Рекомендации по рассмотрению письменных возражений
Рекомендации о порядке организации работы налоговых органов, направленные Письмом ФНС РФ от 07.08.2013 N СА-4-9/14460@ (далее - Рекомендации), определяют сроки и последовательность действий ФНС и ее территориальных органов при рассмотрении письменных возражений (пояснений, ходатайств) по актам, составленным при производстве по делам о налоговом правонарушении, и по рассмотрению жалоб, поданных налогоплательщиками, налоговыми агентами и иными лицами в вышестоящий налоговый орган на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц налогового органа.
Рассмотрение материалов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях
Напомним, что лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения названного акта вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. В силу п. 2 ст. 101 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов этой проверки лично и (или) через своего представителя.
При рассмотрении материалов налоговой проверки составляется протокол. По решению лица, рассматривающего материалы налоговой проверки, и при наличии согласия лица, в отношении которого составлен акт, и (или) его представителя в ходе рассмотрения может вестись аудиозапись, о чем делается отметка в протоколе. В таком случае аудиозапись приобщается к протоколу. В протоколе рассмотрения материалов налоговой проверки должны быть указаны:дата, время и место его составления;
- наименование лица (ИНН, КПП), в отношении которого составлен акт;
- реквизиты акта налоговой проверки и возражений;
- наименование налогового органа, проводившего проверку;
- сведения об основаниях проведения проверки (реквизиты решения руководителя налогового органа, реквизиты налоговой декларации);
- Ф.И.О. и должность лица, рассматривающего материалы, и иных лиц, участвующих при рассмотрении, а также Ф.И.О. и паспортные данные присутствующего лица (его представителей), сведения об отсутствующих приглашенных лицах;
- иные сведения - при необходимости;
- подписи всех лиц, присутствовавших при рассмотрении материалов налоговой проверки.
Перед рассмотрением материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа устанавливает факт явки лица, в отношении которого составлен акт налоговой проверки (его представителя). Аналогичный порядок установлен при рассмотрении материалов дела об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях.
В случае неявки лица, в отношении которого составлен акт налоговой проверки, на рассмотрение материалов проверки руководитель налогового органа выясняет, извещено ли лицо в установленном порядке о дате, времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. В случае установления факта ненадлежащего извещения указанного лица или при отсутствии информации о надлежащем его извещении принимается решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки. Если же лицо было извещено надлежащим образом, должностное лицо налогового органа принимает решение о рассмотрении материалов налогового контроля в отсутствие этого лица или об отложении рассмотрения материалов, если присутствие лица будет признано обязательным. Данный факт отражается в протоколе рассмотрения материалов.
В случае явки лица, в отношении которого составлен акт налоговой проверки, на рассмотрение материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает материалы налоговой проверки и возражения (пояснения, ходатайства) лица (в случае их наличия) в соответствии с нормами НК РФ. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать устные пояснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки, а также представлять документы, опровергающие выводы, изложенные в акте налоговой проверки.
В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. При принятии такого решения оно вручается лицу, в отношении которого составлен акт налоговой проверки, по возможности вместе с уведомлением о его вызове для ознакомления с документами (информацией), полученными в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, и уведомлением о вызове для рассмотрения материалов налоговой проверки. При ознакомлении лица с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля составляется протокол ознакомления.
Копии документов, полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, вручаются лицу, в отношении которого они проводились (за исключением документов, полученных от самого лица в порядке ст. 93 НК РФ). Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.
В случае предоставления лицом возражений и (или) пояснений, каких-либо ходатайств в срок до даты рассмотрения материалов проверки включительно с учетом документов, полученных в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, данные материалы тоже рассматриваются руководителем (заместителем руководителя налогового органа) и учитываются при вынесении решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к такой ответственности. По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит названное решение. Оно должно быть вручено лицу в течение 5 рабочих дней после дня его вынесения. Если решение вручить невозможно, оно направляется лицу по почте заказным письмом.
Рассмотрение жалоб (апелляционных жалоб)
Напомним, что каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Согласно ст. 139.2 НК РФ жалоба должна быть подана в письменном форме и подписана лицом, ее подавшим, или его представителем. В ней указываются:
- Ф.И.О. и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;
- обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;
- наименование налогового органа, акт ненормативного характера либо действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;
- основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
- требования лица, подающего жалобу.
В жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения. Также к ней могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.
В силу п. 14 Рекомендаций при получении жалобы (апелляционной жалобы) заявителя налоговый орган в течение 3 рабочих дней устанавливает, подлежит ли рассмотрению налоговыми органами поступившая жалоба (апелляционная жалоба).
Если поступившая жалоба (апелляционная жалоба) подлежит рассмотрению иным государственным органом или органом местного самоуправления, налоговый орган не позднее 3 рабочих дней со дня поступления жалобы направляет ее с сопроводительным письмом в соответствующий орган и информирует лицо, подавшее жалобу, об органе, в который она перенаправлена на рассмотрение, с указанием причин перенаправления.
Нижестоящий налоговый орган в течение 3 рабочих дней со дня поступления жалобы (апелляционной жалобы) от заявителя устанавливает, имеются ли обстоятельства в соответствии с п. 1 ст. 139.3 НК РФ для оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения. При установлении нижестоящим налоговым органом данных обстоятельств информация о наличии таких обстоятельств сообщается вышестоящему налоговому органу одновременно с направлением жалобы (апелляционной жалобы) в вышестоящий налоговый орган. Напомним, что налоговый орган оставит без рассмотрения жалобу полностью или в части, если установит, что:
- жалоба не подписана лицом, подавшим ее, или его представителем не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;
- жалоба подана после истечения срока ее подачи и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
- до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части;
- ранее подана жалоба по тем же основаниям.
При отсутствии указанных обстоятельств жалоба (апелляционная жалоба) со всеми материалами подлежит направлению нижестоящим налоговым органом в вышестоящий налоговый орган в течение 3 дней со дня ее поступления. Заключение нижестоящего налогового органа по жалобе (апелляционной жалобе) со всеми материалами рекомендуется направлять в вышестоящий налоговый орган в течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы (апелляционной жалобы) нижестоящим налоговым органом.
Такое направляемое заключение по жалобе должно содержать обоснованную позицию налогового органа по каждому доводу заявителя со ссылкой на имеющиеся у налогового органа документы, копии которых должны быть приложены к заключению. Заключение по жалобе должно быть подписано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
Согласно п. 14 Рекомендаций перед началом рассмотрения поступившей жалобы (апелляционной жалобы) руководитель (заместитель руководителя) вышестоящего налогового органа, уполномоченный рассматривать жалобы, устанавливает, имеются ли обстоятельства, предусмотренные п. 1 ст. 139.3 НК РФ для оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения. Оставление жалобы без рассмотрения не препятствует повторному обращению лица с жалобой, за исключением случаев оставления жалобы без рассмотрения по основаниям, предусмотренным пп. 3 и 4 п. 1 ст. 139.3 НК РФ.
Решение налогового органа по жалобе (апелляционной жалобе) на решение налогового органа, вынесенное в порядке ст. 101 НК РФ, принимается вышестоящим налоговым органом в течение 1 месяца со дня ее получения тем органом, который уполномочен ее рассматривать. Решение по иным жалобам принимается вышестоящим налоговым органом в течение 15 рабочих дней со дня ее получения соответствующим налоговым органом.
Названный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов или при представлении лицом, подавшим жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов, но не более чем на 1 месяц (15 рабочих дней для иных жалоб). Продление срока рассмотрения жалобы оформляется решением вышестоящего налогового органа о продлении срока рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы). В данном решении должны быть указаны сведения о налоговом органе, рассматривающем жалобу, о предмете обжалования, о причинах продления срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе). Решение вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение 3 рабочих дней со дня его принятия.
На основании п. 20 Рекомендаций решение по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) оформляется в письменном виде в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в деле налогового органа, второй - направляется в адрес лица, подавшего жалобу, в течение 3 рабочих дней со дня его принятия. В нижестоящий налоговый орган, акт ненормативного характера, действия (бездействие) должностных лиц которого обжаловалось, направляется электронная копия решения по жалобе (апелляционной жалобе).
По просьбе лица, изложенной в жалобе (апелляционной жалобе), электронный образец экземпляра решения по жалобе направляется по адресу электронной почты, указанному этим лицом, причем экземпляр решения лица, изготовленный в бумажном виде, оформляется в дело вышестоящего налогового органа.
Вводная часть решения должна содержать сведения о налоговом органе (должностном лице налогового органа), рассматривающем жалобу (апелляционную жалобу), и о предмете обжалования, в том числе реквизиты оспоренного ненормативного акта, действий или бездействия, которые обжалуются. В описательной части решения должно присутствовать краткое изложение заявленных требований, объяснений, заявлений и ходатайств заявителя. Также должны быть указаны фактические и иные обстоятельства дела, установленные при рассмотрении жалобы, доказательства, на которых основаны выводы об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался налоговый орган (должностное лицо налогового органа) при принятии решения по жалобе. Кроме того, в решении должна содержаться обоснованная позиция налогового органа по каждому доводу заявителя. В итоговой (резолютивной) части решения по жалобе указываются выводы налогового органа, рассмотревшего жалобу, из которых четко следует, что конкретно признано налоговым органом, рассматривающим жалобу, не соответствующим налоговому законодательству и в какой части жалоба удовлетворена, а в какой части в ее удовлетворении отказано.
При необходимости вышестоящий налоговый орган поручает в решении нижестоящему налоговому органу произвести перерасчет налоговых обязательств.
А. Репин,
эксперт журнала "Ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности
государственных (муниципальных) учреждений"
"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 12, декабрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"