Пять советов о том, как предпринимателю законно снизить налоговую нагрузку
Вопрос о том, как снизить налоговую нагрузку не нарушая закона, задают себе многие предприниматели. Но ответ на него находят далеко не все. Поэтому в данной статье мы решили рассказать о самых простых способах снижения налоговой нагрузки, которые не приведут к спорам с контролирующими органами.
С начала 2013 года в два раза увеличился размер страховых взносов в ПФР, которые предприниматели должны уплачивать за себя. В связи с этим многие стали терпеть убытки, а некоторые и вовсе решили закрыть дело. Но если вы еще занимаетесь своим бизнесом в статусе ИП, дадим вам наши советы, которые помогут хотя бы немного снизить налоговую нагрузку, причем не нарушая законодательных норм. Ознакомьтесь с ними. Возможно, какие-то из них пригодятся и в вашей ситуации*(1).
Перечисляйте страховые взносы не раз в год, а ежеквартально
Данный совет адресован предпринимателям, применяющим УСН и систему налогообложения в виде ЕСХН, а также предпринимателям, уплачивающим ЕНВД и не имеющим наемных работников.
Вначале напомним, что все индивидуальные предприниматели, кроме взносов с выплат работникам, обязаны перечислять страховые взносы за себя в фиксированном размере (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Страховые взносы за себя уплачиваются на обязательное пенсионное и медицинское страхование. И перечислить сумму взносов, рассчитанную на основании МРОТ и установленных тарифов страховых взносов, нужно не позднее 31 декабря текущего года. Обычно многие поступают так. Раз страховые взносы необходимо перечислить не позднее 31 декабря, их и уплачивают, скажем, 25 или 28 декабря, то есть в конце года. Однако для многих предпринимателей выгоднее будет перечислить страховые взносы не один раз в конце года, а, например, в конце каждого квартала.
Объясним почему. Предприниматели, применяющие УСН (как с объектом налогообложения доходы, так и с объектом доходы минус расходы) или уплачивающие ЕСХН или ЕНВД, перечисляют налог ежеквартально. А на сумму перечисленных во внебюджетные фонды страховых взносов они вправе уменьшить либо налоговую базу (при УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы и уплате ЕСХН), либо налог к уплате (при УСН с объектом налогообложения доходы и "вмененке"). Соответственно если вы разделили общую сумму страховых взносов к уплате на 4 и перечислили соответствующую часть в конце каждого квартала, то у вас получится уменьшить налог к уплате ежеквартально. Если же перечислить всю сумму страховых взносов в декабре, вы снизите только налог за IV квартал. Насколько первый вариант выгоднее, покажем на примерах.
Доходы и расходы, учитываемые в налоговой базе при УСН за 2013 год
Показатель | Значение, руб. | ||||||
I квартал | II квартал | Итого за полугодие | III квартал | Итого за 9 месяцев | IV квартал | Итого за год | |
Доходы | 250 400 | 235 600 | 486 000 | 240 800 | 726 800 | 325 700 | 1 052 500 |
Расходы | 180 700 | 205 700 | 386 400 | 223 400 | 609 800 | 297 800 | 907 600 |
Налоговая база | 69 700 (250 400 - 180 700) | 29 900 (235 600 - 205 700) | 99 600 (486 00 - 386 400) | 17 400 (240 800 - 223 400) | 117 000 (726 800 - 609 800) | 27 900 (325 700 - 297 800) | 144 900 (1 052 500 - 907 600) |
Налог к уплате | 10 455 (69 700 х 15%) | 4485 (29 900 х 15%) | 14 940 (99 600 х 15%) | 2610 (17 400 х 15%) | 17 550 (117 000 х 15%) | 4185 (27 900 х 15%) | 21 735 (144 900 х 15%) |
Но прежде об одном важном моменте, касающемся предпринимателей, которые уплачивают ЕНВД. На страховые взносы за себя уменьшать ЕНВД к уплате имеют право только предприниматели, не имеющие наемных работников и не производящие выплат иным физическим лицам (п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ). Причем 50-процентное ограничение в данном случае не применяется. Соответственно, если у вас нет наемных работников, то для вас будет более выгодно перечислять страховые взносы в фиксированном размере ежеквартально. Если работники есть, то на сумму страховых взносов за себя снизить ЕНВД к уплате вы не сможете. Это подтверждает и Минфин России (письмо от 21.05.2013 N 03-11-11/18052). А значит, дата перечисления страховых взносов в фиксированном размере на расчет ЕНВД не повлияет.
Пример 1. ИП Круглов Е.И. применяет УСН с объектом доходы минус расходы. Ставка налога - 15%. В таблице приведены доходы и расходы, учитываемые в налоговой базе при УСН (за исключением страховых взносов, уплачиваемых в фиксированном размере). Рассчитаем сумму налога к уплате за каждый квартал в двух вариантах:
- предприниматель перечисляет всю сумму страховых взносов в декабре;
- предприниматель перечисляет страховые взносы за себя ежеквартально.
На 1 января 2013 года МРОТ составлял 5205 руб. Значит, ИП Круглов Е.И. за 2013 год должен перечислить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 32 479,2 руб. (5205 руб. х 2 х 12 х 26%), а также на обязательное медицинское страхование в сумме 3185,46 руб. (5205 руб. х 12 х 5,1%). Всего - 35 664,66 руб. (32 479,2 руб. + 3185,46 руб.). Если же ИП будет перечислять страховые взносы ежеквартально, то за каждый квартал ему нужно будет уплатить по 8916,17 руб. (35 664,66 руб. : 4 квартала). Начнем с варианта 1, когда ИП Круглов Е.И. перечислил всю сумму страховых взносов в декабре 2013 года. Тогда суммы налога при УСН к уплате будут следующие:
1) за I квартал 2013 года - 10 455 руб.;
2) за полугодие 2013 года - 4485 руб.;
3) за 9 месяцев 2013 года - 2610 руб.;
4) за 2013 год - 1165 руб. [(1 052 500 руб. - 907 600 руб. - 35 664,66 руб.) х 15% - 17 550 руб.]. То есть по итогам года оказалась переплата, налог к возмещению равен 1165 руб.
Общая сумма уплаченного за год налога равна 17 550 руб. (10 455 руб. + 4 485 руб. + 2 610 руб.), в том числе переплата - 1165 руб.
Вариант 2. Страховые взносы перечислялись в ПФР и ФФОМС ежеквартально.
Суммы налога при УСН к уплате:
1) за I квартал 2013 года - 9118 руб. [(250 400 руб. - 180 700 руб. - 8916,17 руб.) х 15%];
2) за полугодие 2013 года - 3147 руб. [(486 000 руб. - 386 400 руб. - 8916,17 руб. - 8916,17 руб.) х 15% - 9118 руб.];
3) за 9 месяцев 2013 года - 1273 руб. [(726 800 руб. - 609 800 руб. - 8916,17 руб. - 8916,17 руб.) х 15% - 9118 руб. - 3147 руб.];
4) за 2013 год - 2847 руб. [(1 052 500 руб. - 907 600 руб. - 35 664,66 руб.) х 15% - 9118 руб. - 3147 руб. - 1273 руб.] Общая сумма уплаченного за год налога - 16 385 руб. (9118 руб. + 3147 руб. + 1273 руб. + + 2847 руб.).
Как видим, вариант 2 выгоднее предпринимателю. Ведь при варианте 1 он вынужден был переплатить налог за 9 месяцев, а по итогам года налог получился к возмещению. Конечно же, сумма переплаты небольшая и ее можно будет зачесть в счет следующих платежей. Однако при поквартальном перечислении страховых взносов переплат по налогу при УСН не будет вовсе, а значит, 1165 руб. предприниматель сможет потратить на иные цели.
Теперь рассмотрим ситуацию, когда коммерсант применяет систему налогообложения в виде ЕНВД.
Пример 2. ИП Сурков А.И. оказывает ветеринарные услуги и уплачивает ЕНВД. Наемных работников нет. Выплат иным физлицам не было. Коэффициент К2 равен 1. Рассчитаем, какую сумму ЕНВД коммерсант должен был уплатить за каждый квартал 2013 года, если:
- предприниматель перечислил всю сумму страховых взносов за себя в декабре;
- предприниматель перечислял страховые взносы ежеквартально.
Вначале рассчитаем, какую сумму ЕНВД должен перечислить ИП Сурков А.И. за каждый квартал. Физический показатель в отношении ветеринарных услуг - количество наемных работников, включая индивидуального предпринимателя (п. 3 ст. 346.29 НК РФ). В нашем случае он будет равен 1 человеку (сам индивидуальный предприниматель). Базовая доходность - 7500 руб. в месяц. Коэффициент К1 на 2013 год равен 1,569 (приказ Минэкономразвития России от 31.10.2012 N 707). Сумма ЕНВД составит 5295 руб. (7500 руб. х 1 чел. х 3 мес. х 1,569 х 1 х 15%).
Рассмотрим вариант 1, когда А.И. Сурков перечислил всю сумму страховых взносов за 2013 год - 35 664,66 руб. в декабре.
Тогда за I, II и III кварталы 2013 года он вынужден был уплачивать полную сумму налога - по 5295 руб. за каждый квартал.
А в IV квартале сумма страховых взносов оказалась больше величины начисленного ЕНВД (35 664,66 руб. > 5295 руб.), поэтому ему не нужно было перечислять налог вовсе.
Общая сумма ЕНВД, перечисленная за год, составит 15 885 руб. (5295 руб. х 3 квартала). Теперь вариант 2. ИП Сурков А.И. перечисляет страховые взносы за себя ежеквартально, то есть по 8916,17 руб. (35 664,66 руб. : 4 квартала). Тогда сумма страховых взносов также превысит величину исчисленного ЕНВД (8916,17 руб. > 5295 руб.). А значит, предприниматель не будет перечислять ЕНВД в бюджет вовсе.
Итак, предпринимателям на ЕНВД, не имеющим наемных работников и не производящим выплат иным физлицам, выгоднее перечислять страховые взносы ежеквартально.
Получите освобождение от НДС
Эта рекомендация для предпринимателей, работающих на общем режиме и уплачивающих НДФЛ. Только эта категория предпринимателей является плательщиками НДС. Однако от обязанностей по уплате НДС можно освободиться в соответствии со статьей 145 НК РФ.
Вначале напомним условия, при выполнении которых разрешено получить освобождение:
- общая сумма выручки за три предшествующих последовательных календарных месяца (без НДС) не превысила 2 млн. руб.;
- в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев вы не реализовывали подакцизные товары.
Чтобы получить освобождение, нужно подать в инспекцию уведомление по форме, утвержденной приказом МНС России от 04.07.2002 N БГ-3-03/342. Сделать это необходимо не позднее 20-го числа месяца, с начала которого вы хотите получить освобождение от НДС. Оно дается на 12 следующих подряд месяцев. Через 12 месяцев освобождение можно либо продлить, либо отказаться от него.
В течение 12 месяцев освобождения от НДС отказаться от него добровольно нельзя. Однако если ваша выручка за три следующих подряд месяца периода освобождения в сумме превысила 2 млн. руб. или вы реализовали подакцизные товары, то право работать без НДС вы теряете (п. 5 ст. 145 НК РФ). Уплачивать НДС придется с 1-го числа месяца, в котором нарушено условие применения освобождения от НДС.
Теперь поясним, зачем вам может понадобиться такое освобождение. Прежде всего если вы перестанете быть плательщиком этого налога, наверняка сможете изрядно сэкономить. Ведь НДС необходимо начислять со стоимости всех реализованных товаров и услуг. А это могут быть совсем немалые суммы. Да, плательщики НДС имеют право получить вычет в сумме "входного" налога со стоимости всех приобретенных товаров и услуг. Однако для этого ваши поставщики и подрядчики должны быть плательщиками НДС и выдать вам надлежаще заполненные счета-фактуры.
Кроме того, освободившись от НДС, вам не нужно будет выполнять дополнительную бумажную работу. Ведь плательщики НДС должны оформлять счета-фактуры, регистры учета полученных и выданных счетов-фактур, а также книги покупок и продаж. Соответственно, неплательщикам НДС всего этого не нужно.
Единственное, в освобождении от НДС некоторые увидят вот какой недостаток. Неплательщики НДС не выдают счета-фактуры с выделенной суммой налога. И по этой причине с ними могут отказаться сотрудничать крупные фирмы, работающие на общем режиме. Однако этот недостаток легко устраним. Ведь, не являясь плательщиком НДС, предприниматель уменьшает свою налоговую нагрузку. А значит, имеет возможность снизить цену, тем самым привлекая покупателей. А купить товар дешевле, пусть даже без оформления счета-фактуры с НДС, будет выгоднее всем организациям.
Не требуйте авансов в конце квартала
Данный совет адресован предпринимателям, применяющим УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы.
Итак, предприниматели, применяющие УСН, учитывают доходы кассовым методом (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Это означает, что налоговую базу следует увеличивать на дату поступления денежных средств, в том числе и полученных авансом в счет предстоящих отгрузок или выполнения работ (оказания услуг). Проблем нет, если аванс и отгрузка (выполнение работ, оказание услуг) были в одном и том же квартале. Ведь при упрощенной системе налоговую базу следует определять по истечении каждого квартала. И соответственно по окончании каждого отчетного и налогового периода уплачивать налог при УСН (авансовые платежи) в бюджет. Так что если получены авансы, а потом товары отгружены или услуги (работы) выполнены, то в налоговой базе, вероятнее всего, будут и доходы, и расходы. Если же в конце квартала поступил аванс, а товар отгрузили уже в следующем квартале, вы столкнетесь с такой проблемой. Доходы отразили, следовательно, с них придется уплатить налог. А расходы появятся лишь после реализации товара и погашения задолженности перед поставщиком (подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ), то есть в следующем квартале. Соответственно, по окончании текущего квартала налог придется переплатить.
Пример 3. ИП Васильев О.С. применяет УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы и занимается оптовой торговлей. Ставка налога - 15%. 30 сентября 2013 года предприниматель получил предоплату в сумме 185 000 руб. Товары были отгружены покупателю 20 октября 2013 года. Что будет в налоговой базе предпринимателя, если покупная стоимость товаров равна 168 000 руб. (без НДС), а задолженность перед поставщиком погашена в сентябре 2013 года? На дату получения аванса, то есть 30 сентября 2013 года, предприниматель должен учесть доходы в сумме 185 000 руб. Если иных доходов и расходов не было, по итогам 9 месяцев 2013 года он уплатил налог в сумме 27 750 руб. (185 000 руб. х 15%). Покупную стоимость товаров, отгруженных в счет аванса, в сумме 168 000 руб. предприниматель смог отразить в расходах только после их оплаты и отгрузки покупателю, то есть лишь 20 октября 2013 года. Получилось, что из-за аванса, полученного в конце квартала, ИП пришлось заплатить налог со всей суммы аванса 185 000 руб. Хотя реальный финансовый результат от продажи (разница между продажной и покупной стоимостью товаров) лишь 17 000 руб. (185 000 руб. - 168 000 руб.). То есть, если бы товары были отгружены в сентябре или же аванс предприниматель получил в октябре, сумма налога была бы равна лишь 2550 руб. (17 000 руб. х 15%). Реально же по итогам 9 месяцев сумма налога составила 27 750 руб.
Конечно же, расходы на покупку товаров не пропали для налогообложения и налоговая база выровняется по результатам 2013 года. Однако авансовый платеж за 9 месяцев нужно было уплатить не позднее 25 октября.
Как решить данную проблему? Самое простое - отложить аванс до начала следующего квартала. То есть не требовать от покупателей предоплаты в конце отчетного или налогового периода. Однако иногда это невозможно, например срочно нужны деньги на покупку новых товаров. Как быть? Есть еще один способ - заменить аванс задатком.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 251 НК РФ сумму задатка в налоговую базу включать не нужно. Задаток является частью оплаты, но в доходы его следует включать лишь после завершения сделки. Вопрос: как все оформить? Задаток является одним из способов обеспечения обязательств (п. 1 ст. 329 ГК РФ). Чтобы предоплату считать задатком, необходимо, во-первых, чтобы условие о задатке независимо от размера обязательно присутствовало в договоре или было оформлено дополнительным соглашением. Фрагмент дополнительного соглашения о задатке приведен на рисунке. Если соглашение не оформить либо условие о задатке не указать в договоре, полученная от покупателя сумма будет признана авансом. Во-вторых, задаток разрешается вносить только денежными средствами.
...
1. Предмет соглашения
1.1. Покупатель передает, а Продавец получает задаток в размере 185 000 (Ста восьмидесяти пяти тысяч) руб. в обеспечение выполнения обязательств по заключении договора купли-продажи товаров от 25.09.2013 N 185 (далее - Договор).
1.2. Сумма, оговоренная в пункте 1.1 настоящего соглашения, передается Покупателем Продавцу в счет оплаты товаров и включается в общую стоимость товаров, которая будет указана в Договоре.
1.3. В случае неисполнения условий Договора задаток Покупателю не возвращается.
1.4. Настоящее соглашение действует с 25 сентября по 31 декабря 2013 года.
...
Обратите внимание на такой момент. Контрагенту, не исполнившему обязательства, задаток не возвращается. Однако если договор нарушен не по его вине, ему должны выплатить двойной задаток (ст. 381 ГК РФ). Невозвращенный задаток включается во внереализационные доходы, учитываемые в налоговой базе.
Итак, если вы получите задаток, пусть даже в конце квартала, на его сумму увеличивать налоговую базу не нужно. Доходы учитываются лишь на дату выполнения договора, то есть отгрузки товаров или выполнения работ (оказания услуг).
Если оплачиваете расходы, позаботьтесь о документах
Данный совет адресован предпринимателям, работающим на общем режиме, а также применяющим УСН с объектом доходы минус расходы и систему налогообложения в виде ЕСХН.
К сожалению, предприниматели нередко не заботятся о наличии необходимых документов. Получили счет на оплату товаров, оплатили товары, затем оприходовали. В результате на руках только счет на оплату и платежное поручение. Однако этих документов недостаточно для учета расходов на покупку. Напомним, что и при общем режиме, и при УСН, и при системе налогообложения в виде ЕСХН включать в налоговую базу разрешается только те расходы, которые документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ). А счет на оплату расходы не подтверждает. Он необходим лишь для того, чтобы верно заполнить платежку. Так что если вы купили товары или получили услуги, но нужных документов не получили, то расходы пропадут для налогообложения. Соответственно, придется уплатить большую сумму налога, чем должны были.
Если же учесть расходы, не имея документального подтверждения, то также придется терпеть дополнительные траты. Ведь при проверке налоговики могут не признать расход, сославшись на невыполненное условие пункта 1 статьи 252 НК РФ, и начислить штраф за неуплату налога, предусмотренный статьей 122 НК РФ. Если налоговикам не удастся доказать умышленное занижение налоговой базы, сумма штрафа составит 20% недоплаты в бюджет.
Поэтому советуем при оплате любых расходов получить от контрагента нужные документы. Наверняка будет выгоднее потратить немного времени, чтобы потом сэкономить на налогах.
Теперь несколько слов о том, какие нужны документы. Любые отношения между предпринимателями или организацией и коммерсантом должны оформляться договором. Поэтому в первую очередь заключите с контрагентом этот договор (даже если он и не нужен самому контрагенту). Факт покупки товаров или материалов подтвердит накладная, при получении работ или услуг понадобится акт приемки-передачи выполненных работ (оказанных услуг), подписанный двумя сторонами.
Заключите посреднический договор вместо купли-продажи
Данная рекомендация будет полезна предпринимателям, применяющим УСН с объектом налогообложения доходы.
Такие ИП часто сталкиваются со следующей проблемой. Приобретают крупную партию товаров, предназначенную для перепродажи, а затем сразу же реализуют. Торговая наценка небольшая, но в доходы приходится включать всю полученную от покупателя сумму. А расходы при данном объекте налогообложения не учитываются. Аналогичная ситуация бывает и при заключении договора подряда, когда вы привлекаете субподрядчика. Все поступления от заказчиков нужно учитывать в доходах, в том числе и суммы, которые следует перечислить субподрядчику.
Как решить эту проблему? Заключить посреднический договор - комиссии или агентский. В соответствии с условиями посреднического договора вы приобретаете для комитента (принципала) или продаете принадлежащие ему товары. Другой вариант - вы в соответствии с договором ищете подрядчиков, которые выполнят для комитента или принципала нужные работы или услуги. В любом случае в доходах будет только сумма вашего посреднического вознаграждения. Ведь согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ денежные средства, полученные посредником для исполнения поручения, в доходы включать не нужно. Соответственно, лишних доходов учитывать не придется.
Пример 4. ИП Соколов А.В. применяет УСН с объектом налогообложения доходы. ИП необходимо приобрести товары для перепродажи ООО "Снежок". Покупная стоимость товаров - 150 000 руб. ООО "Снежок" согласно купить у ИП товары за 180 000 руб. Что будет в налоговом учете у ИП, если он:
- вначале приобретет товары на свое имя, а затем реализует ООО "Снежок";
- заключит с ООО "Снежок" договор комиссии на покупку товаров (посредническое вознаграждение составляет 30 000 руб.).
Первый случай. ИП приобретает на свое имя товары за 150 000 руб., затем реализует их ООО "Снежок", то есть заключает два договора купли-продажи. В этом случае полученные от ООО "Снежок" денежные средства в сумме 180 000 руб. он должен включить в доходы на дату поступления. Сумма налога с данной сделки составит 10 800 руб. (180 000 руб. х 6%). Покупная стоимость товаров в расходах не учитывается, так как ИП выбрал объект налогообложения - доходы. Теперь второй случай, когда ИП заключил с ООО "Снежок" договор комиссии на покупку товаров. Он также приобретает необходимые товары и передает их ООО "Снежок". Однако в доходы включить нужно лишь сумму посреднического вознаграждения - 30 000 руб. Денежные средства в размере 150 000 руб., предназначенные для перечисления поставщику товаров, в доходы включать не нужно (подп. 9 п. 1 ст. 251 и подп. 1 п. 1.1. ст. 346.15 НК РФ). Сумма налога с данной сделки будет равна 1 800 руб. (30 000 руб. х 6%). Как видим, второй вариант оформления договора в плане налогообложения гораздо выгоднее предпринимателю.
А. Масленников,
налоговый консультант,
кандидат экономических наук
"Бухгалтерия ИП", N 12, декабрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) О других способах снижения налоговой нагрузки читайте на сайте электронного журнала "Бухгалтерия ИП" www.e.indpred.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерия ИП"
"Бухгалтерия ИП" - единственный журнал для индивидуального предпринимателя и его бухгалтера. Обеспечивает бесплатную правовую поддержку посредством нормативно-правовых документов, сервисов, шаблонов, консультаций.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-33405 от 09.10.2008 г.