Обеспечение участия прокуроров в арбитражном судопроизводстве
Принятие органами прокуратуры на вооружение достижений современных компьютерных технологий позволяет облегчить организационно-техническую и методическую работу, повысить качество подготовки документов и актов реагирования по всем направлениям деятельности прокуратуры, в том числе качество подготовки исковых заявлений в арбитражный суд, поддержания заявленных требований в суде, а также качество апелляционного, кассационного и надзорного обжалования.
По мнению С. Казакова, необходимо изменение существующих подходов к формированию программно-аппаратной и совершенствованию информационно-технологической инфраструктуры с учётом концепции построения и развития создаваемой информационной системы организации прокуратуры*(1).
Как показал проведённый опрос*(2), 48% опрошенных прокуроров субъектов Федерации отметили востребованность электронного документооборота и электронного обмена данными между прокуратурами низшего звена и подразделениями (управлениями, отделами, старшими помощниками) прокуратуры субъекта РФ по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе.
Одним из главных аспектов повышения эффективности работы прокурора в арбитражном судопроизводстве 50% опрошенных считают информационное взаимодействие с арбитражным судом.
Приведённые данные свидетельствуют о том, что возникла необходимость организации мероприятий по созданию информационных систем и единых технологий в деятельности по обеспечению участия прокуроров в арбитражном судопроизводстве.
Эффективность использования компьютерной техники в прокуратуре субъекта Федерации напрямую зависит от развитости локальной информационной сети. К ней должны быть подключены городские, районные и приравненные к ним специализированные прокуратуры. Построенная сеть позволяет исключить потерю времени, связанную с почтовой пересылкой документов, повышает оперативность представления информации, сокращает время принятия решений, обеспечивает совместное использование информационной системы и значительно оптимизирует работу прокуроров.
Рассмотрим ключевые аспекты информационной модели интегрированной информационно-коммуникационной сети.
Интегрированная информационно-коммуникационная сеть образует единое информационное пространство и обеспечивает строго регламентированное и безопасное информационное взаимодействие как по горизонтали, так и по вертикали. Понятие единой информационно-коммуникационной сети подразумевает возможность взаимодействия каждого с каждым и коллективное использование информационных ресурсов каждого участника взаимодействия с целью повышения общей эффективности работы каждой из сторон и всей прокуратуры в целом.
Единая интегрированная информационно-коммуникационная сеть призвана упростить разработку, создание и сопровождение конкретных информационных объектов, отражающих те или иные элементы и процессы участия прокурора в арбитражном процессе как действенного средства укрепления законности и предупреждения правонарушений в экономической сфере, защиты государственных и общественных интересов.
При этом каждое информационное приложение рассматривается как отдельный информационный модуль. Задача состоит в том, чтобы логически и функционально увязать их между собой, организовать их взаимодействие, обеспечить согласованность функционирования*(3).
Результат функционирования каждого информационного модуля (продукт внутриведомственного информационного производства) должен стать ресурсом, потребляемым другими информационными модулями. В настоящее время результат внутриведомственного информационного производства, выраженный в виде внутриведомственных баз данных, потребляется только прокуратурой и не предназначен для прямого использования в информационном производстве другими государственными структурами.
Результатом информационного производства прокуратуры субъекта Федерации должны пользоваться прокуратуры города, района. Одной из основных задач единой интегрированной информационно-коммуникационной сети является стимуляция прокуратуры субъекта Федерации и прокуратуры города, района к эффективному информационному обмену между собой. Стимуляция и поощрение должны выполняться различными путями, в том числе и посредством предоставления единой и стандартной информационно-коммуникационной сети, обеспечивающей простоту и эффективность внутри- и межведомственного взаимодействия.
На вершине пирамиды прикладных информационных модулей, решающих различные конкретные задачи прокуратуры по участию прокурора в арбитражном судопроизводстве, должен находиться информационный модуль интегрированного мониторинга состояния материалов, требующих реагирования в форме исков или заявлений в арбитражные суды и др.
Основными архитектурными элементами этой единой интегрированной информационно-коммуникационной сети являются центры обработки данных (ЦОД), объединённые между собой оптоволоконными линиями связи и образующие единую широкополосную телекоммуникационную среду коллективного использования для передачи данных, изображения, видео, мультимедиа и других типов трафика. Ключевыми технологиями построения магистрали являются: протокольный стек TCP/IP, технология виртуальных частных сетей VPN и многопротокольная коммутация меток MPLS*(4).
В состав ЦОД включены высокопроизводительные серверы и базы данных, образующие распределённый вычислительный ресурс и сеть хранения, которые коллективно используются в интересах прокуратуры. Одна из задач этих средств - создание межведомственной системы, которая регулирует и контролирует информационные процессы (сегмент информационного пространства).
Единая интегрированная информационно-коммуникационная сеть создаётся как межведомственная система сбора, хранения, анализа и распространения детализированной информации в том числе по вопросу участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.
Детализированная информация и данные материалов, выявленные в ходе прокурорских проверок нарушения гражданского, бюджетного, земельного и другого законодательства, требующие прокурорского реагирования, хранятся в первичных базах данных органов прокуратуры, которые являются владельцами и администраторами этого информационного ресурса и отвечают за его актуальность и целостность.
Первичные базы данных - элемент внутриведомственной информационно-коммуникационной среды. Прокуратура, как владелец базы данных, определяет её внутреннюю структуру, форматы данных, семантику полей и т.д.
Предметом регулирования со стороны единой интегрированной информационно-коммуникационной сети является реализация регламентов межведомственного взаимодействия, а также форматы данных, их семантика и протоколы обмена. Состав и форма представления данных (синтаксис), их семантика и регламент их потребления определяются действующими федеральными законами, указами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, другими документами, составляющими нормативную правовую базу создания и использования этого информационного ресурса.
При внедрении такой системы взаимодействие между подразделениями прокуратуры осуществляется через информационные порталы, представляющие собой единые точки входа в их внутреннее информационное пространство. Информационный портал - составной элемент внутреннего шлюза, образующего внутренний периметр единой интегрированной информационно-коммуникационной сети. Одна из задач информационного портала - сопряжение форматов данных, их семантики и протоколов обмена внешних запросов межведомственного взаимодействия и их приведение к внутренней форме, организация доступа к внутренним базам данных и формирование ответа в соответствии с требованиями единой интегрированной информационно-коммуникационной сети.
Информационные ресурсы, как и любые другие ресурсы, являются объектом управления и, следовательно, подлежат регистрации и учёту. Регистрация и учёт данных информационных ресурсов возлагаются на регистр, который представляет собой распределённую базу метаданных, реализуемую и обслуживаемую средствами ЦОД. Одно из назначений регистра информационных ресурсов - обеспечение согласованного и безопасного обмена информацией между подразделениями.
Организация работы с документами - важная составная часть процессов деятельности прокуратуры и принятия решений, что существенно влияет на оперативность и качество исполнения функций.
Алгоритм принятия решения (по предъявлению и поддержанию исков и заявлений в арбитражные суды) состоит из следующих элементов: получение информации, переработка информации, анализ, подготовка и принятие решения.
Вся документация прокуратуры делится на три документопотока: входящие (поступающие) документы, исходящие (отправляемые) документы, внутренние документы. Каждый из документопотоков имеет свою особенность в составе, количестве, обработке и движении.
В технологической цепочке обработки и движения документов можно выделить этапы: приём и первичная обработка документов; предварительное рассмотрение и распределение документов; регистрация; контроль за исполнением; информационно-справочная работа; исполнение документов и отправка.
Информация по направлению работы участия прокурора в арбитражном судопроизводстве поступает из различных подразделений прокуратуры (отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, отдела по надзору за исполнением федерального законодательства), Торгово-промышленной палаты, органов государственной власти и местного самоуправления, лицензирующих органов, налоговых органов, СМИ. Внутри организации она трансформируется, проходя следующие этапы: сбор информации, её накопление, фиксирование наличия информации и её параметров; систематизация информации, аналитика; подготовка иска (заявления) в суд; исполнение управленческих решений; контроль качества подготовленных исков и заявлений в суд (достаточность доказательств, приведённых в обоснование заявленных требований); подписание руководством.
Алгоритм работы документопотока по направлению работы участия прокурора в арбитражном судопроизводстве моделируется в следующую автоматизированную информационную систему. Цикл прохождения информации, отражённой в документах - цикл документопотоков. Документирование - это обязательное условие осуществления процесса работы по участию прокурора в арбитражном судопроизводстве, представляющее собой запись необходимой информации по установленным формам.
Работа по разным направлениям деятельности ведётся по указанному алгоритму, который и определяет дело, которое отражается в циклах документопотока и состоит из исходных данных, хода работы и результата.
Каждый этап рассмотрения дела (формирование наблюдательного производства), предусмотренный определённой процедурой, отражается (идентифицируется) соответствующим видом документа (заявление, иск, постановление и копии документов в обоснование заявленных требований, а также выписки из нормативных правовых актов, регулирующих предмет заявленных прокурором требований).
На любом этапе фиксирования документальной информации происходит накопление (или актуализация) справочной информации, характеризующей предмет и объект применения законодательства, или сопоставление уже имеющихся данных с новыми документальными источниками информации (архив).
Информационная система обеспечивает контроль на любой стадии прохождения документов по делу и его состояние на момент запроса. Для взаимосвязи всех элементов дела вводится понятие карточки рассмотрения дела (КРД). КРД обеспечивает однозначную взаимосвязь всех материалов и информации, относящихся к делу, а также их реквизитов - исходные данные, направление деятельности, суть проблемы, поручение, исполнитель, документы по делу и их виды, результат рассмотрения и т.д.
Такая организация информационной системы:
- унифицирует подходы к организации участия прокурора в арбитражном судопроизводстве;
- определяет направления и принципы автоматизации деятельности прокуратуры;
- обеспечивает работу системы при изменении процедур рассмотрения дел без изменения программной структуры и алгоритма самой программы;
- позволяет импортировать и экспортировать информацию без участия конкретного исполнителя и создаёт предпосылки для межтерриториального обмена;
- организует работу каждого исполнителя и во взаимосвязи с другими и т.д.
Внедрение единой интегрированной информационно-коммуникационной сети в прокуратуре субъекта Федерации позволит оптимизировать работу по следующим направлениям:
- осуществление внутреннего контроля за поступившими из других подразделений этой прокуратуры и подчинённых прокуратур материалов, требующих реагирования в форме исков или заявлений в арбитражные суды;
- обеспечение оперативного доступа к указанным материалам;
- изучение, анализ и контроль работы по направлению деятельности участия прокурора в арбитражном судопроизводстве;
- осуществление контроля уровня сложности и качества исполнения исковых заявлений (заявлений);
- осуществление контроля и самоконтроля прокуроров, контроль сроков;
- проведение более эффективного информационно-аналитического анализа;
- координация работы подразделений аппарата по подготовке и предъявлению исков и заявлений;
- распространение передового опыта, участие в мероприятиях по повышению деловой квалификации работников прокуратуры.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что сегодня уже есть необходимость создания и внедрения специализированного программного обеспечения по направлениям деятельности органов прокуратуры. Принятие органами прокуратуры на вооружение достижений современных компьютерных технологий, а именно специализированной программы на основе веб-технологий, позволит облегчить организационно-техническую и методическую работу, повысить качество подготовки документов и актов реагирования.
Д. Гурулёв,
заместитель прокурора Тамбовской области
"Законность", N 12, декабрь 2013 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Казаков С. Информационная система органов прокуратуры. - Законность, 2005, N 10, с. 2.
*(2) Во время исследования было опрошено в 2013 г. 120 прокуроров субъектов Федерации.
*(3) См.: Самарина Е.А. Модульно-тематические, информационные технологии в профессиональном образовании. - Информатика и образование, 2008, N 12, с. 24.
*(4) См.: Петров А.В., Тихомиров М.М., Федулов Ю.Г. Применение ситуационных центров в региональном управлении. М.: Интерпракс, 2004.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Законность"
Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:
- материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;
- новое законодательство и его комментарий;
- организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);
- материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;
- дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.