Можно ли реализовывать металлолом по рыночной стоимости, которая в несколько раз превышает цену, по которой мы этот металлолом получили? Предположим, нам был предоставлен металлолом по цене 1 000 руб. за тонну, а мы его реализуем по цене 6 000 руб. Правомерно ли это?
Прежде чем давать ответ на вопрос, заметим, что недавно Минфин выпустил Рекомендации "Комментарии (комплексные рекомендации) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления)" (далее - Рекомендации). В данном документе разъяснены вопросы применения Федерального закона от 08.05.2010 N 83-Ф3. В частности, уточнено, что целью создания государственных (муниципальных) учреждений является обеспечение реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов власти, виды деятельности учреждений должны соответствовать целям, для достижения которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми вправе заниматься учреждение, прописывается в уставе (п. 3 ст. 14 Федерального закона N 7-ФЗ*(1)).
Из норм п. 3 ст. 14 Федерального закона N 7-ФЗ следует, что устав бюджетного учреждения должен содержать наименование учреждения, указание на тип учреждения, сведения о собственнике его имущества, исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, указания о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов.
В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона N 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах. Аналогичные положения закреплены в п. 3 ст. 161 БК РФ, п. 4 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ.
Таким образом, исходя из всего вышесказанного, следует, что вид деятельности, в соответствии с которой учреждение будет заниматься реализацией металлолома (обычно в уставе он указывается как "иная приносящая доход деятельность"), должен быть прописан в уставе учреждения.
Приносящей доход деятельностью признается деятельность по оказанию услуг (выполнению работ) за плату, отвечающих целям создания некоммерческой организации, приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в случаях, предусмотренных законодательством РФ, в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
В Рекомендациях разъяснено, что законодательство РФ позволяет государственным (муниципальным) учреждениям оказывать (выполнять) платные услуги (работы) при соблюдении следующих условий:
- возможность осуществления приносящей доход деятельности закреплена в уставах учреждений (при этом в уставах должен быть перечислен исчерпывающий перечень этих видов деятельности);
- осуществление указанной деятельности соответствует целям создания учреждений, также отраженным в их уставах.
Закрепление правовым актом перечня платных услуг (работ), которые вправе оказывать (выполнять) государственные (муниципальные) учреждения, не требуется.
Платные услуги (работы) бюджетных учреждений можно разделить на две части:
- услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности учреждения, которые учреждение оказывает сверх государственного (муниципального) задания, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, эти услуги (работы) включаются в государственное (муниципальное) задание (далее - основные платные услуги);
- услуги (работы), не отнесенные уставом к основным видам деятельности, но которые учреждение вправе оказывать (выполнять) для достижения целей, ради которых это учреждение создано (далее - неосновные платные услуги).
Услуги по реализации металлолома не относятся к основным видам деятельности. По таким видам услуг учреждение самостоятельно производит расчет цены услуги либо исходя из методики расчета стоимости платной услуги, разработанной и утвержденной учредителем, либо исходя из общеэкономических принципов определения стоимости цены (в случае если методика определения цены реализуемой услуги учредителем не установлена). Следует заметить, что некоторые субъекты, муниципальные образования в отношении учреждения своего уровня бюджета в Положении о порядке оказания платных услуг прописывают, что размер прибыли не ограничивается и определяется учреждением самостоятельно (Решение Муниципального комитета Новошахтинского городского поселения от 03.12.2012 N 137 "Об утверждении Положения "О порядке оказания платных услуг муниципальным учреждением культуры Новошахтинского городского поселения").
В Положении об оказании платных услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями физической культуры и спорта города Ивантеевки Московской области и муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей Комплексной детско-юношеской спортивной школой, утвержденном Решением Совета депутатов городского округа Ивантеевка МО от 27.09.2012 N 488/45 также сказано, что прибыль от предоставленной физкультурно-оздоровительной и спортивной услуги представляет собой превышение цены на физкультурно-оздоровительную и спортивную услугу над ее себестоимостью (без налогов и сборов, не относящихся на себестоимость), размер прибыли не ограничивается и определяется государственным учреждением самостоятельно в зависимости от колебаний спроса и предложения, наличия конкурентных услуг, влияния сезонных факторов (п. 1.3.10).
В отдельных случаях нормативными актами субъектов, муниципальных образований может быть установлен размер наценки. Например, Решением Совета депутатов Шаховского муниципального района МО от 28.02.2011 N 36/232 "Об утверждении наценки на блюда, приготовленные в школьных столовых, при организации оказания услуг (выполнения работ), не относящихся к основным видам деятельности, оказываемых муниципальными общеобразовательными учреждениями и осуществляемых ими на платной основе" установлена наценка в размере 45% к стоимости продуктового набора (в соответствии с калькуляционной карточкой) на блюда, приготовленные в школьных столовых, при организации оказания услуг (выполнения работ), не относящихся к основным видам деятельности, оказываемых муниципальными общеобразовательными учреждениями и осуществляемых ими на платной основе.
Таким образом, принимая во внимание вышесказанное, можно порекомендовать обратиться за согласованием цены реализуемого металлолома к учредителю. В случае отсутствия нормативного акта, действие которого распространялось бы на ваше учреждение в отношении регулирования цены на платную услугу, работу, реализуемые материалы, размер надбавки на стоимость реализуемых материальных запасов, вы вправе самостоятельно установить цену за тонну металлолома.
Операции по реализации металлолома подлежат обложению НДС, а сумма доходов, которые учреждение получает при реализации металлолома, облагается налогом на прибыль, поэтому при определении цены металлолома для налогового учета следует обратить внимание на ст. 40 НК РФ, она регламентирует принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения.
Согласно нормам этой статьи для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:
1) между взаимозависимыми лицами;
2) по товарообменным (бартерным) операциям;
3) при совершении внешнеторговых сделок;
4) при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
В случаях, если цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.
При определении рыночной цены учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки, в частности, вызванные:
сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);
потерей товарами качества или иных потребительских свойств; истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;
реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.
Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. При этом согласно нормам ст. 40 НК РФ идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.
При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться.
В свою очередь, однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.
При определении рыночных цен товаров, работ или услуг принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок.
При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.
Т. Обухова,
эксперт журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 декабря 2013 г.
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2013 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"