УСН: расходы на чистоту
Фирма на УСН вправе включить расходы на услуги сторонних организаций по уборке офисов и мест общего пользования внутри здания, а также на мытье окон и фасадов в расчет базы по "упрощенному" налогу. Затраты на уборку и чистку снега на прилегающей территории являются спорными.
Собственники и арендаторы постоянно несут расходы на поддержание чистоты в зданиях и на прилегающей к ним территории. Нередко приходится нанимать специализированные организации для уборки помещений, мытья окон, чистки снега и других работ. Рассмотрим, как правильно отразить подобные затраты в учете и какие из них компания вправе включить в расчет базы по "упрощенному" налогу.
Уборка помещений: услуги клининговой компании
Фирма на УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" вправе при определении налоговой базы учитывать материальные расходы*(1). Они принимаются в порядке, предусмотренном для расчета налога на прибыль*(2). При этом к материальным расходам относятся, в частности, затраты на производственные и хозяйственные нужды (в т.ч. на содержание, эксплуатацию основных средств), а также на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями*(3). Таким образом, как фирма-собственник, так и фирма-арендатор могут включить расходы на услуги клининговой компании по уборке помещений в расчет "упрощенного" налога, в зависимости от того, кто обязан их нести согласно договору. Эту точку зрения подтверждает и Минфин России.
Так, в одном из писем финансовое ведомство разрешило организации на УСН учесть затраты на оплату услуг по уборке помещения*(4). В другом письме чиновники указали, что компания вправе включить в расчет налоговой базы затраты на услуги по уборке своих производственных зданий*(5).
Минфин России также разъяснил, что собственник при передаче в аренду офисных помещений может включить в расчет налоговой базы затраты по их техническому обслуживанию, в том числе по уборке, если договором аренды указанные затраты возложены на арендодателя*(6). С мнением финансового ведомства согласны и налоговики. В одном из писем *(7) они указали, что затраты арендодателя на уборку внутренних помещений, вывоз снега произведены в целях осуществления предпринимательской деятельности организации, связанной с передачей в аренду недвижимого имущества, являются экономически обоснованными и учитываются при расчете "упрощенного" налога в составе материальных расходов.
Что касается фирм-арендаторов, то, по мнению Минфина России, они также могут включать расходы на клининговые услуги для офиса в расчет налоговой базы*(8). Подтверждают данный подход и московские налоговики*(9).
Отметим, что затраты на уборку мест общего пользования в бизнес-центрах включаются в расчет "упрощенного" налога. Финансовое ведомство рассматривало случай, когда такие расходы понесла управляющая зданием компания*(10), и подтвердило, что в состав затрат на содержание здания, образующее основу деятельности фирмы, входят в том числе и клининговые услуги в местах общего пользования (коридоры, лестницы). Однако такой позиции чиновники придерживались не всегда. Ранее они не разрешали "упрощенцам" включать в налоговую базу затраты на услуги по уборке мест общего пользования, оказанные сторонними организациями. Например, в одном из писем говорилось*(11), что компания, предоставляющая помещения в субаренду, не может учитывать подобные расходы, поскольку это не предусмотрено положениями Налогового кодекса *(12).
Мытье фасадов и окон
Мытье наружной стороны окон и фасада здания возможно только с применением специального снаряжения или оборудования, а это предполагает привлечение сторонней специализированной организации. Минфин России рассматривал ситуацию*(13), когда собственник-арендодатель был обязан по условиям договора содержать здание в чистоте (в т.ч. производить мытье фасада, дверей и окон). Финансовое ведомство разъяснило, что в таком случае затраты на содержание переданного по договору аренды имущества относятся к внереализационным расходам*(14) и в то же время являются расходами, связанными с производством и реализацией. Поэтому такие затраты собственник может учесть в составе материальных расходов*(15).
Что касается арендаторов, то на этот счет разъяснений финансового ведомства не было. По нашему мнению, можно воспользоваться положениями указанного выше письма *(16). Ведь обычно обязанности по уборке возлагаются на самого арендодателя. Однако если договором аренды предусмотрена обязанность арендатора по поддержанию чистоты фасада здания, то такие затраты он может принять в расходы.
Уборка территории, чистка снега
Расходы фирмы на услуги сторонних организаций по уборке и благоустройству прилегающей территории не только в целях создания привлекательного для клиентов образа, но и в целях безопасности являются спорными. Вопросы у контролеров вызывает чистка снега, в том числе с крыш, уборка наледи и т.д., даже несмотря на то, что часто такие работы фирму обязывают проводить местные власти.
По мнению Минфина России, такие затраты не относятся к материальным, поэтому учесть их в базе по "упрощенному" налогу нельзя. В том числе и из-за того, что они прямо не поименованы в перечне разрешенных расходов*(17). Такие разъяснения финансовое ведомство дало по следующей ситуации*(18). Организация на УСН арендует здания, одно из которых используется под гостиницу, а второе сдается в субаренду под офисные помещения. В соответствии с договором аренды фирма обязана содержать здания в технической исправности и предупреждать аварийные состояния. Для этого нанята сторонняя организация, чтобы в зимнее время счищать снег с крыш, сбивать наледь, убирать и вывозить снег с прилегающей территории для обеспечения доступа машин (аварийных, коммунальных служб, клиентов гостиницы и т.д.) и прохода пешеходов. В летнее время сторонняя организация облагораживает территорию, прилегающую к зданиям, в целях придания эстетичного внешнего вида и повышения привлекательности для потенциальных клиентов. Финансовое ведомство указало, что перечень расходов для "упрощенцев" является закрытым*(19), поэтому указанные выше затраты не учитываются в налоговой базе. Аналогичные выводы содержат и другие письма Минфина России*(20). Таким образом, если вы решите учитывать в расходах подобные услуги, будьте готовы отстаивать свою позицию в суде.
Арбитражная практика складывается в пользу компаний. Есть несколько постановлений, где судьи пришли к выводу, что расходы по оплате услуг сторонней организации по уборке снега на территории налогоплательщика связаны с его производственной деятельностью и могут учитываться в качестве материальных расходов производственного характера при расчете "упрощенного" налога*(21).
Приведем пример отражения описанных выше услуг в бухгалтерском и налоговом учете, а также в книге учета доходов и расходов.
Пример
Компания "Актив" (на УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов") является собственником небольшого бизнес-центра. Часть офисов занимают сотрудники фирмы. Остальные площади сдаются в аренду другим организациям.
Для поддержания внутренней чистоты здания заключен годовой договор с клининговой компанией "Порядок", которая будет производить уборку всех офисных помещений и мест общего пользования (оплата услуг - 300 000 руб. ежемесячно). При этом арендаторы компенсируют компании "Актив" часть расходов на уборку в размере 100 000 руб. в месяц (это часть их арендной платы).
Кроме того, подписан годовой договор с организацией "Дворник", которая будет заниматься уборкой и благоустройством прилегающей территории (50 000 руб. ежемесячно, в зимний период в эти расходы входит уборка территории и вывоз снега, в летний - уборка территории и разбивка клумб).
Также заключаются разовые договоры со специализированной организацией "Высота", которая будет мыть фасад здания (стоимость услуги - 60 000 руб.), окна внутри и снаружи летом (стоимость услуги - 80 000 руб.) и убирать снег со здания зимой в зависимости от количества осадков (стоимость услуги - 15 000 руб.).
В нашем примере организации, оказывающие услуги, работают на общей системе налогообложения. Поэтому в стоимость их услуг включен НДС 18%. Компания "Актив" включает входящий НДС в расходы. При этом налог не отражается предварительно на счете 19 "НДС по приобретенным ценностям" (предусмотрено учетной политикой фирмы).
Акты оказания услуг, осуществляемых ежемесячно, подписываются в последний день месяца. Оплата за эти услуги производится до 10-го числа следующего месяца.
Арендаторы возмещают стоимость коммунальных услуг, в том числе уборки помещений, до 20-го числа следующего месяца.
Расходы в книге учета доходов и расходов отражаются либо на дату оплаты, либо на дату оказания услуг, в зависимости от того, что произошло раньше.
Бухгалтер отражает операции следующим образом (см. таблицу на с. 91).
Отражение расходов на чистоту в бухгалтерском и налоговом учете
Месяц оказания услуг | Число | Бухгалтерский учет | Налоговый учет | ||||||
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Содержание операции | Запись в Книге учета доходов и расходов | Доходы, руб. | Расходы, руб. | Примечание | ||
январь | Последнее число января | 300 000,00 | Включены в общехозяйственные расходы затраты на услуги по уборке всех офисных помещений и мест общего пользования, оказанные в январе компанией "Порядок" | ||||||
10 февраля | 300 000,00 | Оплачено компании "Порядок" за оказанные в январе услуги | Отражены расходы на услуги, оказанные в январе компанией "Порядок" | 254 237,29 | |||||
Выделен и включен в расходы НДС с оплаты услуг, оказанных в январе компанией "Порядок" | 45 762,71 | ||||||||
Последнее число января | 100 000,00 | Начислена сумма (составная часть арендной платы) возмещения от арендаторов за уборку в январе арендуемых ими офисов | |||||||
20 февраля | 100 000,00 | Арендаторы оплатили уборку офисов, производимую в январе | Возмещение от арендаторов за январскую уборку арендуемых ими офисов включено в доходы | 100 000 | |||||
...и т.д. в феврале-декабре | |||||||||
Последнее число января | 50 000,00 | Включены в общехозяйственные расходы затраты на услуги по уборке прилегающей территории (в т.ч. вывоз снега), оказанные в январе компанией "Дворник" | |||||||
10 февраля | 50 000,00 | Оплачено компании "Дворник" за услуги, оказанные в январе | Отражены расходы на услуги, оказанные компанией "Дворник" в январе | 42 372,88 | |||||
Выделен и включен в расходы НДС с оплаты услуг, оказанных компанией "Дворник" в январе | 7627,12 | ||||||||
Последнее число января | 15 000,00 | Включены в общехозяйственные расходы затраты на услуги по чистке снега с крыши здания, оказанные компанией "Высота" в январе | |||||||
10 февраля | 15 000,00 | Оплачено компании "Высота" за оказанные в январе услуги | Отражены расходы на услуги по чистке снега с крыши, оказанные компанией "Высота" в январе | 12 711,86 | Этот вид расходов является спорным в налоговом учете. Но так как у фирмы есть предписание муниципальных властей об очистке крыш и территории от снега и наледи, фирма готова отстаивать свои действия в суде | ||||
Выделен и включен в расходы НДС с оплаты услуг, оказанных компанией "Высота" в январе | 2288,14 | ||||||||
...и т.д. в феврале и марте | |||||||||
апрель | Последнее число апреля | 50 000,00 | Включены в общехозяйственные расходы затраты на услуги по уборке и благоустройству прилегающей территории (в т.ч. уборка территории - 30 000 руб., разбивка клумб и посадка цветов -20 000 руб.), оказанные компанией "Дворник" в апреле | Так как Минфин России не одобряет расходы на благоустройство территории, компания "Актив" признала только затраты на уборку территории в сумме 30 000 руб. и готова отстаивать свои действия в суде | |||||
10 мая | 50 000,00 | Оплачено компании "Дворник" за услуги, оказанные в апреле | Отражены расходы на услуги по уборке территории, оказанные компанией "Дворник" в апреле | 25 423,73 | |||||
Выделен и включен в расходы НДС с оплаты услуг, оказанных компанией "Дворник" в апреле | 4576,27 | ||||||||
...и т.д. в мае-декабре | |||||||||
в апреле | на дату акта оказания услуг, допустим, 20 апреля | 60 000,00 | Компанией "Высота" оказаны услуги по очистке фасада здания | ||||||
на дату оплаты, допустим, 21 апреля | 60 000,00 | Оплачено компании "Высота" за услуги по очистке фасада здания, оказанные в апреле | Отражены расходы на услуги по очистке фасада здания, оказанные компанией "Высота" в апреле | 50 847,46 | |||||
Выделен и включен в расходы НДС с оплаты услуг, оказанных компанией "Высота" в апреле | 9152,54 | ||||||||
в апреле, июле и сентябре | на дату акта оказания услуг | 80 000,00 | Компанией "Высота" оказаны услуги по мытью окон внутри и снаружи здания | ||||||
на дату оплаты | 80 000,00 | Оплачено компании "Высота" за оказанные услуги по мытью окон внутри и снаружи здания | Отражены расходы на услуги по мытью окон, оказанные компанией "Высота" | 67 796,61 | |||||
Выделен и включен в расходы НДС с оплаты услуг, оказанных компанией "Высота" | 12 203,39 |
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 3 февраля 2010 г. по делу N А46-13159/2009
А. Матросова,
главный бухгалтер компании "БВТ Группа"
Экспертиза статьи:
Е. Мельникова,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор
"Актуальная бухгалтерия", N 1, январь 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
*(2) п. 2 ст. 346.16, ст. 254 НК РФ
*(3) подп. 2 и 6 п. 1 ст. 254 НК РФ
*(4) письмо Минфина России от 03.11.2009 N 03-11-06/2/235
*(5) письмо Минфина России от 13.04.2011 N 03-11-06/2/53
*(6) письмо Минфина России от 07.02.2011 N 03-11-11/33
*(7) письмо УФНС России по г. Москве от 25.05.2010 N 16-15/054712@
*(8) письма Минфина России от 05.04.2010 N 03-11-06/2/48, от 01.06.2007 N 03-11-04/2/153
*(9) письмо УФНС России по г. Москве от 03.08.2011 N 16-15/075976@
*(10) письмо Минфина России от 22.02.2012 N 03-11-06/2/32
*(11) письмо Минфина России от 15.11.2007 N 03-11-04/2/277
*(12) ст. 254, п. 1 ст. 346.16 НК РФ
*(13) письмо Минфина России от 01.07.2013 N 03-11-06/2/24988
*(14) подп. 1 п. 1 ст. 265 НК РФ
*(15) подп. 6 п. 1 ст. 254, подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
*(16) письмо Минфина России от 01.07.2013 N 03-11-06/2/24988
*(17) п. 1 ст. 346.16 НК РФ
*(18) письмо Минфина России от 22.10.2010 N 03-11-06/2/163
*(19) п. 1 ст. 346.16 НК РФ
*(20) письма Минфина России от 20.02.2012 N 03-11-06/2/27, от 19.10.2010 N 03-11-06/2/157, от 24.09.2010 N 03-11-06/2/152
*(21) пост. ФАС ЗСО от 03.02.2010 N А46-13159/2009, ФАС ПО от 07.12.2009 N А12-7366/2009, ФАС СКО от 28.05.2008 N Ф08-2886/2008
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.