мужчины и женщины, ведение общего хозяйства при отсутствии завещания не порождают у последней права наследовать квартиру умершего сожителя, единоличным собственником которой он являлся.
Обоснование вывода:
Согласно ст. 1113 ГК РФ со смертью гражданина открывается наследство, в состав которого входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст. 1112 ГК РФ). Наследственное имущество переходит к наследникам по закону или по завещанию (ст.ст. 1110, 111 ГК РФ).
В рассматриваемой ситуации завещание наследодателем не составлялось. Поэтому наследование должно осуществляться по закону. В соответствии со ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя, а также наследующие по праву предоставления внуки наследодателя и их потомки. Как следует из положений ст. 1141 ГК РФ, если наследники первой очереди отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (ст. 1117 ГК РФ), либо лишены наследства (п. 1 ст. 1119 ГК РФ), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства, к наследованию призываются родственники последующих очередей, перечисленных в ст.ст. 1143-1145 и 1148 ГК РФ.
По условиям вопроса на открывшееся наследство (квартиру) претендует женщина, которая на протяжении длительного времени проживала с умершим гражданином одной семьей, вела с ним совместное хозяйство. Однако с позиций действующего семейного законодательства фактические семейные отношения мужчины и женщины не признаются государством в качестве брачных отношений. Так, в соответствии с положениями п. 2 ст. 1 СК РФ в Российской Федерации признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния. При этом права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния (п. 2 ст. 10 СК РФ). Соответственно, пережившим супругом, как наследником по закону первой очереди, может считаться только лицо, которое состояло с умершим в зарегистрированном браке. Исключение сделано лишь для лиц, вступивших в фактические брачные отношения до 8 июля 1944 г., поскольку действовавшие в то время законы признавали равноправными два вида брака - зарегистрированный в органах ЗАГСа и фактический брак. На это обстоятельство обращено внимание в определении Конституционного Суда РФ от 17.05.1995 N 26-О, в котором указано, что правовое регулирование брачных отношений в Российской Федерации осуществляется только государством. Закон не признает незарегистрированный брак и не считает браком сожительство мужчины и женщины. Оно не порождает правовых последствий и потому не устанавливается судами в качестве факта, имеющего юридическое значение.
Таким образом, принцип государственного признания брака, оформленного в установленном законом порядке, является основополагающим принципом семейного права, а также других отраслей права, в том числе и наследственного. Лица, состоящие в фактических брачных отношениях, не поименованы в числе наследников ни первой, ни последующих очередей.*(1) В этой связи незарегистрированное совместное проживание мужчины и женщины не порождает у последней права наследовать имущество умершего сожителя при отсутствии завещания. Подобной позиции придерживаются и суды. Смотрите, к примеру, решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 04.05.2012 по делу N 2-1466/2012, решения Центрального районного суда г. Омска (Омская область) от 30.09.2013 по делу N 2-4099/2013, Богородицкого районного суда (Тульская область) от 25.10.2013 по делу N 2-1728/2013, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея (Республика Адыгея) от 03.09.2013 по делу N 33-1008, с которыми можно ознакомиться на сайте: http://sudact.ru/.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Ответ прошел контроль качества
4 декабря 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Отметим, если бы сожительница умершего гражданина находилась на его полном содержании или получала от него помощь, которая была для нее постоянным и основным источником средств к существованию, то она могла бы быть призвана к наследованию по закону как иждивенка наследодателя при условии совместного проживания с наследодателем не менее года до его смерти (п. 2 ст. 1148 ГК РФ). Но, поскольку она таковой не являлась, то и наследовать по этому основанию не может.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.