Законопроект о регулировании труда творческих работников
В конце сентября Госдумой в первом чтении принят законопроект N 289979-6, который должен внести изменения в ТК РФ. Изменения коснутся регулирования труда работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков, а также лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений.
Предполагается, что принятие данного законопроекта будет способствовать совершенствованию трудовых отношений в области культуры и искусства, а также более эффективному регулированию труда творческих работников.
Предыстория
Необходимость введения большей свободы и маневренности в трудовых отношениях в творческом коллективе в последние годы все чаще отмечается в выступлениях деятелей искусства на различных форумах, встречах с руководством страны, в прессе.
В частности, на VI (XX) съезде Союза театральных деятелей РФ был поднят вопрос о введении контрактной системы: "Контракты необходимы, чтобы оздоровить наши театры. В противном случае театр будет задыхаться, существуя в постоянном противоборстве директора и художественного руководителя, артистов и режиссера, коллектива театра и учредителя"*(1).
Творческий коллектив нуждается в постоянном обновлении, поскольку его состав требует определенных соотношений по полу, возрасту, амплуа артистов. Перед руководством театра стоят две задачи: сохранять костяк коллектива и одновременно обеспечивать стабильное пополнение труппы, при этом стараться регулярно занимать всех актеров в постановках. Однако зачастую складывается так, что многие актеры десятилетиями не выходят на сцену и только числятся в труппе - появляется балласт из артистов, которые заключили ранее трудовые договоры на неопределенный срок, но в сложившихся обстоятельствах не востребованны в театре.
По данным ГИВЦ Минкультуры, численность художественно-артистического персонала в государственных (муниципальных) театрах в 2011 году составила 43 936 человек, в музыкальных коллективах - 25 120 человек. По данным мониторинга Минкультуры, с 70-75% творческих работников трудовые договоры заключены на неопределенный срок, при этом к числу незадействованных работников можно отнести до 30% таких сотрудников*(2).
Трудовое законодательство РФ предписывает заключать трудовые договоры на неопределенный срок (за исключением случаев, предусмотренных федеральным трудовым законодательством, когда в силу обстоятельств трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения), что согласуется с рекомендациями Международной организации труда*(3).
Если руководитель принимает решение расторгнуть бессрочный трудовой договор, то у него возникают сложности. Как правило, он предлагает работнику уволиться по собственному желанию (ст. 80 ТК РФ) с выплатой выходного пособия или иной компенсации. Если работник не соглашается, работодатель может уволить его либо за нарушение трудовой дисциплины, либо за несоответствие занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (ст. 81 ТК РФ). Руководители знают, что такое увольнение проблематично.
Пытаясь обезопасить себя в дальнейшем, руководители театров, цирков и концертных организации заключают срочные трудовые договоры с творческими работниками. Однако при возникновении споров суды, как правило, становятся на сторону работников и признают незаконность увольнения в связи с истечением срока трудового договора, считая, что само заключение договора на определенный срок неправомерно.
Примечание. Заключение договора на определенный срок неправомерно, если случай заключения договора не входит в перечень, указанный в ТК РФ.
Случаи заключения трудового договора на определенный срок приведены в ст. 59 ТК РФ. Среди них есть такие, которые характерны для организаций исполнительских искусств, и отдельные положения названной статьи могут служить основанием для заключения срочных трудовых договоров с творческими работниками. Так, срочный трудовой договор должен заключаться на определенный срок:
для выполнения заведомо определенной работы (например, с артистом для исполнения роли в течение какого-то срока, с режиссером или художником для постановки или художественного оформления спектакля и т.п.);
с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой (например, с артистом на время показа соответствующего спектакля).
Статья 59 ТК РФ содержит вариант заключения трудового договора на неопределенный срок, имеющий прямое отношение к деятельности организаций культуры. Так, по соглашению сторон может заключаться срочный трудовой договор с творческими работниками СМИ, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иными лицами, участвующими в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
ТК РФ введен в действие с 01.02.2002. Соответствующий перечень*(4) утвержден только в 2007 году. Однако в большинстве организаций исполнительских искусств со многими артистами до 2007 года уже были заключены бессрочные договоры. И если такой работник подписал соглашение с работодателем о переходе на срочный трудовой договор, при возникновении в дальнейшем судебного разбирательства это соглашение будет признано не имеющим юридической силы. Примерами могут служить определения Свердловского областного суда от 23.08.2012 по делу N 33-10350/2012 и от 15.12.2011 по делу N 33-17623/2011. По мнению судебных органов, в случаях, предусмотренных ТК РФ, срочный трудовой договор может заключаться без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения. Такой договор может быть признан правомерным, если он заключен на основе добровольного согласия работника и работодателя. Если судом при разрешении спора о правомерности заключения срочного трудового договора будет установлено, что работник был вынужден заключить такой договор, суд применяет правила договора, заключенного на неопределенный срок.
ТК РФ предусматривает возможность трансформации срочного трудового договора в бессрочный, но не допускает обратного. Срочный трудовой договор можно заключить только при приеме на работу.
30.11.2011 Председатель Правительства РФ встречался с деятелями театра. В числе прочих была поднята и проблема, обозначенная выше. По итогам встречи был составлен Перечень поручений Председателя Правительства РФ от 06.12.2011 N ВП-П44-8657. Во исполнение этих поручений, в частности, разработан законопроект N 289979-6.
Новеллы законопроекта
В законопроекте предлагается дополнить ТК РФ гл. 52.1, содержащей следующие статьи: ст. 336.1 "Регулирование труда творческих работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений", ст. 336.2 "Особенности заключения и прекращения трудового договора с творческими работниками", ст. 336.3 "Дополнительные основания прекращения трудового договора с творческими работниками".
Новеллой является введение обязательной процедуры конкурсного отбора творческих работников для заключения трудового договора на неопределенный срок на замещение соответствующей должности и механизма проведения такого конкурса.
Законопроектом предусмотрено, что на замещение должности, занимаемой творческим работником по трудовому договору на неопределенный срок, раз в 5 лет проводится конкурс. В число претендентов может входить как творческий работник, замещающий эту должность, так и другие лица.
При этом конкурс на замещение руководящей должности учреждения не проводится. Также не проводится конкурс на замещение должностей творческих работников, занимаемых беременными женщинами и женщинами, имеющими детей в возрасте до 3 лет, если договор с ними заключен на неопределенный срок.
Если творческий работник прошел по конкурсу, новый трудовой договор с ним может не заключаться. Действие срочного трудового договора с работником продлевается по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме. Договор может быть заключен на определенный срок не более 5 лет или на неопределенный срок.
Основанием для прекращения трудового договора с творческим работником, замещающим должность по трудовому договору на неопределенный срок, будет являться неизбрание его по конкурсу или отказ от участия в конкурсе.
В переходный период проведение конкурсов на замещение должностей творческих работников, занимаемых работниками, с которыми заключены трудовые договоры на неопределенный срок, регулирует ст. 2 законопроекта.
Согласно нормам данной статьи работодатель обязан объявить и провести конкурс на замещение должностей, занимаемых такими "бессрочными" работниками. Причем конкурс должен быть проведен в течение года с момента вступления в силу закона, в основу которого ляжет рассматриваемый законопроект.
Процедура проведения конкурса будет регулироваться положением о порядке замещения должностей творческими работниками организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иными лицами, участвующими в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений. Данное положение, а также перечень должностей творческих работников, замещение которых осуществляется по результатам конкурса, должно быть утверждено уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Законопроект предусматривает обязательное участие профсоюзной организации в работе конкурсной комиссии.
Средства на проведение конкурсных процедур на замещение должностей творческих работников, в том числе на оплату труда членов комиссий, уполномоченных выносить решения, должны быть направлены из бюджетов бюджетной системы РФ. По приблизительным оценкам Минкультуры, они составят около 1 млн. руб. ежегодно.
Вопросы трудоустройства
В рекомендациях круглого стола на тему "О совершенствовании регулирования труда творческих работников и гарантиях их социальной защиты", проведенного Комитетом Госдумы по культуре 04.12.2012, говорится: неизбрание артиста, другого творческого работника по конкурсу не следует рассматривать как признание его недостаточной квалификации, как это обычно бывает при проведении аттестации. Речь идет лишь о том, что в данном творческом коллективе на этот момент времени нужен артист другого возраста, другой творческой направленности (амплуа) и т.п. Артист, не прошедший по конкурсу в одном театре, может оказаться нужным, востребованным в другом.
Участники круглого стола - депутаты Госдумы, представители Минкультуры, Минтруда, Роструда, Общественной палаты, органов исполнительной власти субъектов РФ, Российского профсоюза работников культуры, Союза театральных деятелей РФ, руководители театров, концертных организаций и цирков, образовательных учреждений в сфере театрального искусства, творческой общественности - обсудили вопросы, связанные с совершенствованием регулирования труда творческих работников и гарантии их социальной защиты.
Было отмечено, что внедрению в России новых моделей формирования творческих коллективов, связанных с высвобождением работников, должна сопутствовать разработка адекватных мер их социальной поддержки (защиты). Одна из причин этого в том, что в наших условиях увольнение артиста из творческого коллектива в связи с окончанием срока трудового договора (контракта) или достижением пенсионного возраста чревато для него не только потерей социального статуса, но и серьезным снижением материального достатка, невозможностью обеспечить себе за счет государственной пенсии достойное существование.
Был поднят вопрос об организации миграции творческих работников: миграция творческих кадров - обязательное условие развития сценического искусства. Главная задача - помочь артисту найти театр, где он будет востребован. Долгое время эту функцию выполняла так называемая "летняя театральная биржа труда", которая проходила ежегодно с 1987 года. До 90% артистов, приехавших на биржу для встречи с собравшимися там руководителями театров, получали работу. Проводило мероприятие федеральное государственное учреждение "Всероссийский центр занятости работников театров (театральная биржа труда)". Данное учреждение было ликвидировано Рострудом в 2007 году, и с того времени театральные биржи не проводятся. На круглом столе был поднят вопрос об их возобновлении.
По мнению участников круглого стола, мерами социальной защиты работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков, а также лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, должны стать:
- программа переподготовки высвобождающихся творческих работников;
- формирование фонда служебной жилплощади;
- ежемесячные выплаты заслуженным творческим работникам - неработающим пенсионерам;
- страховые выплаты в случае непрохождения конкурса или в случае отказа от прохождения конкурса на замещение должности творческого работника;
- расширение гастрольной деятельности.
Утверждение законопроекта
Законопроект рассмотрен и одобрен на расширенном заседании коллегии Минкультуры с участием ведущих деятелей культуры, искусства и кинематографии 27.09.2012, Экспертным советом при Правительстве РФ 27.02.2013, а также Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений 26.04.2013.
В данный момент*(5) законопроект находится на доработке. Он направлен Президенту РФ, в Совет Федерации Федерального собрания, комитеты и комиссии Госдумы, во фракции в Госдуме, в Правительство РФ, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ.
Комитету Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов дано поручение доработать законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Госдумы во втором чтении.
Рассмотрение данного законопроекта включено в программу законопроектной работы Госдумы в период осенней сессии 2013 года.
Эксперты полагают, что переход на заключение с работниками трудовых договоров по результатам конкурсов будет способствовать периодическому обновлению и стабильному творческому росту трудового коллектива, необходимой кадровой мобильности.
Т.Ю. Антропова,
главный редактор журнала
"Руководитель бюджетной организации"
"Руководитель бюджетной организации", N 12, декабрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Из доклада А.А. Калягина.
*(2) Справка к заседанию коллегии Минкультуры по вопросу о проекте федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования труда творческих работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений" (26.09.2012).
*(3) См., например, Рекомендацию МОТ N 166 "О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя", принятую в Женеве 22.06.1982 на 68-й сессии Генеральной конференции МОТ.
*(4) Перечень профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 N 252.
*(5) Ноябрь 2013 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"