Адвокатский запрос: некоторые проблемы реализации
Необходимо вносить изменения в действующее законодательство, повышающие статус и эффективность адвокатского запроса.
В настоящее время право на адвокатский запрос, являющийся одним из важных способов сбора доказательств и направленный на обеспечение квалифицированной юридической помощи доверителям, не может быть реализовано в полной мере ввиду определенных пробелов в законодательстве.
Несмотря на то что с момента принятия Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Закон) прошло более 11 лет, при реализации адвокатом своих полномочий, регламентированных законодательством, возникают определенные проблемы. Одной из них, вызывающей многочисленные дискуссии, является проблема реализации адвокатом права собирать сведения, необходимые для оказания квалифицированной юридической помощи.
Именно на адвокатов возложена публичная обязанность обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина (в том числе по назначению судов). Этим гарантируется право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, что вытекает из ч. 1 ст. 45 и ст. 48 Конституции РФ (абз. 2 п. 4 Постановления КС РФ от 23 декабря 1999 г. N 18-П).
Круг основных проблем
Закон закрепляет право адвоката собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы у органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций (далее - сведения) (подп. 1 п. 3 ст. 6 Закона).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 53 УПК РФ с момента допуска к участию в уголовном деле защитник вправе собирать и представлять доказательства, необходимые для оказания юридической помощи, в порядке, установленном ч. 3 ст. 86 УПК РФ.
Таким образом, осуществляя квалифицированную юридическую помощь, адвокат вправе собирать сведения и доказательства, т.е. осуществлять свое право на адвокатский запрос.
Адвокатский запрос - это "подготавливаемый и подписываемый адвокатом документ, адресованный конкретному органу, должностному лицу или юридическому лицу и содержащий просьбу о предоставлении в распоряжение адвоката определенных документов или иных сведений" (Макаров С.Ю. Понятие и классификация адвокатских запросов как способа реализации статусного полномочия по сбору сведений, необходимых для оказания юридической помощи // Адвокатура. Государство. Общество. М., 2008. С. 147).
Использование адвокатских запросов является одним из способов получения сведений, имеющих доказательственное значение.
Вместе с тем данное право адвоката труднореализуемо, поскольку законодатель, регламентировав его, не установил процессуального порядка производства по собиранию и представлению доказательств, описанного в ч. 3 ст. 86 УПК РФ, что на практике вызывает споры и влечет необоснованные решения об отказе в приобщении собранных адвокатом доказательств к материалам дела.
В отличие от ч. 3 ст. 86 УПК РФ, в подп. 1 п. 3 ст. 6 Закона не упоминается о праве адвоката собирать доказательства, а ведется речь лишь о праве собирать сведения.
Кроме того, при реализации адвокатами данного права возникает ряд вопросов о правомерности требований о предоставлении сведений; форме адвокатского запроса; удостоверении полномочий адвоката на адвокатский запрос; круге лиц, у которых адвокат вправе истребовать необходимые сведения; характере сведений, которые вправе истребовать адвокат; императивном или диспозитивном характере рассматриваемого предписания закона для субъектов, к которым обращается адвокат; признании собранных сведений доказательствами по делу; ответственности за непредоставление запрашиваемых сведений.
Срок исполнения адвокатского запроса
Срок, предусмотренный для ответа на адвокатский запрос, является одной из наиболее актуальных проблем, поскольку это важнейший показатель своевременности юридической помощи.
Согласно подп. 1 п. 3 ст. 6 Закона органы и организации обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса адвоката. В УПК РФ срок исполнения адвокатского запроса вообще не указан.
Например, п. 3 ст. 57 ГПК РФ и п. 8 ст. 66 АПК РФ предусмотрен 5-дневный срок для извещения суда должностными лицами или гражданами о невозможности представления доказательств.
Согласно ч. 2 ст. 26.9 КоАП РФ поручение либо запрос по делу об административном правонарушении подлежит исполнению не позднее чем в 5-дневный срок со дня получения указанного поручения либо запроса. Статья 26.10 КоАП РФ предусматривает 3-дневный срок со дня получения запроса от судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, для исполнения истребования сведений, необходимых для разрешения дела.
Закон Украины от 5 июля 2012 г. N 5076-VI "Об адвокатуре и адвокатской деятельности" предусматривает обязанность органов государственной власти и самоуправления, их должностных и служебных лиц, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и подчинения, общественных объединений дать ответ на запрос адвоката в срок не позднее 5 рабочих дней (п. 2 ст. 24).
Согласно п. 9 ст. 17 Закона Республики Казахстан от 5 декабря 1997 г. N 195-I "Об адвокатской деятельности" государственные служащие и руководители негосударственных организаций обязаны в течение 10 рабочих дней дать письменный ответ на обращение адвоката, связанное с оказанием им юридической помощи по конкретному делу.
Полагаю, что существующий месячный срок предоставления запрашиваемых сведений не позволяет адвокату своевременно оказать доверителю профессиональную юридическую помощь.
Как справедливо отмечено, месячный срок для ответа на запрос не представляется обоснованным и с практической точки зрения. Анализ норм действующего законодательства показывает, что один месяц дается органам и организациям для ответа на такие обращения граждан (иных правомочных субъектов), которые требуют проведения дополнительной проверки, решения конкретной проблемы, принятия мер и т.п. (Рагулин А.В. Современные проблемы регламентации и охраны профессиональных прав адвоката-защитника в России. М., 2012. С. 178).
Законопроект, внесенный ЗС Красноярского края, предусматривал соответствующие изменения в подп. 1 п. 3 ст. 6 Закона: сокращение максимального срока предоставления информации адвокату в ответ на его запрос до 7 дней и введение административной ответственности для лиц, нарушивших эту норму (проект федерального закона N 343816-4 "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"). Можно только выразить сожаление, что этот законопроект был снят с рассмотрения.
Позиция Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству в этой связи такова: существующий месячный срок для ответа на адвокатский запрос с практической точки зрения представляется обоснованным; предложенная в законопроекте ответственность лиц за непредоставление информации по запросу не корреспондируется с КоАП РФ, в котором отсутствует такой состав административного правонарушения (заключение на проект федерального закона N 343816-4 "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации").
Существующий механизм реализации права адвоката на сбор сведений, необходимых для оказания юридической помощи, должен предусматривать более короткий срок - до 10 суток со дня получения запроса.
Примечание. Существующий месячный срок исполнения адвокатского запроса не позволяет адвокату своевременно оказать доверителю профессиональную юридическую помощь. Механизм реализации права адвоката на сбор сведений должен предусматривать более короткий срок - до 10 суток со дня получения запроса.
В соответствии с этим подп. 1 п. 3 ст. 6 Закона целесообразно сформулировать следующим образом: "...собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций. Указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее 10-дневного срока со дня получения запроса адвоката. Неисполнение запроса адвоката влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации".
Ответственность за неисполнение адвокатского запроса
Отсутствие ответственности за непредоставление запрашиваемых адвокатом сведений также является актуальной проблемой.
В законодательстве ряда зарубежных стран запрос адвоката по статусу приравнивается к запросу судьи, а его игнорирование влечет различную ответственность вплоть до уголовной.
Например, в целях усиления гарантий прав адвокатов Законом Республики Узбекистан от 31 декабря 2008 г. N ЗРУ-198 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием института адвокатуры" Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности был дополнен ст. 197-1, предусматривающей административную ответственность за воспрепятствование профессиональной деятельности адвоката, выразившееся в том числе в непредоставлении ответа на запрос адвоката, в виде штрафа от 2 до 5 минимальных размеров оплаты труда.
Законом Украины от 5 июля 2012 г. N 5076-VI "Об адвокатуре и адвокатской деятельности" также установлена административная ответственность за отказ в предоставлении информации в ответ на адвокатский запрос, несвоевременное или неполное предоставление информации, предоставление информации, не соответствующей действительности, кроме случаев отказа в предоставлении информации с ограниченным доступом (п. 3 ст. 24).
Статьей 523 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за воспрепятствование должностным лицом осуществлению законной деятельности адвоката либо коллегии адвокатов, юридической консультации, адвокатской конторы, выразившееся в непредоставлении либо отказе в предоставлении в установленные законодательством сроки по письменному запросу необходимых документов, материалов или сведений, требуемых для осуществления их профессиональных обязанностей, если эти действия не имеют признаков уголовно наказуемого деяния. Налагается штраф в размере до 20 месячных расчетных показателей.
Статья 19.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за непредоставление или несвоевременное предоставление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), предоставление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона запрещается препятствование адвокатской деятельности каким бы то ни было образом. Думается, что отказ в предоставлении сведений по адвокатскому запросу в отдельных случаях может рассматриваться и как форма воспрепятствования адвокатской деятельности.
Как справедливо отмечает М.Г. Коробицын, "причиной, способствующей неисполнению адвокатских запросов, является отсутствие соответствующей ответственности за неисполнение адвокатских запросов" (Коробицын М.Г. Неисполнение адвокатского запроса // Адвокат. 2008. N 3. С. 112).
Поскольку законодатель дает адвокату право собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, логично было бы и предусмотреть в законе ответственность уполномоченных органов за их непредоставление, несвоевременное предоставление и предоставление запрашиваемых сведений в неполном объеме.
Отсутствие такой ответственности превращает право адвоката собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в юридическую фикцию, поэтому нет ничего удивительного, что зачастую запросы адвокатов не просто не исполняются, но игнорируются.
Если ответственность компетентных органов за невыполнение законных требований адвокатов не будет установлена, то нормы, закрепляющие право адвоката собирать необходимые сведения, так и останутся не более чем декларацией и красивой вывеской, не позволяющей адвокатам реально использовать данное право.
В связи с этим полагаю, что адвокат, деятельность которого направлена на обеспечение квалифицированной юридической помощи, должен быть включен в перечень субъектов, имеющих право запрашивать сведения, за непредоставление или несвоевременное предоставление которых, а равно предоставление их в неполном объеме должна наступать ответственность.
11 апреля 2013 г. депутатами А.С. Кропачёвым и И.К. Сухаревым в Госдуму был внесен проект федерального закона N 257510-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", устанавливающий административную ответственность за непредоставление или предоставление заведомо недостоверных сведений адвокату.
Согласно данному законопроекту главу 19 КоАП РФ необходимо дополнить ст. 19.35 следующего содержания:
"19.35. Нарушение требований законодательства о предоставлении по запросу адвоката сведений или документов, необходимых для оказания юридической помощи.
1. Нарушение органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями требований законодательства о предоставлении по запросу адвоката сведений и документов (копий документов), необходимых для оказания юридической помощи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 рублей; на юридических лиц - от 10 000 до 30 000 рублей.
2. Предоставление адвокату заведомо недостоверных сведений либо подложных документов или копий таких документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 10 000 рублей; на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 рублей".
Данный законопроект, на мой взгляд, нельзя назвать оптимальным. Во-первых, отнесение ответственности за непредоставление запрашиваемых сведений в главу 19 КоАП РФ сомнительно, так как эта глава предусматривает административную ответственность против порядка управления. Во-вторых, в законопроекте не предусмотрена ответственность за предоставление адвокату запрашиваемых сведений в неполном объеме.
Полагаю, что ответственность за непредоставление или несвоевременное предоставление запрашиваемых сведений, необходимых для оказания юридической помощи, а равно предоставление адвокату запрашиваемых сведений в неполном объеме необходимо изложить в ч. 2 ст. 5.39 КоАП РФ в следующей редакции:
"2. Непредоставление или несвоевременное предоставление адвокату сведений (информации), предоставление которых предусмотрено законом и необходимо для оказания квалифицированной юридической помощи, а равно предоставление адвокату таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа в размере от...".
Установлением подобной административной ответственности будет создан надежный механизм реализации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи.
В случае неоднократного немотивированного уклонения уполномоченных лиц от предоставления запрашиваемых адвокатом сведений адвокат вправе обжаловать их действия (бездействие) или решения вплоть до постановки вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности по ст. 140 УК РФ.
* * *
Таким образом, для реализации адвокатом своего права собирать сведения, необходимые для оказания квалифицированной юридической помощи, нужны законодательные изменения и дополнения в части сокращения срока предоставления ответа на адвокатский запрос до 10 суток со дня получения адвокатского запроса, а также установления административной ответственности за непредоставление запрашиваемых сведений или несвоевременное их предоставление, а равно предоставление адвокату запрашиваемых сведений в неполном объеме.
А. Иванов,
адвокат Краснодарской краевой коллегии адвокатов
(филиал N 24 г. Краснодара)
"Новая адвокатская газета", N 24, декабрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Новая адвокатская газета"
"Новая адвокатская газета" - корпоративное издание нового типа, появление которого обусловлено коренными переменами, произошедшими в адвокатском сообществе России после принятия Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Являясь органом Федеральной палаты адвокатов РФ, издание не преследует цель выступать в роли указующего или направляющего перста, представляя интересы той или иной части корпорации или группы лиц, а позиционирует себя как выразитель интересов всей российской адвокатуры. Принципиальное значение при этом имеет закрепленная Законом организация адвокатского сообщества, основанная на обязательном членстве каждого адвоката в адвокатской палате субъекта Федерации, являющейся в свою очередь членом ФПА РФ. Рассматривая в качестве высших ценностей адвокатского сообщества заложенные в Законе принципы независимости, самоуправления, корпоративности и равноправия адвокатов, газета оценивает события государственной и общественной жизни и действия тех или иных лиц с точки зрения соответствия данным принципам. Выступая органом корпорации юристов-профессионалов, газета рассматривает профессионализм как главное качество адвоката и уделяет первостепенное внимание проблемам учебы и практического опыта коллег в различных отраслях права.
Основными направлениями издания являются:
- оперативное информирование о деятельности и решениях ФПА;
- освещение взаимоотношений адвокатуры с государственными и общественными институтами;
- освещение корпоративной жизни адвокатских палат;
- рассказ о созданных адвокатами прецедентах в национальной и международной судебной практике, публикация наиболее интересных решений судов;
- ответы на вопросы, волнующие адвокатов и адвокатские образования;
- взаимодействие с информационными изданиями адвокатских палат;
- поддержка общественно значимых инициатив адвокатов и адвокатских образований;
- информирование о наиболее важных событиях из жизни иностранной адвокатуры, о сотрудничестве российских и зарубежных адвокатских образований и адвокатов.