Теоретический обзор международно-правовых особенностей механизма разрешения споров в рамках Всемирной торговой организации
Споры и конфликты являются неотъемлемой составляющей межгосударственных отношений. Соответственно, для всех государств особенно актуальным является возможность использования наиболее эффективных механизмов разрешения споров. Большое количество международных соглашений и конвенций содержат нормы, которые устанавливают различные процедуры урегулирования споров. "Они могут разрешаться ad hoc, на дипломатической основе, или стороны договариваются о передаче спора на рассмотрение внешнему органу, такому как, например, Международный суд ООН, для вынесения решения по соответствующему вопросу" [5, с. 280]. Но есть такие международные организации, которые в своих внутренних документах устанавливают специальную процедуру разрешения споров. Одной из них является Всемирная торговая организация (далее - ВТО), особенностям механизма разрешения споров в которой и посвящена настоящая статья.
ВТО находится в состоянии постоянного развития, преобразования и совершенствования. Доказательством этого является то, что в целях обеспечения соблюдения обязательств государств-членов ВТО по многосторонним соглашениям была создана специальная система разрешения международных споров, которая "позволяет государству-члену, пострадавшему от нарушения обязательств по праву ВТО, инициировать квазисудебное разбирательство и восстановить status quo" [7, с. 54-55].
С созданием ВТО государства-члены взяли на себя обязательства по целому пакету многосторонних соглашений, которые составляют право ВТО, одним из главных среди них является Генеральное соглашение о торговле и тарифах (далее - ГАТТ) [2]. Вообще "сама идея создания ВТО базировалась в некоторой степени на необходимости реформирования механизма разрешения споров в рамках ГАТТ для придания обязательности решениям, принятым в рамках его деятельности" [6, с. 105].
На сегодняшний день, основные положения о порядке урегулирования конфликтов и разрешения споров в рамках ВТО содержатся в Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров [4] (далее - Договоренность), являющейся приложением N 2 к Марракешскому соглашению о создании ВТО. Данный документ является бессрочным актом, кроме того, он не имеет обратной силы. Как показывает анализ текста Договоренности, ряд её положений действительно указывает на то, что механизму разрешения споров в документах ВТО отводится гораздо более значительная роль, нежели в традиционных международных соглашениях, в большинстве своем содержащих однотипные формулировки о порядке урегулирования конфликтов между участниками.
Одной из первых особенностей процедуры разрешения споров в рамках ВТО является то, что основанием для ее возбуждения является нарушение норм соглашения. Данное требование отличает процедуру, предусмотренную Договоренностью, от процедуры разрешения споров в рамках ГАТТ, так как ранее она могла начаться и при отсутствии нарушения, в частности при сокращении или аннулировании "торговых уступок".
Следующая особенность заключается в том, что в ВТО полномочия не делегируются совету директоров или главе организации, а это отличает ВТО от ряда других международных организаций, чьи бюрократические процедуры могут воздействовать на политику конкретной страны. Также ВТО не имеет и собственного суда: формально споры рассматриваются и разрешаются Органом по разрешению споров (далее - ОРС). "Однако, по сути, он самостоятельно не регулирует конфликт, а только следит за ходом разбирательств и контролирует исполнение принятых решений" [8, с. 70]. На практике же спор разрешается третейской группой или Апелляционным органом, в том случае, если сторона не согласна с докладом третейской группы. При этом введение возможности апелляционного обжалования также является одной из новелл. Это связано с созданием новой процессуальной стадии в форме апелляционного производства и учреждением Апелляционного органа как дополнительной инстанции при рассмотрении споров. На сегодняшний день, процедура рассмотрения споров в рамках ВТО позволяет избежать вето стороны, незаинтересованной в принятии решения, так как ранее "проигрывающая сторона практически никогда не выражала поддержки, что, в свою очередь, блокировало решение" [1, с. 79].
Если ранее отсутствовало четкое определение временных рамок рассмотрения споров, то в Договоренности "установлены процессуальные сроки для рассмотрения дел, с целью ограничить субъективное затягивание процесса" [3, с. 18]. При этом установлено, что вся процедура рассмотрения спора должна занимать от девяти месяцев (рассмотрение третейской группой) до двенадцати (при обращении в Апелляционный орган) (ст. 20 Договоренности).
Особенностью является и то, что отныне к рассмотрению уполномоченных органов ВТО могут приниматься дела, касающиеся не только торговли товарами, как это было в случае с ГАТТ, но и торговли услугами и также торговых аспектов прав интеллектуальной собственности.
Специфика урегулирования споров в ВТО заключается в том, что здесь задействованы как политические, так и правовые методы разрешения конфликта между сторонами. В зависимости от обстоятельств дела, каждый метод применяет определенные приемы и способы улаживания спора, которые могут использоваться одновременно или выборочно. Общим признаком политических методов урегулирования споров являются "свобода выбора спорящими сторонами соответствующих механизмов, определенная гибкость в их применении, а также подконтрольность всего процесса главным субъектам этого спора. Особенность правовых методов заключается в том, что спорящие стороны обращаются к специально уполномоченному органу и свод специальных правил подробно регламентирует порядок рассмотрения дела" [9, с. 218-219].
Помимо этого, одной из главных особенностей механизма разрешения споров в рамках ВТО является конечная цель разбирательства, обозначенная в Договоренности как позитивное разрешение спора. Взаимоприемлемое для сторон спора и совместимое с охваченными соглашениями, решение, несомненно, является предпочтительным (п. 7 ст. 3 Договоренности). Следовательно, важно не только урегулирование конфликта в соответствии с правовыми нормами, содержащимися в том или ином соглашении, но и достижение справедливого компромисса между спорящими сторонами.
Существенной особенностью механизма урегулирования споров, предусмотренных Договоренностью, является установление конкретных правовых рамок применительно ко всем решениям, принимаемым в рамках процедуры разрешения споров. Эти решения, во-первых, должны быть совместимы с соглашениями, на которые распространяется Договоренность, во-вторых, они не должны аннулировать или сокращать выгоды, вытекающие для любого члена из этих соглашений, в третьих, они не должны препятствовать достижению какой-либо из целей соглашений (п. 5 ст. 3 Договоренности).
Не нужно забывать, что для прошлого механизма разрешения споров было характерно отсутствие судебного решения, а также необязательный характер заключений. На сегодняшний день, в "ВТО действует система обеспечения исполнения принятых решений, так, в этих целях ОРС вправе санкционировать применение мер принудительного характера" [7, с. 55].
В числе новелл Договоренности следует обозначить и установление презумпции вины стороны, допустившей нарушение норм соглашения. Следовательно, тому, кто решил обратиться к процедуре урегулирования спора, достаточно обосновать сам факт нарушения, нарушитель же, на которого подана жалоба, должен опровергнуть обвинение (п. 8 ст. 3 Договоренности). Для пострадавшей стороны этот порядок значительно облегчает процесс возбуждения процедуры урегулирования спора и, соответственно, компенсирует ее ущемленное положение. Шадиходжаев Ш.Ш. в своей статье акцентирует внимание на том, что подробное регулирование процессуальных действий и сроков наполнило Договоренность более конкретным содержанием, в связи с чем, предусмотренные в ней процедуры и механизмы стали больше походить на международное судопроизводство [9, с. 222].
В заключение хотелось бы отметить, что на сегодняшний момент процедура разрешения споров в рамках ВТО действует более эффективно и результативно по сравнению с системой ГАТТ. Это связано с тем, что урегулирование споров в ВТО осуществляется в рамках интегрированной системы, отличной от предыдущей фрагментарной, в которой отсутствовали унифицированные правила и единая система органов. Но, несмотря на существование отработанного механизма разрешения споров, следует констатировать наличие определенных проблем, связанных с существованием разнонаправленных экономических и политических интересов участников, для решения которых потребуется увеличение профессионального уровня государств-членов и повышенная открытость мирового сообщества в целом.
Библиографический список литературы
1 Аббаслы А. Разрешение споров в рамках Всемирной торговой организации. Вопросы суверенитета // Закон и право. - 2011. - N 8. - С. 78-81.
2 Генеральное соглашение по тарифам и торговле. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://trade.gov.kz/documents/Files/rus/GATT_1947.pdf.
3 Голубев В.В. Некоторые международно-правовые особенности механизма разрешения споров в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) // Экономика. Управление. Право. - 2011. - N 9. - С. 18-20.
4 Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://trade.gov.kz/documents/Files/rus/pril2.pdf.
5 Зуева И.А. Некоторые особенности механизма разрешения споров во всемирной торговой организации (ВТО) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2010. - N 1. - С. 280-288.
6 Лапин С.Л. Некоторые проблемы системы разрешения споров в рамках ВТО // Государство и право. - 2007. - N 9. - С.105-109.
7 Родин А.А. Разрешение международных споров в ВТО. Способы защиты интересов частных лиц // Юридический мир. - 2007. - N 7. - С. 54-60.
8 Усоскин С.В. Механизм разрешения споров в рамках Всемирной торговой организации: краткий экскурс // Международное правосудие. - 2012. - N 1. - С. 69-77.
9 Шадиходжаев Ш.Ш. Процессуальные особенности урегулирования споров в рамках Всемирной торговой организации // Московский журнал международного права. - 2011. - N 2. - С. 217-233.
Маркина М.В.,
студентка 5 курса ФГБОУ ВПО "МГУ им. Н.П. Огарева",
E-mail: masha-markina-20@yandex.ru
Худойкина Т.В.,
доктор юридических наук, профессор
ФГБОУ ВПО "МГУ им. Н.П. Огарева",
E-mail: thudoykina@mail.ru
"Библиотека научных публикаций "Электронного периодического справочника "Система ГАРАНТ", N 1, 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Маркина М.В., Худойкина Т.В. Теоретический обзор международно-правовых особенностей механизма разрешения споров в рамках Всемирной торговой организации
Markina M.V., Hudoiykina T.V. Theoretical review of international legal features of the dispute resolution mechanism under the World Trade Organization
В статье рассматриваются важные особенности функционирования системы разрешения споров в рамках Всемирной торговой организации, такие как: установление процессуальных сроков рассмотрения споров, достижение справедливого компромисса, использование правовых и политических методов улаживания конфликта, установление "презумпции вины" и другие.
The article discusses the important features of the system of dispute resolution in the world trade organization, such as the establishment of procedural time limits for consideration of disputes, achieving a fair compromise, the use of legal and political methods of settlement, the establishment of a "presumption of guilt" and others.
Ключевые слова: Всемирная торговая организация, Договорённость о разрешении споров, Орган по разрешению споров, третейская группа, государство, спор.
Keywords: World Trade Organization, Agreement on the resolution of disputes, the dispute settlement Body, panel, the state, the dispute.
Электронный журнал "Библиотека научных публикаций "Электронного периодического справочника "Система ГАРАНТ"
Основная цель электронного научного журнала - обеспечение доступности дискуссионных положений научного исследования для ознакомления заинтересованных лиц и осуществления заочной дискуссии в связи с этими положениями.
Тематики журнала относятся к сфере права, бухгалтерского учёта и аудита:
Государство и право. Юридические науки (10.00.00);
Учёт (06.35.31);
Государственные финансы. Налоги (06.73.15);
Учёт и отчётность. Анализ хозяйственной деятельности предприятия (06.81.85).
Свидетельство о регистрации СМИ Эл N ФС 77-54346, распространяется преимущественно в составе базы данных "Электронный периодический справочник "Система ГАРАНТ" (Свидетельство о регистрации электронной базы данных N 2010620706).
См. подробнее о возможности опубликования в электронном виде научных работ.
Пример оформления библиографической ссылки на работу, опубликованную в электронном научном журнале "Библиотека научных публикаций "Электронного периодического справочника "Система ГАРАНТ" (цветом выделены переменные значения, индивидуальные для каждого произведения):
Лаутс Е.Б. Источники банковского права [Электронный ресурс]. Доступ из Системы ГАРАНТ // База данных "Электронный периодический справочник "Система ГАРАНТ": журнал "Библиотека научных публикаций "Электронного периодического справочника "Система ГАРАНТ", выпуск 1 за 2013 год / ООО "Научно-производственное предприятие "ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ". Версия от 22.10.2013.
Номер и год выпуска электронного журнала можно узнать из дополнительных свойств каждого интересующего документа (нажав, находясь в открытом документе в системе ГАРАНТ, сочетание клавиш ALT+I), а дату версии базы данных "Электронный периодический справочник "Система ГАРАНТ" можно узнать, нажав в тот же временной период сочетание клавиш Ctrl+Shift+I, или перейдя в меню "Помощь" - "Информация о комплекте" - "Дата обновления", или прочитав дату версии из заголовка экрана стартовой страницы системы ГАРАНТ.