Налогоплательщики могут отказаться от бумажного документооборота
Реализация государственных инициатив по организации электронного взаимодействия между государством, населением и бизнесом началась в 2000-х гг. ФНС России одна из первых среди органов государственной власти стала внедрять технологии юридически значимого электронного взаимодействия с налогоплательщиками. Переход к системе представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) начался в 2002 году - вместе с принятием нормативных правовых актов, определивших юридическую значимость электронных документов, заверенных электронной цифровой подписью, что позволило исключить дублирование этих же документов в бумажном виде. За прошедший период удельный вес налогоплательщиков, ведущих финансово-хозяйственную деятельность и представляющих налоговую и бухгалтерскую отчетность в электронном виде по ТКС, достиг 76,4% (рис. 1).
При этом большинство налогоплательщиков (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) высоко оценивают удобство и продуманность процедур электронного взаимодействия с налоговыми органами. Об этом говорят результаты независимого социологического опроса налогоплательщиков, который проводится ежегодно в 40 регионах страны и охватывает 2600 респондентов (из них 1950 юридических лиц - по 650 анкет от крупных, средних, мелких юридических лиц; 250 индивидуальных предпринимателей; 400 физических лиц). Результаты последнего опроса приведены на рис. 2.
За это время (начиная с 2002 года) Служба постоянно расширяла список документов для обмена с налогоплательщиками в электронном виде (рис. 3). По сути, сейчас налогоплательщики, перейдя на электронный документооборот, могут полностью отказаться от бумаги.
В настоящее время обязанность представлять отчетность в налоговый орган по установленным форматам в электронной форме определена для налогоплательщиков, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также для вновь созданных (в том числе при реорганизации) организаций, численность работников которых превышает указанный предел, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации [1, п. 3 ст. 80].
С 1 января 2014 г. ситуация изменится: наличие обязанности по представлению отчетности в электронной форме будет зависеть не только от среднесписочной численности работников, но и от вида налога. В соответствии с поправками, внесенными в ст. 80 НК РФ Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям", все плательщики НДС, а также налоговые агенты по НДС должны сдавать соответствующие налоговые декларации по установленному формату в электронной форме через оператора электронного документооборота. С 1 января 2015 г. данная норма распространяется на налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и являющихся налоговыми агентами по НДС, в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров.
Кроме того, в п. 5 ст. 80 НК РФ определено, что налогоплательщик подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете). В случае представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме для этих целей применяется усиленная квалифицированная электронная подпись. Она позволяет идентифицировать владельца сертификата ключа подписи и установить отсутствие искажения информации, содержащейся в документах, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган в электронной форме. Согласно требованиям НК РФ все документы, представляемые в налоговый орган в электронной форме, должны подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью. До 31 декабря 2013 г. документ, подписанный электронной подписью, ключ проверки которой содержится в сертификате ключа проверки электронной подписи, выданном в соответствии с порядком, ранее установленным Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи", признается электронным документом, подписанным усиленной квалифицированной электронной подписью [2, п. 2 ст. 19].
Таким образом, с 1 января 2014 г. все документы, подписанные электронной цифровой подписью, выданной до 1 июля 2013 г., не будут приниматься налоговыми органами.
В настоящее время активно идет процесс замены сертификатов электронной цифровой подписи на квалифицированные сертификаты электронной подписи. Налогоплательщикам, которые пока не произвели указанную замену, необходимо обратиться к своему специализированному оператору связи, который подробно проконсультирует, что следует предпринять для получения квалифицированного сертификата электронной подписи.
Литература
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (с изм. и доп.).
2. Об электронной подписи: федер. закон Рос. Федерации от 6 апр. 2011 г. N 63-ФЗ (с изм. и доп.).
О.Н. Чепурина,
заместитель начальника Управления информационных технологий ФНС России,
государственный советник РФ 2-го класса
"Налоговая политика и практика", N 11, ноябрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговая политика и практика"
Журнал "Налоговая политика и практика" - единственное печатное издание ФНС России.
Адрес редакции: 121351, Москва, ул. Молодогвардейская, 32
Тел./факс: (495) 416 5194
E-mail: info@nalogkodeks.ru
Адрес в Internet: www.nalogkodeks.ru