Арбитражная практика
Об определении физического показателя "торговое место"
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.09.2013 N А33-19136/2012
Налоговая инспекция провела камеральную проверку налоговой декларации по ЕНВД. В ходе проверки налоговики установили, что предприниматель при расчете единого налога применил неправильное значение физического показателя "количество торговых мест" (дробное место целого). На этом основании коммерсанту был доначислен ЕНВД. Предприниматель с таким решением не согласился и обратился в суд.
Арбитры указали, что согласно статье 346.29 Налогового кодекса РФ налоговой базой для расчета ЕНВД признается величина вмененного дохода. Она равна произведению базовой доходности по определенному виду деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Для расчета ЕНВД в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети без торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых не превышает 5 кв. м, используется физический показатель "количество торговых мест".
Таким образом, для определения размера физического показателя необходимым условием является установление количества торговых мест, используемых налогоплательщиком для осуществления предпринимательской деятельности.
На основании статьи 346.27 НК РФ торговым признается место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи. К таким местам относятся здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли (общественного питания), не имеющих торговых залов (залов обслуживания посетителей), прилавков, столов, лотков и иных объектов.
Арбитры выяснили, что в спорный период индивидуальный предприниматель использовал одно торговое место. Вместе с тем при расчете единого налога на вмененный доход он применил физический показатель, равный дробному числу (0,066, 0,276 и 0,323), а не единице.
Судьи отклонили довод предпринимателя о необходимости применения пункта 10 статьи 346.29 НК РФ в редакции Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ. Связано это с тем, что данная норма касается лишь налогоплательщиков, которые были поставлены и (или) сняты с учета в течение одного налогового периода.
Таким образом, судьи пришли к выводу, что коммерсант незаконно при исчислении ЕНВД применял дробное значение физического показателя "торговое место". Соответственно решение налоговой инспекции о доначислении единого налога правомерно.
Услуги бани и уплата единого налога
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.09.2013 N А33-17170/2012
В ходе выездной проверки налоговая инспекция установила, что организация неправомерно применяет систему налогообложения в виде ЕНВД в отношении услуг бани. По мнению налоговой инспекции, такие услуги, оказываемые компанией в рамках заключенных с государственным учреждением договоров, не могут быть отнесены к бытовым услугам. На этом основании организации доначислен налог по УСН. Компания с таким решением инспекции не согласилась и обратилась в суд.
В свою очередь судьи установили, что согласно пункту 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении деятельности по оказанию бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с ОКУН.
Согласно статье 346.27 НК РФ под бытовыми услугами понимаются платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов, услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, услуг по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов), предусмотренные ОКУН.
В соответствии с ОКУН, утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.93 N 163, к бытовым услугам, в частности, относятся услуги бань, душевых и саун (код 019100).
Таким образом, арбитры указали, что квалифицирующими признаками бытовых услуг являются такие обстоятельства, как их платность, оказание услуг физическим лицам, факт включения услуг в ОКУН.
Тот факт, является ли физическое лицо стороной по договору на оказание бытовых услуг либо третьим лицом, в пользу которого заключен такой договор, а также оплачивает ли оно названные услуги за счет своих средств, в целях главы 26.3 НК РФ значения не имеет. Определяющим критерием в данном случае служит то, что физическое лицо выступает непосредственным потребителем бытовой услуги. Подтверждает данный вывод и Президиум ВАС РФ (письмо от 05.03.2013 N 157).
Арбитры выяснили, что компанией с детским государственным учреждением заключены договоры возмездного оказания услуг бань. По условиям договоров исполнитель принимает на себя обязательства оказать услуги бань посетителям - детям (воспитанникам). Следовательно, конечными потребителями оказываемых компанией услуг являются физические лица.
Кроме того, судьи отметили, что ГК РФ предусмотрена возможность заключения договора в пользу третьих лиц. Соответственно заключенные организацией договоры на оказание услуг бани являются договорами в пользу третьих лиц, фактическими потребителями указанных услуг являются несовершеннолетние воспитанники.
Довод налоговой инспекции о том, что в заключенных договорах не указан конкретный круг лиц, которым оказываются услуги, оплата по договорам производилась заказчиком по безналичному расчету на основании выставленных исполнителем счетов, судьи отклонили.
Таким образом, арбитры пришли к выводу, что оказываемые организацией услуги бань по договорам с государственным учреждением подпадают под действие системы налогообложения в виде ЕНВД. Соответственно решение налоговой инспекции о доначислении компании налога по УСН неправомерно.
Реализация моторных масел - не "вмененный" вид деятельности
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.09.2013 N А05-12304/2012
По результатам выездной проверки налоговая инспекция доначислила индивидуальному предпринимателю налоги по общей системе налогообложения. Основанием для этого послужило неправомерное применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в отношении розничной реализации моторных масел для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей. Индивидуальный предприниматель с таким решением налоговой инспекции не согласился и обратился в суд.
В свою очередь арбитры указали, что согласно пункту 2 статьи 346.26 НК РФ к видам деятельности, облагаемым в рамках системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, относятся:
- розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли;
- розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.
На основании статьи 346.27 Налогового кодекса РФ под розничной торговлей в целях уплаты единого налога понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.
При этом к данному виду деятельности не относится, в частности, реализация подакцизных товаров, указанных в подпунктах 6-10 пункта 1 статьи 181 НК РФ.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 181 НК РФ моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей признаются подакцизными товарами.
Таким образом, реализация моторных масел для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей не относится к "вмененной" розничной торговле.
Арбитры выяснили, что в проверяемый период индивидуальный предприниматель осуществлял торговлю автомотозапчастями и сопутствующими материалами к автомобилям через объект стационарной торговой сети, имеющий торговый зал с площадью менее 150 кв. м, и уплачивал единый налог на вмененный доход.
Кроме того, предпринимателем были приобретены канистры подакцизного моторного масла различного объема (1, 4, 5, 10, 20 и 30 л), которые впоследствии были реализованы.
На реализацию товаров составлялись накладные. Данные о реализации отражались в ежемесячных товарно-денежных отчетах. Итоговые суммы, полученные от реализации товаров, в том числе моторных масел, отраженные в данных товарно-денежных отчетах, соответствуют суммам, указанным в накладных.
Таким образом, судьи пришли к выводу, что доходы индивидуального предпринимателя от розничной реализации моторных масел не являются доходами, полученными от деятельности, облагаемой в рамках системы налогообложения в виде ЕНВД. Следовательно, решение налоговой инспекции о доначислении индивидуальному предпринимателю налогов по общей системе налогообложения является правомерным.
В площадь торгового зала включаются только те площади, которые фактически используются при осуществлении торговли
Постановление ФАС Уральского округа от 26.09.2013 N Ф09-9338/13
По результатам выездной проверки налоговая инспекция доначислила индивидуальному предпринимателю единый налог и привлекла его к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ. Основанием для этого послужило занижение физического показателя "площадь торгового зала (в квадратных метрах)" на 13,6 кв. м. Индивидуальный предприниматель с таким решением налоговой инспекции не согласился и обратился в суд.
Арбитры отметили, что для исчисления суммы единого налога в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, используется физический показатель "площадь торгового зала (в квадратных метрах)".
На основании статьи 346.27 НК РФ площадью торгового зала является часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади.
Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала.
Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
В целях главы 26.3 НК РФ к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом. К таким документам относятся договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей) и т.п.
То есть получается, что обязательным признаком отнесения площадей к категории "площадь торгового зала" и учета их при исчислении единого налога на вмененный доход является фактическое использование площадей при осуществлении торговли. Причем все должно подтверждаться совокупностью доказательств.
Арбитры выяснили, что предпринимателем заключен договор аренды, в соответствии с которым он принимает по акту приема-передачи во временное пользование (аренду) объект недвижимости - торговое помещение площадью 20 кв. м.
Согласно техническому паспорту на нежилое помещение и экспликации указанное помещение общей площадью 36,8 кв. м имеет торговый зал - 33,6 кв. м без каких-либо конструктивных элементов, кладовую - 0,3 кв. м, санузел - 2,9 кв. м. Изменений в планировке помещения не производилось, что подтверждается письмом БТИ.
Доказательства, свидетельствующие о том, что в проверяемом периоде арендованная площадь 20 кв. м была конструктивно обособлена от остальной части помещения, предпринимателем в материалы дела не представлены.
Отсутствуют в материалах дела и доказательства изменения планировки торгового зала, проведения в нем ремонтных работ, изготовления и установки перегородок, а также сдачи спорной части помещения в аренду иным лицам.
Таким образом, судьи пришли к выводу, что индивидуальный предприниматель при расчете ЕНВД должен был использовать показатели площади торгового зала, отраженные в инвентаризационных документах. В связи с этим решение налоговой инспекции о доначислении ЕНВД из-за занижения коммерсантом физического показателя "площадь торгового зала (в квадратных метрах)" правомерно.
О применении коэффициента К2 при расчете ЕНВД
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.09.2013 N А78-1097/2013
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель в 2009-2011 годах оказывал услуги стоянок и применял систему налогообложения в виде ЕНВД. Свою деятельность коммерсант вел на арендованном земельном участке, находящемся в коммунальной зоне г. Краснокаменска. Участок располагался на землях населенных пунктов с разрешенным использованием - для эксплуатации и обслуживания гаража. При расчете единого налога индивидуальный предприниматель применял коэффициент К2, равный 0,08 (понижающий коэффициент). Однако инспекция, проведя выездную проверку, посчитала, что коммерсант должен был применять коэффициент К2, равный 0,4, а не 0,08. На этом основании она доначислила ему единый налог. Предприниматель с таким решением инспекции не согласился и обратился в суд.
Судьи указали, что согласно статье 346.27 Налогового кодекса РФ коэффициент базовой доходности К2 - это корректирующий коэффициент, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе особенности места ведения предпринимательской деятельности.
На основании подпункта 3 пункта 3 статьи 346.26 и пункта 6 статьи 346.29 НК РФ значения корректирующего коэффициента К2 определяют для всех категорий налогоплательщиков представительные органы в том числе муниципальных районов, городских округов на период не менее чем календарный год, и они могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно.
Таким образом, коэффициент К2 корректирует величину базовой доходности и его установление является правом представительных органов муниципального самоуправления.
Корректирующий коэффициент К2 законодательством о налогах и сборах как конкретное значение не установлен, предусмотрен лишь диапазон возможных значений (от 0,005 до 1). Правом его определения обладает законодательный орган муниципального образования. При этом коэффициент К2 является показателем, понижающим базовую доходность.
Арбитры установили, что корректирующий коэффициент К2 на территории г. Краснокаменска в спорный период имел значение 0,4 для микрорайонов N 3, 4а и 4б, 5-7, 8, "Восточный", "Центральный" и значение 0,08 - для территории промышленных зон города, а также микрорайонов индивидуальной застройки, садоводческих и животноводческих обществ.
Согласно карте градостроительного зонирования территории г. Краснокаменска и схеме зонирования городской черты арендованный предпринимателем земельный участок располагался на территории коммунально-складских объектов V класса, то есть на территории коммунальной зоны города, для которой установлен коэффициент К2, равный 0,4. При этом территории для размещения предприятий выделяются на указанной карте в виде самостоятельных.
Таким образом, арбитры пришли к выводу, что индивидуальный предприниматель при расчете единого налога неправомерно применял коэффициент К2, равный 0,08. В связи с этим решение налоговой инспекции о доначислении ЕНВД является правомерным.
"Вмененка", N 11, ноябрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вмененка"
"Вменёнка" - это единственный журнал, освещающий все вопросы применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, в том числе региональную специфику и отраслевую практику.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-23887 от 28.03.2006, выданное Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.