Комментарий к Федеральному закону от 02.11.2013 N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
По мнению законодателей, в настоящее время порядок расчета налога на имущество не вполне справедлив. Это связано с тем, что в основе такого расчета лежит среднегодовая остаточная стоимость объекта налогообложения, сформированная в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, а не его кадастровая стоимость, которая учитывает ценность данного объекта с точки зрения рынка.
Итак, согласно п. 1 ст. 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Здесь же указано, что при определении налоговой базы имущество, являющееся объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.
Теперь принят Федеральный закон от 02.11.2013 N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 307-ФЗ). Что же решили законодатели?
Для определенных объектов недвижимости установлено, что налоговая база будет определяться с учетом их кадастровой стоимости. Причем первоначально это предусматривалось почти для всех объектов недвижимости. Но к окончательному принятию закона такой подход изменился.
При этом не надо забывать, что согласно п. 1 ст. 376 и п. 3 ст. 382 НК РФ налог на имущество не исчисляется со всей массы, включающей в себя общую стоимость всех объектов налогообложения. Налоговая база и сам налог определяются отдельно в отношении:
- имущества, подлежащего налогообложению по месту нахождения организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной компании);
- имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
- каждого объекта недвижимого имущества, расположенного вне места нахождения организации, ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной компании;
- имущества, входящего в состав единой системы газоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации";
- имущества, облагаемого налогом по разным ставкам.
Примечание. Федеральный закон N 307-ФЗ опубликован на портале www.pravo.gov.ru 03.11.2013, поэтому новый порядок расчета налога на имущество вступит в силу с 01.01.2014.
Теперь также отдельно надо будет определять налоговую базу по имуществу, в отношении которого она определяется как его кадастровая стоимость. Тем более что по объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость, налог и авансовые платежи по нему в соответствии с новой редакцией п. 6 ст. 383 НК РФ подлежат уплате в бюджет по месту нахождения объекта недвижимого имущества (раньше это предусматривалось только для иностранных организаций). В отношении иного имущества, как и прежде, налог будет уплачиваться российскими компаниями по месту их нахождения.
Порядок расчета налога на имущество с учетом кадастровой стоимости определен в новой ст. 378.2 НК РФ.
Из нее следует, что кадастровая стоимость имущества будет применяться для российских организаций в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
- административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), а также помещений в них;
- нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно п. 1 ст. 14 НК РФ налог на имущество относится к региональным налогам. Поэтому особенности применения данного налога, изменения в части его исчисления на территории конкретного субъекта РФ устанавливаются законом данного субъекта РФ (п. 3 ст. 12 НК РФ).
В связи с этим п. 2 ст. 378.2 НК РФ предусматривает, что сначала субъект РФ должен утвердить результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Потом он утверждает закон, устанавливающий порядок расчета налога с учетом кадастровой стоимости, после чего перейти обратно на исчисление налога по среднегодовой стоимости по такому имуществу нельзя.
Важная особенность проявляется при определении авансовых платежей по налогу на имущество в отношении указанных объектов недвижимого имущества. Авансовые платежи в части иного имущества, налог по которому исчисляется в общем порядке, то есть исходя из среднегодовой стоимости, рассчитываются как произведение налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период (п. 4 ст. 382 НК РФ).
В части имущества, по которому при расчете налога исчисляется кадастровая стоимость, авансовые платежи определяются как 1/4 кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. То есть в течение налогового периода сумма авансового платежа в этом случае не меняется.
По налоговым ставкам в отношении данного имущества в ст. 380 НК РФ будет предусмотрен небольшой переходный период, их максимальные величины будут значительно ниже общей ставки в размере 2,2%, особенно в 2014-2015 годах. Конкретные ставки установят субъекты РФ.
Участники договора простого (инвестиционного) товарищества, ведущие общие дела по договору, должны иметь в виду, что в дополнение к обязанностям, предусмотренным ст. 377 НК РФ, они должны будут сообщать не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, каждому участнику договора сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества, составляющего общее имущество товарищей, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Следует учитывать еще один момент. В соответствии с п. 6 ст. 376 НК РФ, который применяется до 1 января 2025 года, налоговую базу надо уменьшать на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях РФ, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома), учтенных в балансовой стоимости данных объектов.
Уточнено, что эта норма относится к имуществу, только если налоговая база по нему определяется как среднегодовая стоимость имущества, но не кадастровая.
Важное изменение произошло для иностранных организаций. До сих пор они руководствовались п. 2 ст. 375 НК РФ, в котором для них были установлены некоторые особенности, если:
- такие организации не осуществляли деятельность в РФ через постоянные представительства;
- они обладали объектами недвижимого имущества, не относившимися к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства.
В этом случае объектом налогообложения признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.
Теперь в соответствии с пп. 3 п. 1 новой ст. 378.2 НК РФ иностранные организации должны будут исчислять налог на имущество в общем порядке по всем названным объектам с учетом их кадастровой стоимости (утратил силу также п. 5 ст. 376 НК РФ). Если по объекту недвижимости кадастровая стоимость не определена, то в отношении него иностранная организация налог не уплачивает (п. 14 новой ст. 378.2 НК РФ).
А.Б. Сухов,
эксперт журнала "Акты и комментарии для бухгалтера"
"Акты и комментарии для бухгалтера", N 23, декабрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"