Комментарий к постановлению Федерального арбитражного суда Уральского округа от 04.09.2013 N Ф09-8838/13
В комментируемом Постановлении ФАС УО от 04.09.2013 N Ф09-8838/13 рассмотрено требование о признании недействительными решений органа ФСС, по которому:
- не приняты к зачету расходы страхователя на выплату страхового обеспечения со ссылкой на нарушение порядка выдачи листков нетрудоспособности, в частности, к начислению и оплате приняты листки нетрудоспособности, выданные единолично и единовременно фельдшером на срок более 10 дней при амбулаторном лечении, на период нетрудоспособности свыше 30 дней без решения врачебной комиссии. Кроме того, к начислению и оплате принят листок нетрудоспособности, согласно которому застрахованное лицо направлено на долечивание в санаторий после амбулаторного лечения, а также который содержит более двух исправлений;
- дополнительно начислены страховые взносы со ссылкой на занижение страхователем фонда оплаты труда на сумму выплат за аренду транспортных средств работников; и др.
Судом заявленные требования удовлетворены, так как:
- ответственность за выдачу неправильно оформленных листков нетрудоспособности должно нести лечебное учреждение;
- выплаты по договорам аренды автомобилей работников не облагаются страховыми взносами.
В обоснование своего вывода судом приведены следующие аргументы.
Страховые взносы на сумму выплат за аренду транспортных средств работников
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ*(1) объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
При этом в силу ч. 3 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ к объекту обложения страховыми взносами не относятся выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 данного закона (ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ).
Исходя из положений абз. 2 пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в том числе, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, за исключением выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов.
Отметим, что Федеральный закон N 212-ФЗ не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, следовательно, этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.
Трудовой кодекс выделяет два вида компенсационных выплат, один из которых предусмотрен ст. 164 ТК РФ, где под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей, то есть названные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.
В силу ст. 188 ТК РФ при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) личного транспорта, возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.
Следовательно, компенсация, выплачиваемая работнику за использование личного автомобиля в служебных целях, не подлежит обложению страховыми взносами в пределах размера, установленного соглашением между организацией и работником.
Также укажем, что организация (арендатор) заключила с физическими лицами (арендодателями) договоры аренды транспортных средств с экипажем, предметом которых является предоставление арендодателем арендатору во временное пользование транспортных средств. При этом арендатор обязан уплачивать в пользу арендодателей ежемесячную плату за пользование транспортными средствами (арендную плату) в фиксированной сумме за вычетом НДФЛ. Кроме того, договорами предусмотрена обязанность арендодателя страховать транспорт и ответственность за ущерб.
На основании ст. 632 ГК РФ по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
Выплаты, произведенные организацией по договорам аренды транспортного средства с экипажем, не образуют объекта обложения по страховым взносам по ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ. Это связано с тем, что арендодатель предоставляет арендатору транспорт во временное владение и пользование, оказывает своими силами услуги по управлению транспортом и по его технической эксплуатации, а размер арендной платы установлен в фиксированной сумме и названные договоры связаны с передачей в пользование имущества.
Суд отметил: Федеральный закон N 212-ФЗ не устанавливает, что страховые взносы исчисляются с полной цены договора, если договорами аренды предусмотрена единая цена, также отсутствуют какие-либо законные методики разграничения рассматриваемых выплат, различных по своему целевому назначению.
Другими словами, считать всю арендную плату вознаграждением за услуги по управлению автомобилем не следует, соответственно, оснований начислять взносы на единую сумму, указанную в договоре, не имеется, так как нельзя определить базу для начисления страховых взносов.
С учетом изложенного суд признал решение органа ФСС в части доначисления заявителю страховых взносов на суммы доплат за аренду транспортных средств недействительным.
Невыплата страхового обеспечения в связи с нарушением порядка выдачи листков нетрудоспособности
Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан, в частности, вследствие заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством РФ об обязательном социальном страховании.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона N 165-ФЗ*(2) видами социальных страховых рисков являются:
- необходимость получения медицинской помощи;
- утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая;
- дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.
Согласно положениям ст. 8, ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 165-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности является страховым обеспечением, которое выплачивается застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования в случае наступления документально подтвержденного страхового случая.
При этом для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет, в том числе, листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме 347н *(3) и в Порядке N 624н*(4), которые установлены федеральным органом исполнительной власти (п. 5 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ*(5)).
К сведению. Ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, несут физические и юридические лица (ст. 15.1 Федерального закона N 255-ФЗ).
С учетом пп. 2, 3, 5 п. 2 ст. 4.1 Федерального закона N 255-ФЗ страхователь обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в ФСС, осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев, выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Отметим, что работодатель не имеет возможности проверить соблюдение процедуры и порядка выдачи листка нетрудоспособности и несет ответственность лишь за правильность начисления, своевременность уплаты и перечисления страховых взносов (платежей) в соответствии с законодательством (п. 18 Постановления Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 "О фонде социального страхования").
Пунктом 61 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам*(6) предусмотрено, что при выявлении нарушений в листках нетрудоспособности в ходе проверки отделение (филиал отделения) ФСС дает возможность исправить (устранить) нарушение, либо принимает решение о непринятии к зачету расходов на основании акта проверки, либо принимает меры к лечебно-профилактическому учреждению, выдавшему листки нетрудоспособности с нарушением Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности.
На основании пп. 5, 6 п. 1 ст. 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ страховщик имеет право:
- обращаться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по надзору и контролю в сфере здравоохранения, с запросами о проведении в медицинских организациях проверок организации экспертизы временной нетрудоспособности, обоснованности выдачи и продления листков нетрудоспособности;
- предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Как отметил суд, организацией исполнена обязанность по правильному начислению, своевременной уплате и перечислению страховых взносов (платежей). При этом ответственность за выдачу неправильно оформленных листков нетрудоспособности должно нести лечебное учреждение, в чью обязанность входит правильное и достоверное внесение сведений.
В силу п. 2, 68 Порядка N 624н выдача листков нетрудоспособности осуществляется лицами, имеющими в соответствии с законодательством РФ о лицензировании лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности, причем за нарушение установленного порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности медицинские организации, а также медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Исходя из изложенного суд признал решение фонда о непринятии к зачету расходов страхователя на выплату страхового обеспечения на основании листков нетрудоспособности, выданных с нарушением установленного порядка, недействительным.
Кроме того, отклонен довод контролирующего органа о том, что отношения по зачету суммы, выплаченной в качестве пособия с нарушением установленных правил, возникают между страховщиком и страхователем, а не между страховщиком и лечебным учреждением, выдавшим листки нетрудоспособности.
Формальная проверка
Как указал суд, при рассмотрении материалов проверки контролирующим органом не исследовались обстоятельства, приведенные в ч. 6 ст. 39 Федерального закона N 212-ФЗ. Значит, подобное решение не может быть признано законным. В силу ч. 9 названной статьи в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие поименованные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов.
Однако из оспариваемых решений следует, что в них не приведено обстоятельств, свидетельствующих об установлении и документальном подтверждении допущенного правонарушения, не говорится, в чем заключается противоправность деяния и в какой форме выражена вина организации, отсутствует указание на обстоятельства совершенного правонарушения, не изложены обстоятельства, касающиеся установления противоправности действий и виновности в совершении правонарушения, не приведены документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства совершенного правонарушения, отсутствуют ссылки на первичные документы и иные сведения, подтверждающие выявленные нарушения, что противоречит ст. 39-42 Федерального закона N 212-ФЗ. Соответственно, судом отклонен довод фонда о проведении проверки в установленном законом порядке, иными словами, проверка была проведена формально.
В.В. Данилова,
эксперт журнала "Оплата труда:
акты и комментарии для бухгалтера"
"Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера", N 12, декабрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
*(2) Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".
*(3) Форма бланка листка нетрудоспособности, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 347н.
*(4) Порядок выдачи листков нетрудоспособности, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2011 N 624н.
*(5) Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
*(6) Утверждены Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 N 81.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"
Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15
Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)