Борьба с уклонением от уплаты налогов как глобальная объединительная идея
На прошедшем в сентябре этого года саммите G20 главы государств и правительств одобрили план по содействию экономическому росту и занятости в мире - Санкт-Петербургскую декларацию, а также целый ряд других экономических инициатив. В частности, был поддержан план мер по борьбе с размыванием налогооблагаемой базы крупными международными концернами.
Анализ налоговой политики ведущих транснациональных компаний, направленной на агрессивную налоговую оптимизацию, обусловил пристальное внимание к данному вопросу начиная с 2009 года, именно тогда "двадцатка" впервые определила вопросы размывания налоговой базы и вывода прибыли из-под налогообложения в качестве приоритетных. Вслед за этим, что абсолютно логично, "под раздачу" попали и офшорные юрисдикции. И уже на шестой встрече глав государств и правительств "Большой двадцатки", прошедшей в ноябре 2011 года в Каннах, были активно затронуты вопросы противодействия в международной практике уклонения от уплаты налогов и утверждены новые методы борьбы с ней. В частности, поддержана необходимость всеобщего принятия "Международной конвенции об оказании взаимной административной помощи в налоговых вопросах". В ходе конференции 3 ноября 2011 года представители Аргентины, Австралии, Бразилии, Канады, Китая, Германии, Индии, Индонезии, Японии, Турции, Саудовской Аравии, ЮАР и России подписали текст конвенции.
Он стал результатом совместной работы, проделанной Советом Европы и Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), и главной своей целью ставит определение основного набора принципов, которые легли в основу дальнейшего международного сотрудничества в деле борьбы с налоговым мошенничеством. В соответствии с нормами, заложенными в данное соглашение, государства-участники принимают на себя расширенные обязательства в обмене налоговой информацией, создают механизмы совместного проведения налоговых аудитов и расследований, а также обязуются активно содействовать своим зарубежным партнерам в возврате утаенных от национальных налоговых служб активов и капиталов.
В рамках данного направления продолжилась работа над упомянутым нами планом мер по борьбе с размыванием налогооблагаемой базы крупными международными концернами. Конкретные контуры данного плана были намечены еще в Лос-Кабосе в июне 2012 года, когда Германия, Великобритания и Франция заявили о необходимости пересмотра системы международного налогообложения.
С тех пор "Группа двадцати" постепенно продвигалась в сторону ужесточения регулирования, и к этому году ОЭСР разработала соответствующий план, принятый министрами финансов летом 2013 года.
Тогда министры говорили о том, что многонациональные компании разработали беспрецедентные ноу-хау по минимизации налогового давления на них. Некоторые крупные компании платили лишь 3-4% налогов с доходов по всему миру, что является очень низкой ставкой. Такая ситуация требовала разъяснений добросовестным налогоплательщикам, как это происходит. Вполне понятно, что малый и средний бизнес, который платит справедливые налоги, не может и не должен это терпеть.
Следует отметить, что многие транснациональные компании уклоняются от уплаты налогов вполне легально, используя различные возможности, предоставляемые законодательством разных стран, а также существование зон или стран со льготным налоговым режимом. При этом у себя на родине многие крупные компании подвергались критике за явное несоответствии сумм уплачиваемых налогов размерам получаемой прибыли.
К сведению! Так, в начале 2013 года члены британского парламента резко критиковали компанию Google, которая, получив прибыль в размере более 3 млрд. долларов, провела ее через свое представительство в Дублине, в результате чего в казну Ее Величества попало чуть более 9 млн. долларов налогов. Не обошла критика и крупную сеть кофеен Starbucks. Там дотошливые журналисты и эксперты нашли сразу несколько схем оптимизации налогов, одной из которых являлась уплата налога на роялти (использование бренда) в Голландии, где ставки значительно ниже. Кроме этого, в этом же ключе упоминались и другие транснациональные гиганты: Amazon и Apple. В свое оправдание руководство и юристы крупных корпораций говорят о том, что используемые ими схемы абсолютно законны и, кроме того, у них есть определенные обязательства по минимизации своих расходов.
В итоге министры финансов стран "Большой двадцатки" поддержали планы по борьбе с уклонением от уплаты налогов. В заявлении по итогам двухдневной встречи в Москве они высказались за введение автоматического обмена налоговой информацией между странами. Также были поддержаны предложения ОЭСР запретить компаниям перемещать прибыль в другие страны с целью ухода от налогов. По информации самой организации, многие существующие сегодня налоговые правила, некоторые из которых были введены еще в 1920-е годы, были созданы во избежание двойного налогообложения компаний, которые работали более чем в одной стране. Однако теперь они стали интерпретироваться не в целях справедливого налогообложения, а для "двойного уклонения от уплаты налогов". При этом кампания по борьбе с активным уклонением от уплаты налогов переходит из развитых стран в развивающиеся - например, в Бразилию и Индию. По замыслу экспертов ОЭСР, транснациональные компании, которые пытались сыграть на разнице в налоговых правилах разных стран, в итоге будут вынуждены платить больше налогов.
А на состоявшемся в мае 2013 года саммите лидеров стран ЕС в Брюсселе европейские лидеры большое внимание уделили бюджетным проблемам: как найти конкретные пути наполнения бюджета и сократить расходы. Одним из путей наполнения общеевропейского бюджета и бюджетов отдельных стран-членов также должна стать кампания борьбы с уклонением от уплаты налогов, которая приобрела особую актуальность после того, как Европейскому союзу пришлось спасать экономику Кипра от банковского кризиса, притом что на протяжении многих лет остров был "тихой гаванью" для доходов, которые подчас не были должным образом обложены налогом. Разнятся и налоговые ставки в государствах-членах ЕС. Итак, согласно данным Евростата, сейчас средняя ставка налога на прибыль в ЕС составляет 23%, тогда как в 2009 году она составляла 31,9%. Однако даже это более чем в два раза выше, чем ставка налога в таких странах Евросоюза, как Болгария и Кипр, где она составляет 10%, а также Ирландия, где ставка налога - 12,5%.
Кроме того, Европейская комиссия добивается создания общеевропейской автоматизированной системы обмена информацией между налоговыми органами. Как заявил председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу, такая система должна быть создана и заработать до 1 января 2015 года. Сейчас инициаторы создания такой системы - Великобритания, Германия, Франция, Испания и Франция - начали ее пилотные испытания, чтобы до конца года система обмена налоговой информацией заработала.
К тому же страны - члены ЕС согласились предпринять ряд шагов, чтобы ограничить права финансовых институтов и упростить доступ к информации о банковских операциях в Швейцарии, Лихтенштейне, Монако, Андорре и Сан-Марино, которые считаются территориями, куда можно выводить и сохранять необлагаемые доходы. Руководящие органы ЕС также оказывают давление на Австрию и Люксембург, налоговые системы которых считаются юрисдикциями с низкими налогами, которые могут использоваться теми, кто не хочет их платить.
В итоговой резолюции саммита отмечается, что уклонение от уплаты налогов стоит странам ЕС около 1 трлн. евро в год - это больше, чем ЕС потратил на медицину в 2009 году. Также в итоговом документе содержится призыв к руководителям ЕС добиться сокращения этой цифры хотя бы наполовину к 2020 году. Не менее интересные цифры привела в своем отчете британская благотворительная организация Oxfam: из-за уклонения от уплаты налогов мировая экономика теряет около 100 млрд. фунтов в год. Этого было бы вполне достаточно, чтобы дважды перекрыть финансовые потребности в борьбе с бедностью. При этом, как отмечают авторы исследования Oxfam, речь идет только о неуплате налогов физическими лицами, а не компаниями.
После брюссельского саммита глава Совета ЕС заявил, что в подходе к решению проблемы уклонения от уплаты налогов состоялся "настоящий прорыв". Предполагается, что страны ЕС, входящие в G8, также будут инициировать рассмотрение вопроса борьбы с уклонением от уплаты налогов как одно из ключевых и для обсуждения среди лидеров "Большой восьмерки". Нынешним председателем в G8 является Великобритания, премьер-министр которой Дэвид Кэмерон объявил борьбу с уклонением от уплаты налогов среди своих политических приоритетов.
В результате инициированной им работы в течение последнего времени ряд офшорных территорий: сначала Нормандские острова (Джерси, Гернси), остров Мэн в Ирландском море, а затем и Бермудские и Каймановы острова, Ангилье, Монтсеррате и острова Теркс и Кайкос) согласились предоставлять информацию некоторым странам ЕС (Великобритании, Франции, Германии, Италии и Испании) о держателях офшорных счетов, включая имя и фамилию, дату рождения, адрес проживания, номер счета и движение по нему. Такое решение было продавлено Великобританией на фоне нестабильной экономической обстановки, активизации противодействия в странах ЕС уклонению от уплаты налогов. Ведь в офшорах по всему миру находится около трети мировых активов. Объем одних лишь офшорных финансовых активов, принадлежащих частным лицам, оценивается в 11,5 трлн. долларов. При этом именно анонимность офшорных компаний - основной фактор, обуславливающий возможность уклонения от уплаты налогов.
Но аппетит, как говорится, приходит во время еды. Следующим шагом стал призыв офшорным территориям присоединиться к конвенции ОЭСР по борьбе с уклонением от уплаты налогов, которая предполагает раскрытие более детальной информации для широкого круга государств (она подписана более чем 80 странами мира).
Однако высшие должностные лица Бермудских островов настояли на необходимости дополнительного изучения положений Конвенции и возможности их адаптации под региональные условия, в противном случае прямое исполнение норм Конвенции приведет к значительному падению доходов территорий, т.к. часть базирующегося там капитала неизбежно будет выведена в азиатские офшоры. Так, упомянутая нами корпорация Google в 2011 году для минимизации налоговых выплат часть своей выручки (9,8 млрд. долларов) провела через офшорную компанию на Бермудах. А на одних только Каймановых островах с населением около 50 тыс. человек зарегистрировано 70% всех хедж-фондов мира.
Возвращаясь к обсуждаемым на полях сентябрьского саммита G20 вопросам отмечу, что помимо обязательства уплаты местных налогов на прибыль и с продаж, в рамках предложенных мер предполагается установить четкие и жесткие правила, которые могут воспрепятствовать переводу нематериальных активов в налоговые офшорные зоны. Также в течение двух лет страны G20 обязались представить свои предложения, как добиться сокращения для больших компаний возможности ухода от уплаты налогов.
Тем не менее, несмотря на твердую нацеленность мировых лидеров достичь результатов в данной области, он невозможен без гармонизации и модификации национальных законодательств, а также принятия соответствующих законов всеми ключевыми участниками. Кроме того, необходимо учитывать, что схемы налоговой минимизации весьма скорпулезно разрабатывались не самыми последними специалистами в этом деле. Поэтому многие из этих схем работают десятилетиями, экономя миллиарды долларов для крупного бизнеса. Не стоит сбрасывать со счетов и большую армию различного уровня лоббистов, которые могут на годы "зафутболить" любую инициативу.
Тем не менее, по признанию ведущих европейских политиков, сегодня существует политическая свобода лидеров побороть проблему сокрытия налогов, и не только на уровне Европейского союза, но и на глобальном уровне. Таким образом, на первый план противодействия уклонению от уплаты налогов выходят правовая и информационная составляющие, а борьба с налоговыми неплательщиками постепенно становится объединительной политико-экономической идеей развитых стран.
И. Соловьев,
д.ю.н.,
профессор,
заслуженный юрист РФ
"Налоговый вестник", N 11, ноябрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1