Конференция в Москве: что ждет организации при сдаче отчетности за 2013 год в связи с изменениями в правилах бухгалтерского учета
Ольга Анатольевна Шаркаева, аттестованный консультант по налогам и сборам, преподаватель МВА и ИПБ России, канд. экон. наук, разъяснила некоторые изменения, внесенные в законодательство о бухгалтерском учете в 2013 году, в том числе вступившие в силу с 1 сентября.
Ольга Анатольевна указала на некоторые изменения, внесенные в законодательство о бухгалтерском учете в том числе с 1 сентября 2013 года в связи с принятием Федерального закона от 23.07.13 N 251-ФЗ (далее - Закон N 251-ФЗ). Так, Федеральный закон от 06.12.11 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) дополнили положениями о составе бухгалтерской отчетности и порядке ее представления.
Кроме того, лектор напомнила порядок внесения исправлений в первичные документы и особенности их хранения.
В 2013 году изменился порядок представления и состав бухгалтерской отчетности
Ольга Анатольевна обратила внимание слушателей на некоторые ключевые изменения в порядке составления и представления бухгалтерской отчетности. Отдельные изменения внесены в законодательство с 1 января 2013 года. Другие поправки вступили в силу с сентября текущего года.
Компания представляет экземпляр годовой отчетности в орган статистики по месту учета. С 1 января 2013 года в соответствии со статьей 18 Закона N 402-ФЗ экземпляр годовой бухгалтерской отчетности организация представляет в том числе в орган государственной статистики по месту госрегистрации. Такой экземпляр отчетности составляет государственный информационный ресурс, то есть он аккумулирует информацию об активах и обязательствах компании.
Лектор обратила внимание, что в настоящее время НК РФ и КоАП РФ предусматривают ответственность только за непредставление годовой бухгалтерской отчетности в налоговый орган (ст. 126 НК РФ и ст. 15.6 КоАП РФ). По мнению Ольги Анатольевны, вероятнее всего, в ближайшее время административная ответственность будет установлена и за непредставление такой отчетности в органы статистики.
Подписывать бухгалтерскую отчетность может доверенное лицо руководителя компании. На основании части 8 статьи 13 Закона N 402-ФЗ бухгалтерская отчетность считается составленной после того, как ее подписал на бумажном носителе руководитель компании. При этом ФНС России в письме от 26.06.13 N ЕД-4-3/11569 "О передаче полномочий руководителя иному лицу" отметила, что руководитель организации вправе доверить подписание бухгалтерской отчетности иному лицу. Им может быть как работник организации, так и другое лицо, которое на основании договора ведет бухучет в компании.
Компании, проводящие обязательный аудит, представляют в составе отчетности аудиторское заключение. Эта обязанность установлена частью 10 статьи 13 Закона N 402-ФЗ. При этом с 1 сентября 2013 года такие компании обязаны хранить указанное аудиторское заключение вместе с иными первичными учетными документами, регистрами бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетностью. Срок хранения устанавливается в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но составляет не менее пяти лет после отчетного года (ч. 1 ст. 29 Закона N 402-ФЗ и ч. 5 ст. 43 Закона N 251-ФЗ).
Промежуточную отчетность компании составляют не только в установленных законом случаях, но и в соответствии с учредительными документами и условиями договора с контрагентом. Согласно части 2 статьи 13 Закона N 402-ФЗ все без исключения компании составляют годовую отчетность. Промежуточную отчетность компании составляют на основании части 4 указанной статьи. Ранее составление промежуточной отчетности было обязательно для некоторых компаний лишь в силу норм закона.
С 1 сентября 2013 года обязанность составлять промежуточную отчетность может быть обусловлена учредительными документами или решением собственника (п. "а" ч. 2 ст. 43 Закона N 251-ФЗ). Ведь в первую очередь пользователями промежуточной бухгалтерской отчетности являются участники организации и ее учредители. Собственникам важно знать, насколько эффективна деятельность компании, какую она приносит прибыль, терпит ли убытки и т.д.
Кроме того, теперь необходимость составлять промежуточную отчетность можно закрепить в договоре с контрагентом. Таким образом компания частично обезопасит себя от сотрудничества с недобросовестным поставщиком и, возможно, исключит претензии налоговиков о притворности сделки с целью получения необоснованной налоговой выгоды.
Направленный по электронной почте документ не всегда является первичным
В соответствии с частью 5 статьи 9 Закона N 402-ФЗ компания вправе составить первичный учетный документ как на бумажном носителе, так и в электронном виде. При этом по правилам статей 5 и 6 Федерального закона от 06.04.11 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" электронный документ должен быть защищен электронной подписью*(1).
Лектор напомнила, что статус документа зависит от того, подписан он усиленной электронной подписью или нет. В частности, Минфин России в письме от 23.01.13 N 03-03-06/1/24 отметил, что документ, оформленный в электронном виде и подписанный квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью), является документом, подтверждающим расходы налогоплательщика. Но только в том случае, если законодательство не требует составлять такой документ на бумажном носителе.
При этом, как отметила Ольга Анатольевна, многие компании ошибочно относят к первичным документы, отправленные контрагенту по электронной почте. Ведь такой документ не защищен электронной подписью и, следовательно, его можно изменить. Для того чтобы спорный документ квалифицировали в качестве первичного, его необходимо распечатать на бумаге и подписать. При необходимости внести изменения в такой документ компания сможет по правилам, предусмотренным частью 7 статьи 9 Закона N 402-ФЗ.
По мнению лектора, компании целесообразно распечатывать на бумажном носителе и заверять подписью руководителя в том числе и электронную "первичку", подписанную неквалифицированной электронной подписью.
Срок хранения бухгалтерских документов целесообразно определять на основании фактической потребности компании в таких бумагах
Статья 29 Закона N 402-ФЗ обязывает компанию хранить учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерскую отчетность и аудиторские заключения в течение не менее пяти лет с момента окончания отчетного года. При этом часть 2 указанной статьи уточняет, что хранить такие документы необходимо в течение не менее пяти лет после года, в котором они в последний раз использовались для составления бухгалтерской отчетности.
Ольга Анатольевна обратила внимание на то, что уничтожение первичных документов по истечении указанного пятилетнего срока зачастую приводит к негативным налоговым последствиям.
Например, одна из компаний в 2005 году ввела в эксплуатацию объект основных средств - упаковочную машину. При проверке в 2013 году она не представила налоговикам первичные документы, подтверждающие расходы на приобретение этого основного средства. Аргументы - пять лет истекли, в связи с чем организация уничтожила истребуемые документы. Однако в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.02 N 1), спорный объект относится к седьмой амортизационной группе со сроком полезного использования от 15 до 20 лет включительно. На момент проведения проверки компания продолжала начислять амортизацию по этому объекту. Следовательно, по мнению проверяющих, ей необходимо документально подтвердить первоначальную стоимость спорного объекта.
В рассматриваемой ситуации, по мнению лектора, отсчитывать пятилетний срок хранения документов компании необходимо не с даты ввода машины в эксплуатацию, а с момента окончания начисления амортизации.
Кроме того, лектор напомнила, что срок хранения документов компания устанавливает в соответствии с Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным приказом Минкультуры России от 25.08.10 N 558. Важно помнить, что акционерные общества дополнительно руководствуются и постановлением ФКЦБ России от 16.07.03 N 03-33/пс "О хранении документов в акционерных обществах".
Порядок осуществления внутреннего контроля не обязательно закреплять в Учетной политике организации
По правилам статьи 19 Закона N 402-ФЗ компания организовывает и осуществляет внутренний контроль фактов ее хозяйственной жизни. Минфин России в информационном сообщении N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 06.12.11 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" указал, что Закон N 402-ФЗ не устанавливает каких-либо ограничений для организации внутреннего контроля. Таким образом, компания самостоятельно разрабатывает мероприятия внутреннего контроля, которые впоследствии применяет на практике.
Ольга Анатольевна отметила, что компании вовсе не обязательно закреплять порядок осуществления внутреннего контроля в учетной политике, достаточно разработать внутреннее положение.
При этом, как отметила лектор, важной частью мероприятий внутреннего контроля в организации является комплекс мер по противодействию заключению мнимых договоров. Лица, ответственные за заключение сделки (руководитель) и ее отражение в учете (бухгалтер), должны быть уверены, что та или иная сделка реальная, не притворная, не противоречит закону. При этом контрагент организации является добросовестным и не имеет признаков фирм-однодневок. В этом случае, по мнению лектора, риски признания сделки недействительной сводятся к минимуму и компания сможет избежать связанных с такими рисками налоговых доначислений.
В настоящее время в Государственной Думе находится на рассмотрении законопроект N 192810-6 "О внесении изменений в Федеральный закон от 06.12.11 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". В нем особое внимание уделено мнимым и притворным сделкам, а также отражению в регистрах бухучета достоверных фактов хозяйственной деятельности организации.
Другое важное изменение, которое обсуждают в рамках указанного законопроекта, - это порядок оформления первичных документов. В частности, предлагается, чтобы сотрудник компании, ответственный за правильность оформления того или иного факта хозяйственной жизни, обеспечивал своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных бухгалтерского учета, а также достоверность соответствующих показателей. В свою очередь работник, индивидуальный предприниматель или специализированная организация, на которых возложено ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности, ответственность за это не несут.
О.А. Шаркаева,
аттестованный консультант по налогам и сборам,
преподаватель МВА и ИПБ России, канд. экон. наук
"Российский налоговый курьер", N 21, ноябрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее читайте в статье "Налоговые плюсы и минусы для компании при подписании документов электронной подписью" // РНК, 2013, N 13-14, с. 141.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99