В подраздел 4 "Асбестоцементное, асбестосилитовое производство и производство асбокартона" раздела XVII "Производство строительных материалов" Списка N 2 включены должности мастера и старшего мастера производственных участков, где 50% и более рабочих пользуются правом на льготную пенсию (код позиции - 2180400б-23398).
Как следует понимать фразу "50% и более рабочих пользуются правом на льготную пенсию", в частности какие "льготники" имеются в виду?
Учитываются ли при определении права мастера производственного участка на досрочную пенсию женщины - машинисты кранов, имеющие право на досрочную пенсию в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, так как они тоже подчиняются вышеуказанному мастеру?
Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации с 1 января 2002 г. регулируется Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ).
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Закона N 173-ФЗ, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда, соответственно, не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж, соответственно, не менее 25 и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 7 Закона N 173-ФЗ, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно пп. "б" п. 1 постановления Правительства РФ от 18 июля 2002 г. N 537 (далее - Постановление N 537) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 (далее - Список N 2).
При этом перечни производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, являются исчерпывающими и расширительному толкованию не подлежат (определение Судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 2 августа 2011 г. N 33-3104, определение Рязанского областного суда от 6 октября 2010 г. N 33-1728, Обзор кассационной и надзорной практики Пермского областного суда по гражданским делам за 2000 г.). Иными словами, правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются только те лица, чьи работы поименованы в соответствующих перечнях.
В подразделе 4 "Асбестоцементное, асбестосилитовое производство и производство асбокартона" раздела XVII "Производство строительных материалов" Списка N 2 предусмотрены мастера, старшие мастера производственных участков, где 50% и более рабочих пользуются правом на льготную пенсию (код позиции 2180400б-23398).
Понятие "льготная пенсия" не предусматривается действующим законодательством. В то же время пенсионное законодательство, действовавшее на момент издания Списка N 2, предусматривало пенсии на льготных условиях (смотрите ст. 14 Закона СССР от 15 мая 1990 г. N 1480-I "О пенсионном обеспечении граждан в СССР"), которым в настоящее время соответствуют досрочные трудовые пенсии по старости, назначаемые по основаниям, указанным в ст. 27 Закона N 173-ФЗ, в том числе женщинам-машинистам крана (пп. 3 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ).
При этом ни Правила исчисления периодов работы..., утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, ни разъяснение Госкомтруда СССР от 28 февраля 1991 г. N 52 и разъяснение Минтруда России от 22 мая 1996 г. N 5 о порядке применения Списков не ограничивают категории работников, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые включаются в подсчет процентного соотношения рабочих для определении права на пенсию мастерам производственных участков. В частности, отсутствует какой-либо запрет на включение в подсчет этого процентного соотношения женщин - машинистов кранов, имеющих право на досрочную пенсию в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ.
В этой связи отметим, что совокупное толкование положений постановления Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 также позволяет прийти к выводу о том, что перечень категорий работников, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые включаются в подсчет названного процентного соотношения, не ограничен.
Так, например, в разделе ХХ "Полиграфическое производство" Списка N 1 предусмотрены мастера, старшие мастера, занятые на производственных участках: стереотипном, цинкографии и глубокой печати, где 50% и более рабочих пользуются правом на льготную пенсию по Списку N 1 (код позиции 1190000б-23187). Иными словами, для данной позиции круг работников, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые включаются в подсчет процентного соотношения, ограничен лицами, имеющими право на досрочную пенсию в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ.
При таком положении, умолчание в позиции 2180400б-23398 о конкретных видах досрочных трудовых пенсий рабочих, включаемых в подсчет процентного соотношения, на наш взгляд, допущено специально и не может быть истолковано ограничительно - в подсчет процентного соотношения рабочих, пользующихся правом на льготную пенсию, для определения права на пенсию мастерам производственных участков должны быть включены все работники, имеющие право на досрочные трудовые пенсии по старости по любым основаниям, указанным в ст. 27 Закона N 173-ФЗ.
Таким образом, мы полагаем, что в подсчет процентного соотношения рабочих, пользующихся правом на льготную пенсию, для определении права на пенсию мастерам производственных участков должны быть включены в том числе женщины - машинисты кранов, имеющие право на досрочную пенсию в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ.
Однако, к сожалению, каких-либо материалов правоприменительной, в том числе судебной, практики по рассматриваемому вопросу нам обнаружить не удалось. Обращаем Ваше внимание на то, что изложенная позиция является нашим экспертным мнением и может расходиться с официальной позицией органов власти при рассмотрении конкретных дел.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дроздова Анжелика
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
27 декабря 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.