Правила оформления справок
В статье рассказано о правилах оформления организационно-распорядительных документов применительно к справкам. С ее помощью любой поймет, в каких ситуациях уместно оформление этого вида документа, как не спутать его с письмом. Даны примеры оформления отдельных реквизитов и целых документов (справок о совместительстве, о занятости с указанием среднего заработка и др.). Статью можно использовать как готовый методический материал для себя, коллег и подчиненных.
Когда нужно оформить именно справку?
Справка относится к информационно-справочным документам, так же как, например, докладная и объяснительная записки или служебное письмо. Назначение справки - описать, подтвердить какие-то факты, сведения, события "из жизни" организации либо ее сотрудника. Она может быть информационной, аналитической или отчетной, а в зависимости от адресата:
- внутренней или
- внешней.
В первом случае справка оформляется подобно докладной записке, но, в отличие от нее, не побуждает к каким-либо действиям, а просто "предоставляет" информацию для размышления руководству организации или на рассмотрение коллегиального органа.
Во втором случае она оформляется на общем бланке организации (фирменном бланке), на котором должны быть справочные сведения о ней (ИНН, адрес, телефон и т.п.). Именно поэтому многие путают ее с письмом (сравните Примеры 6 и 7). Отличие справки заключается прежде всего в том, что при ее оформлении указывают вид документа "Справка", кроме того, на ней может отсутствовать адресат (в письме же не указывают вид документа, а его адресата прописывают если не конкретно, например, Генеральному директору ЗАО "Каравелла" И.И. Иванову, то хотя бы в общем, например, Директорам филиалов ЗАО "Каравелла"). Далее в оформлении справки и письма действительно много общего:
- структура текста и стиль изложения;
- подпись руководителя организации (или лица, его замещающего), а при предоставлении сведений финансового характера - главного бухгалтера;
- обязательная регистрация.
Правильно оформляем реквизиты
Справка может направляться конкретной организации, но часто она выдается своему работнику для предоставления им этого документа в какую-то организацию. В обоих приведенных случаях адресатом является конечный получатель документа, а не ваш сотрудник.
Когда адресат справки известен точно, его указывают в положенном месте (правый верхний угол). Правила его оформления идентичны для всех организационно-распорядительных документов (см. пункт 3.15 ГОСТа Р 6.30-2003). Напомним, что в адресате инициалы в имени должностного лица указываются перед его фамилией, а у физического лица - после.
Пример 1. Адресатом является конкретное должностное лицо
Генеральному директору
ООО "Светотехника"
Л.Д. Шевцову
или
ООО "Светотехника"
Генеральному директору
Л.Д. Шевцову
Пример 2. Адресатом является организация
Государственная инспекция труда
в Республике Башкортостан
Пример 3. Адресатом является физическое лицо
Великановой С.Ф.
ул. Солнечная, д. 75, кв. 56
г. Димитровград, 433500
Если адресат неизвестен или владелец будет предъявлять справку в нескольких местах, на месте реквизита "Адресат" пишется:
Пример 4. Если адресат справки неизвестен
Для предоставления
по месту требования
Заголовок текста желательно сформулировать. Но если это сложно, то можно обойтись и без него. Формулируется он по общему правилу и отвечает на вопрос "о чем?" / "о ком?", являясь как бы продолжением к слову "Справка". Например, справка о техническом состоянии помещения или справка о несчастных случаях на производстве. В первом случае заголовок будет "О техническом состоянии помещения", во втором - "О несчастных случаях на производстве" (см. отметку 3 в Примере 7).
Дадим несколько рекомендаций, которые помогут вам при составлении текста справки.
Если ваша справка является ответом на какой-либо запрос, в начале текста целесообразно сослаться на его регистрационные данные, например: "В ответ на ваше письмо от 31.10.2013 N 324...".
Если запроса нет или он был сделан устно, многие начинают справки словами "Сообщаем вам..." или "Доводим до вашего сведения, что...". Конечно, ошибки в этом нет. Но официально-деловой стиль речи подразумевает в числе прочего лаконичность формулировок, а приведенные клише не несут никакой информационной нагрузки. Сравните:
- "Доводим до вашего сведения, что по состоянию на 1 ноября 2013 года работы по объекту не закончены" и
- "По состоянию на 1 ноября 2013 года работы по объекту не закончены".
То же происходит, когда справка выдается отделом кадров сотруднику компании и текст начинается с конструкции "Дана Иванову И.И. в том, что...".
Перефразируем известный рекламный слоган: если не видно разницы, то зачем писать больше (и загромождать лишним придаточным предложением)? Если вам сложно избавиться от указанных вступлений, держите их в уме, а писать текст начинайте сразу после слова "что".
Основной текст справки не должен содержать никаких оценочных суждений, ходатайств и выводов: только фактическая информация, по возможности подтвержденная документально.
Отметка о наличии приложений к справке оформляется ниже текста через один-два межстрочных интервала (см. отметку 2 в Примере 6). Как ее оформлять, посмотрим в пункте 3.21 ГОСТа Р 6.30-2003:
Фрагмент документа
ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов"
Обратите внимание: если вы прилагаете к справке копию, а не оригинал документа, то именно так и нужно его называть:
Пример 5. Отметка о наличии приложений
Приложения: 1. Копия лицензии на проведение строительных работ на 1 л.
в 1 экз.
2. Копия свидетельства о допуске к работам на 1 л. в 1 экз.
Подписывает справки обычно генеральный директор, замещающее его лицо или должностные лица, уполномоченные подписывать документы определенного вида на основании доверенности.
Справки, в которых содержится финансовая информация, наряду с генеральным директором подписывает главный бухгалтер (Пример 6).
Отметка об исполнителе может оформляться на справке. Ее наличие поможет получателю документа быстрее добраться до компетентного человека, если потребуются какие-либо уточнения или иные контакты после получения справки. Она оформляется в нижнем левом углу документа, указываются инициалы с фамилией и контактный телефон исполнителя. В последнее время встречаются варианты с указанием адреса электронной почты. См. Пример 9.
Ставить ли печать на справку?
Если для справки отсутствует унифицированная форма, вопрос о проставлении печати на этом документе решается внутри организации. Лучше всего, если ответ на него содержится в локальном Положении об использовании печатей и штампов.
Сослаться на какой-либо нормативный документ, обязывающий коммерческую организацию заверять печатью справки или служебные письма, нельзя: его просто не существует. На выручку приходит ГОСТ 6.30-2003, пункт 3.25 которого гласит следующее.
Фрагмент документа
ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов"
Таким образом, печать ставится, например, на справки о заработной плате работников (см. Пример 9) или на справки, подтверждающие полномочия должностного лица.
Обратите внимание: печатью организации (т.н. гербовой печатью) можно заверить подпись ее руководителя. Если же какую-то справку вправе подписать, например, начальник отдела кадров, то его подпись можно заверить печатью этого структурного подразделения.
Обычно справки регистрируются в общем порядке, и только те, что содержат персональные данные, стоят особняком.
Большинство организаций практикуют сохранение электронной копии (проще говоря, скана) исходящего документа, и это правильное и нужное действие, если речь идет об обычном документе. Но мы говорим о содержащих персональные данные, работа с которыми требует особой щепетильности и регулируется, ни много ни мало, федеральным законодательством. Следовательно, выкладывать в общий доступ скан справки с чьей-то зарплатой по меньшей мере некорректно. Настоятельно просим обратить на это внимание. Тогда, например, в поле электронного журнала, где должна быть гиперссылка на копию письма, просто напишите слово "Конфиденциально".
Когда в тексте документа описываются какие-то сведения или факты, результаты какого-то процесса, которые еще могут измениться, то важно сразу оговаривать, по данным на какую дату ситуация выглядит так, как вы описываете. Например, "по данным на 01.11.2013 оплата по договору от 10.06.2013 N 779 не поступала". Ведь деньги могут быть зачислены уже на следующий день после составления справки, и даже если к этому моменту справка с такой информацией уже вышла за стены выдавшей ее организации и поступила к адресату позже, то указанные в ней сведения останутся корректными. Можно уповать на то, что в документе есть регистрационный номер и дата его создания, и люди, рассуждающие логически, понимают, что вся указанная в нем информация актуальна на дату создания / подписания / регистрации документа*(1). Но помните, не все рассуждают логически - в потенциально конфликтных ситуациях нужно быть предельно внимательными к формулировкам и включать "защиту от дурака".
Образцы справок
Покажем примеры оформления различных справок, из которых вы сможете позаимствовать формулировки и способы оформления реквизитов. Все приведенные далее образцы справок - внешние, т.е. выданы для предоставления в другие организации.
Если ваша справка является ответом на запрос другой организации, то в начале текста целесообразно сослаться на его регистрационные данные, например: "В ответ на ваше письмо от 11.11.2013 N 39...". Если же на инициативное письмо-запрос вы решили написать ответное письмо, то данные инициативного документа указываются в специально предусмотренном реквизите бланка письма, который располагается сразу под строкой с исходящим номером и датой вашего письма - тогда в тексте документа эту информацию дублировать не стоит. Мы показали оба варианта - см. Примеры 6 и 7, в них цифрой 1 отмечена ссылка на инициативный документ.
Далее в Примерах 8 и 9 представлены справки, выдаваемые по запросам персонала компаний. Так, справка о совместительстве нужна для того, чтобы на основном месте работы сотруднику внесли в трудовую книжку запись о работе по совместительству. А справка с указанием средней заработной платы и подтверждением занятости человека требуется для оформления виз во многие страны и обычно очень востребована в сезон отпусков.
Пример 6. Ответ на запрос о причинах приостановления работ в форме письма
Закрытое акционерное общество Генеральному директору
"Волжская строительная компания" ООО "Кировпроектмонтаж"
Т.М. Лобачеву
Ул. Гагарина, д. 453, г. Волгоград, 124578
Тел./факс: +7 (123) 987-65-43, http://www.vsk.com
ОКПО 12345678, ОГРН 1234567890123
ИНН 1234567890, КПП 123456789
15.11.2013 N 554
------------ -----
На N 12-67/42-и от 14.11.2013
---------- ----------
/---\
\--| 1 |--/
\---/
О приостановлении работ на объекте
По данным метеорологической станции "Весна", расположенной на
территории поселка городского типа Березовый Кировского района
Волгоградской области, 13.11.2013 с 15 часов 08 минут до 15 часов
45 минут на территории м.р. Кировский местами наблюдалась гроза с
усилением ветра до 20-22 м/с.
В связи с неблагоприятными погодными условиями 13.11.2013
строительно-монтажные работы на объекте 1-67 "Торговый центр Кировский"
были приостановлены на 3 (Три) часа.
Приложение: копия информационного письма о метеоусловиях на 1 л. в 1 экз.
/---\
| 2 |
\---/
Генеральный директор Рамзесов Т.П. Рамзесов
Пример 7. Справка, направляемая по запросу государственной организации
Общество с ограниченной ответственностью Государственная инспекция
"Мебель-гарант" труда в г. Москва
Ул. Севастопольская, д. 150,
оф. 345, Москва, 246654
Тел. +7 (495) 467-89-89.
http://mebel-garant.ru
ОКПО 12345678, ОГРН 1234567890123,
ИНН 1234567890, КПП 123456789
Справка
01.11.2013 N 45
------------ -----
/---\
О несчастных случаях на производстве-| 3 |
/---\ \---/
| 1 |
\---/
На ваше письмо от 31.10.13 N 432 сообщаем, что в 2012 году на
производстве ООО "Мебель-Гарант" несчастных случаев, в том числе
групповых, тяжелых, со смертельным исходом, не происходило.
Генеральный директор Сидоров Н.К. Сидоров
Пример 8. Справка о совместительстве
Общество с ограниченной ответственностью "Бизнес-аудит"
Ул. Победы, д. 65, оф. 232, г. Пермь, 534235.
Тел./факс: (456)345-67-89, http://www.business-audit.ru
ОКПО 12345678, ОГРН 1234567890123, ИНН 1234567890, КПП 123456789
Справка
01.11.2013 N 81/к
г. Пермь
О работе по совместительству
Тихонова Марина Владимировна с 08 января 2013 года работает в
ООО "Бизнес-Аудит" бухгалтером на условиях совместительства на основании
приказа от 08.01.2013 N 14-лс (копия прилагается).
/---\
| 2 |
\---/
Приложение: на 1 л. в 1 экз.
Директор по персоналу Колычева Д.Л. Колычева
Пример 9. Справка о занятости и среднем ежемесячном доходе работника
Закрытое акционерное общество Для предъявления
"Стройкомплект" по месту требования
Ул. Комсомольская, д. 4, г. Ульяновск, 673255
Тел./факс: +7 (562) 567-89-01,
http://www.stroykomplekt.ru
ОКПО 12345678, ОГРН 1234567890123
ИНН 1234567890, КПП 123456789
Справка
02.12.2013 N 34-42/32
----------- ----------
г. Ульяновск
Макаров Роман Анатольевич является работником ЗАО "Стройкомплект" и
занимает должность "Начальник сметно-расчетного отдела" с 29 июня
2006 года по настоящее время.
Средний месячный заработок Макарова Романа Анатольевича составляет
58 336 руб. 00 коп. (Пятьдесят восемь тысяч триста тридцать шесть рублей
00 коп.).
В соответствии с графиком отпусков ЗАО "Стройкомплект" Макарову Роману
Анатольевичу предоставляется часть ежегодного оплачиваемого отпуска с
сохранением должности с 09.12.2013 по 29.12.2013.
/ \
Генеральный директор | Печать | Соколов П.В. Соколов
| ЗАО |
Главный бухгалтер |"Строй-комплект"| Мухина С.Ю. Мухина
\ /
И.К. Комаров
+7 (562) 567-89-01, доб.111
I.Ivanov@ stroykomplekt.ru
Мы специально показали разные возможные варианты оформления:
- письмо и справку в Примерах 6 и 7;
- продольный (в Примере 8) и угловой бланки (Примеры 7 и 9), на которых отличается расположение наименования организации, справочных данных о ней, регистрационного номера и даты справки, а также места издания документа;
- возможность указания реквизитов прилагаемого документа в тексте справки или только в специальной отметке о наличии приложений (отмечено цифрой 2 в Примерах 6 и 8).
Е. Кожанова,
специалист по ДОУ и кадровому делопроизводству
"Кадровая служба и управление персоналом предприятия", N 11, ноябрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Кстати, по этой причине некоторые справки имеют силу только определенный срок с даты их выдачи. Обычно его устанавливает организация, запрашивающая сведения (т.е. получающая справку). http://www.psychologos.ru/articles/view/pedagogicheskaya_sistema_a.s.maka renko.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровая служба и управление персоналом предприятия"
Учредитель и издатель ООО "Бизнес-Арсенал"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-37544 от 17.09.2009.