Изменения в оформлении документов валютного контроля
Указание Банка России от 14.06.2013 N 3016-У внесло изменения в инструкцию Банка России от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (далее - указание N 3016-У, инструкция N 138-И) в части регулирования порядка предоставления в уполномоченные банки документов и информации, связанной с проведением валютных операций, порядка оформления (закрытия, переоформления) паспортов сделок и прочего. Это первые изменения в инструкцию N 138-И, которая действует с 1 октября 2012 года.
Основная часть нововведений, касающихся существенных изменений в документообороте между резидентами и уполномоченными банками, оформления справок о подтверждающих документах и представления таможенных деклараций, контроля за ожидаемыми сроками, порядка работы по паспортам сделок, вступила в силу с 1 октября 2013 года, за исключением отдельных норм, начавших действовать уже с 1 сентября 2013 года (в частности, введение новых кодов валютных операций для резидентов и нерезидентов). Об основных изменениях мы вам и расскажем.
Документы, подтверждающие трансграничные операции резидентов
С 1 сентября 2013 года внесены изменения в п. 3.1 инструкции N 138-И, в соответствии с которыми, требования о представлении резидентами документов, предусмотренных указанным пунктом, распространяются в т.ч. и на операции резидентов по переводу валюты РФ на счета других резидентов, открытые в банке за рубежом. Таким образом, в указанных случаях резидентом в банк должны представляться:
- распоряжение о переводе денежных средств, содержащее код валютной операции из перечня, указанного в приложении 2 инструкции N 138-И;
- документы, связанные с проведением валютной операции.
Основание - абз. 1 п. 3.1 инструкции N 138-И, подп. 1.4 п. 1 указания N 3016-У.
Таким образом, введено требование о представлении резидентом расчетного документа по валютной операции и подтверждающих документов при осуществлении резидентом перевода валюты РФ со счета, открытого в уполномоченном банке на счет другого резидента, открытый в банке-нерезиденте.
Указанные операции Федеральным законом от 02.07.2013 N 155-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 155-ФЗ) с 14 июля 2013 года были отнесены к валютным операциям. Соответственно, требование о представлении документов, предусмотренных п. 3.1 к инструкции N 138-И, распространяется на указанные операции с момента внесения изменений в инструкцию N 138-И, т.е. с 1 сентября 2013 года.
Напомним, что в понятие "валютные операции", подлежащие валютному контролю, начиная с 14 июля 2013 года, включены следующие операции (часть 1 Закона N 155-ФЗ, подп. "ж", "з", "и" п. 9 части 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"):
- перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет другого резидента, открытый на территории РФ, и со счета резидента, открытого на территории РФ, на счет другого резидента, открытый за пределами территории РФ;
- перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет другого резидента, открытый за пределами территории РФ;
- перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет того же резидента, открытый за пределами территории РФ.
Иными словами, к валютным операциям в настоящее время относятся переводы российского рубля с иностранного счета резидента на российский счет другого резидента и, наоборот, переводы рубля между резидентами через счета, открытые за пределами РФ.
Такие изменения направлены на обеспечение возможности беспрепятственного осуществления трансграничных переводов валюты РФ между резидентами РФ.
Изменения в кодах вида валютных операций
В расчетном документе по валютной операции перед текстовой частью в реквизите "Назначение платежа" должен содержаться код вида операции из перечня валютных и иных операций резидентов и нерезидентов, приведенного в приложении 2 к инструкции N 138-И, который соответствует назначению платежа, а также сведениям, содержащимся в представленных резидентом документах, связанных с проведением указанной валютной операции.
Информация о коде вида валютной операции должна быть заключена в фигурные скобки и иметь следующий вид:
{VO<код вида валютной операции>}.
Отступы (пробелы) внутри фигурных скобок не допускаются.
Символ "VO" указывается прописными латинскими буквами (например, {V011100}).
Таковы требования п. 3.2 инструкции N 138-И.
Введенные указанием N 3016-У изменения затрагивают перечень кодов валютных и иных операций резидентов и нерезидентов, установленный в приложении 2 к инструкции N 138-И, и предусматривают следующие нововведения:
- дополнены коды видов валютных операций, связанных с расчетами по договорам доверительного управления имуществом, по договорам аренды движимого/недвижимого имущества, за исключением расчетов по договорам финансовой аренды (лизинга), по договорам о брокерском обслуживании;
- дополнены и изменены коды видов валютных операций, связанных с расчетами между нерезидентами;
- дополнены и изменены коды видов валютных операций, связанных с переводами резидентами иностранной валюты/валюты РФ со счетов, открытых в уполномоченных банках на собственные счета или счета других резидентов, открытых в банках-нерезидентах, а также связанных с переводами резидентами иностранной валюты/валюты РФ со счетов, открытых в банках-нерезидентах, на собственные счета или счета других резидентов, открытые в уполномоченных банках.
Так, с 1 сентября 2013 года добавлены следующие коды вида валютной операции (приложение 2 к инструкции N 138-И, подп. 1.57 п. 1, п. 6 указания N 3016-У) (см. таблицу 1).
Таблица 1
Новые коды видов валютных операций
20300 | Расчеты нерезидента в пользу резидента по договору аренды движимого и (или) недвижимого имущества, за исключением расчетов по договору финансовой аренды (лизинга) |
20400 | Расчеты нерезидента-комитента (принципала, доверителя) в пользу резидента-комиссионера (агента, поверенного) в связи с оплатой приобретения у третьих лиц товаров, работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительных прав на них, для нерезидента в соответствии с договором комиссии (агентским договором, договором поручения), за исключением расчетов, указанных в группе 58 перечня валютных и иных операций резидентов и нерезидентов из приложения 2 к инструкции N 138-И |
21300 | Расчеты резидента в пользу нерезидента по договору аренды движимого и (или) недвижимого имущества, за исключением расчетов по договору финансовой аренды (лизинга) |
21400 | Расчеты резидента-комитента (принципала, доверителя) в пользу нерезидента-комиссионера (агента, поверенного) в связи с оплатой приобретения у третьих лиц товаров, работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительных прав на них, для резидента в соответствии с договором комиссии (агентским договором, договором поручения), за исключением расчетов, указанных в группе 58 перечня валютных и иных операций резидентов и нерезидентов из приложения 2 к инструкции N 138-И |
57030 | Расчеты резидента - учредителя управления в пользу нерезидента - доверительного управляющего |
57035 | Расчеты нерезидента - доверительного управляющего в пользу резидента - учредителя управления |
60076 | Переводы валюты РФ с банковского счета (счета по депозиту) нерезидента в валюте РФ, открытого в банке-нерезиденте, на банковский счет в валюте РФ этого нерезидента, открытый в уполномоченном банке |
60085 | Переводы валюты РФ с банковского счета нерезидента в валюте РФ, открытого в уполномоченном банке, на банковский счет (счет по депозиту) в валюте РФ другого нерезидента, открытый в банке-нерезиденте |
60086 | Переводы валюты РФ с банковского счета (счета по депозиту) нерезидента в валюте РФ, открытого в банке-нерезиденте, на банковский счет в валюте РФ другого нерезидента, открытый в уполномоченном банке |
60200 | Списание валюты РФ с банковского счета нерезидента в валюте РФ, открытого в уполномоченном банке, с использованием банковской карты |
61164 | Переводы валюты РФ со счета резидента, открытого в банке-нерезиденте, на счет другого резидента, открытый в уполномоченном банке |
61165 | Переводы валюты РФ со счета резидента, открытого в уполномоченном банке, на счет другого резидента, открытый в банке-нерезиденте |
61200 | Списание с расчетного счета резидента, открытого в уполномоченном банке, с использованием банковской карты |
Как представлено в таблице 1, согласно подп. 1.57 п. 1 указания N 3016-У в перечень валютных и иных операций резидентов и нерезидентов (приложение 2 к инструкции N 138-И) добавлены новые коды видов валютных операций в 20-ю и 21-ю группы:
- коды 20300 и 21300 - для расчетов между резидентами и нерезидентами по договорам аренды движимого и (или) недвижимого имущества (кроме финансовой аренды (лизинга), причем независимо от вида платежа. Ранее для указанных целей использовались коды 20100/20200 (экспорт услуг) и 21100/21200 (импорт услуг).
Таким образом, при расчетах по договорам аренды вместо кода 20100/20200 будет использоваться один код независимо от вида платежа (аванс или факт) (см. таблицу 2).
Таблица 2
20 | 300 | Расчеты нерезидента в пользу резидента по договору аренды движимого и (или) недвижимого имущества, за исключением расчетов по договору финансовой аренды (лизинга) |
Вместо кодов 21100/21200 будет использоваться один код независимо от вида платежа (аванс или факт) (см. таблицу 3).
Таблица 3
21 | 300 | Расчеты резидента в пользу нерезидента по договору аренды движимого и (или) недвижимого имущества, за исключением расчетов по договору финансовой аренды (лизинга) |
Коды 20400 и 21400 - для расчетов между резидентами и нерезидентами по договорам комиссии (агентским договорам, договорам поручения) при перечислении средств от комитента (принципала, доверителя) комиссионеру (агенту, поверенному) на исполнение поручения. До 1 сентября 2013 года для указанного вида операций применялись коды из 35-й группы (прочие операции, связанные с внешнеторговой деятельностью).
Иными словами, при расчетах по агентским договорам вместо кода 35030 будет использоваться два новых кода в зависимости от направления платежа (см. таблицу 4).
Таблица 4
Зачисление | ||
20 | 400 | Расчеты нерезидента-комитента (принципала, доверителя) в пользу резидента-комиссионера (агента, поверенного) в связи с оплатой приобретения у третьих лиц товаров, работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительных прав на них, для нерезидента в соответствии с договором комиссии (агентским договором, договором поручения), за исключением расчетов, указанных в группе 58 перечня |
Списание | ||
21 | 400 | Расчеты резидента-комитента (принципала, доверителя) в пользу нерезидента-комиссионера (агента, поверенного) в связи с оплатой приобретения у третьих лиц товаров, работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительных прав на них, для резидента в соответствии с договором комиссии (агентским договором, договором поручения), за исключением расчетов, указанных в группе 58 перечня |
Также изменены названия нескольких существующих кодов. Так, внесены корректировки в наименования кодов, а также добавлены новые коды валютных операций в следующие группы кодов:
- в 57-ю группу "Расчеты по договорам доверительного управления имущества";
- в 58-ю группу "Расчеты по договорам о брокерском обслуживании", за исключением расчетов по кодам групп 51-55 перечня валютных и иных операций резидентов и нерезидентов из приложения 2 к инструкции N 138-И.
Коды из указанных групп с 1 сентября 2013 года должны применяться, в т.ч., и к валютным операциям, осуществляемым между уполномоченным банком и его клиентами (резидентами, нерезидентами). До указанной даты при расчетах клиентов с уполномоченными банками по таким договорам применялись коды валютных операций из 80-й группы.
Так, для расчетов по договорам доверительного управления с уполномоченным банком вместо кодов из группы 80 будут использоваться коды из группы 57. При этом в группу 57 добавлены новые коды для расчетов с нерезидентом - доверительным управляющим (см. таблицу 5).
Таблица 5
Списание | ||
57 | 030 | Расчеты резидента - учредителя управления в пользу нерезидента - доверительного управляющего |
Зачисление | ||
57 | 040 | Расчеты нерезидента - доверительного управляющего в пользу резидента - учредителя управления |
В группе 58 выделены расчеты с брокером-нерезидентом, исключен код 58700, введена новая редакция кодов группы 58 (см. таблицу 6).
Таблица 6
Новая редакция 58-й группы валютных операций
58010 | Расчеты резидента в пользу брокера-нерезидента по договору о брокерском обслуживании, включая выплаты вознаграждения брокера-нерезидента |
58015 | Расчеты брокера-нерезидента в пользу резидента по договору о брокерском обслуживании, за исключением расчетов по коду 58900 |
58020 | Расчеты нерезидента в пользу брокера-резидента по договору о брокерском обслуживании, включая выплаты вознаграждения брокера-резидента |
58025 | Расчеты брокера-резидента в пользу нерезидента по договору о брокерском обслуживании, за исключением расчетов по коду 58800 |
58030 | Расчеты между резидентами в иностранной валюте по договору о брокерском обслуживании, включая выплаты вознаграждения брокера |
58800 | Расчеты резидента, связанные с возвратом нерезиденту излишне перечисленных денежных средств по договору о брокерском обслуживании |
58900 | Расчеты нерезидента, связанные с возвратом резиденту излишне перечисленных денежных средств по договору о брокерском обслуживании |
Обновлены 60-я группа кодов "Переводы нерезидентов, снятие (зачисление) наличной валюты РФ, осуществляемые по счетам нерезидентов в валюте РФ" и 61-я группа кодов "Расчеты и переводы резидентов, снятие (зачисление) резидентами наличной иностранной валюты", а именно:
- добавлены коды 60076, 60085 и 60086, которые должны использоваться при переводах средств между счетами одного или разных нерезидентов, открытых в уполномоченных банках и в банках за рубежом;
- коды 61145 и 61150 должны использоваться для расчетов только в иностранной валюте между счетами одного или разных резидентов, открытыми в уполномоченных банках и в банках за рубежом;
- добавлены коды 61164 и 61165, которые должны использоваться только для расчетов в рублях РФ между резидентами (при переводах из РФ на счета в банки за рубежом и обратно).
Добавлены коды 60200 и 61200 для учета банками платежей клиентов с использованием пластиковых карт.
Коды 80120 и 80121, используемые банками для кодирования операций клиентов, связанных с открытием и закрытием аккредитивов, изложены в новой редакции (см. таблицу 7).
Таблица 7
Новая редакция кодов 80120 и 80121
80120 | Списание иностранной валюты, валюты РФ с расчетного счета резидента в уполномоченном банке в связи с открытием аккредитива в пользу нерезидента |
80121 | Зачисление иностранной валюты, валюты РФ на расчетный счет резидента в уполномоченном банке в связи с закрытием аккредитива в пользу нерезидента |
Обратите внимание: в представляемых в банк с 1 сентября 2013 года расчетных документах и справках о валютных операциях должны указываться только новые (обновленные) коды валютных операций.
Далее мы остановимся на изменениях, внесенных в инструкцию N 138-И, наиболее применимых на практике, вступивших в силу с 1 октября 2013 года.
Новые виды договоров для оформления паспорта сделки
Отныне оформлять паспорт сделки придется и по некоторым видам договоров, по которым ранее паспорт сделки не требовался, в частности, по:
- договорам аренды, финансовой аренды (лизинга) движимого имущества;
- контрактам (кредитным договорам), сумма обязательств по которым равна или превышает в эквиваленте 50 000 долларов США;
- контракту (кредитному договору), в котором не определена сумма обязательств (когда в результате соответствующей валютной операции сумма расчетов будет равна или превысит в эквиваленте 50 000 долларов США).
Договоры аренды, финансовой аренды (лизинга) движимого имущества
Начиная с 1 октября 2013 года оформлять паспорт сделки необходимо по договорам, предусматривающим передачу движимого имущества по договору аренды, договору финансовой аренды (лизинга), заключенным с нерезидентами, оплата по которым предполагается в иностранной валюте.
Основание - подп. 1.8 п. 1, п. 6 указания N 3016-У, подп. 5.1.4 п. 5.1 инструкции N 138-И.
Ранее по таким договорам инструкция N 138-И не предусматривала необходимости составлять паспорта сделки, он был обязателен только при аренде недвижимости (прежняя редакция подп. 5.1.4 п. 5.1 инструкции N 138-И).
Теперь же паспорт сделки надо оформить независимо от того, какой вид имущества (движимое или недвижимое) организация сдает в аренду иностранному контрагенту, - будь то здание, помещение или автомобиль, оборудование.
Действие новой нормы в части оформления паспорта сделки по контрактам, указанным в подп. 5.1.4 п. 5.1 инструкции N 138-И, и предусматривающим передачу движимого имущества по договору аренды, распространяется на указанные контракты, если проведение первой валютной операции по контракту, связанной с зачислением (списанием) денежных средств на счет (со счета) или первое исполнение обязательств по контракту иным способом, отличным от расчетов, начнется в день либо после дня вступления в силу указания N 3016-У (п. 2 указания N 3016-У).
Обратите внимание: если исполнение обязательств по договорам аренды, договорам финансовой аренды (лизинга) (в частности, расчеты по договору или сама передача предмета договора) происходили до 1 октября 2013 года, паспорт сделки оформлять не требуется.
Контракты (кредитные договоры) с суммой обязательств, равной или превышающей 50 000 долларов США (в эквиваленте)
С 1 октября 2013 года паспорт сделки оформляется по контрактам (кредитным договорам), сумма обязательств по которым равна или превышает 50 000 долларов США (или эквивалент данной суммы в другой валюте). При этом сумма обязательств по такому контракту (кредитному договору) определяется на дату заключения контракта (кредитного договора) либо в случае изменения суммы обязательств по контракту (кредитному договору) на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту (кредитному договору), предусматривающих такие изменения, по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России, или в случае, если официальный курс иностранных валют по отношению к рублю не устанавливается Банком России, по курсу иностранных валют, установленному иным способом, рекомендованным Банком России.
Имейте в виду: если сумма дополнительных комиссий по кредитному соглашению равна или превышает в эквиваленте 50 000 долларов США, требуется оформить паспорт сделки на такие услуги.
Основание - подп. 1.9 п. 1, п. 6 указания N 3016-У, п. 5.2 инструкции N 138-И.
До указанной даты требования по оформлению паспорта сделки не распространялись на контракты (кредитные договоры) с суммой обязательств по ним, не превышающей в эквиваленте 50 000 долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта (кредитного договора) (прежняя редакция п. 5.2 инструкции N 138-И).
По контракту (кредитному договору), в котором не определена сумма обязательств, паспорт сделки оформляется не позднее той валютной операции, в результате которой сумма расчетов будет равна или превысит в эквиваленте 50 000 долларов США (подп. 6.5.3 п. 6.5 инструкции N 138-И, подп. 1.11 п. 1 указания N 3016-У).
Обратите внимание! В рассматриваемом случае учитывается полная сумма контракта (по агентским договорам - не только сумма агентского вознаграждения, но и сумма средств, переводимых/получаемых агентом по поручению принципала).
Изменение срока представления в банк подписанного контракта (кредитного договора), если паспорт сделки был оформлен на основе его проекта
Прежней редакцией п. 6.12 инструкции N 138-И было предусмотрено, что проект контракта (кредитного договора), предоставленный в банк для оформления паспорта сделки, должен быть заменен резидентом в срок не позднее 15 рабочих дней после даты подписания соответствующего контракта (кредитного договора), одновременно, с даты представления проекта должно пройти не более одного года. Соответственно, в случае непредставления в банк паспорта сделки подписанного контракта (кредитного договора) по истечении одного года после даты представления проекта контракта (кредитного договора), по которому оформлен паспорт сделки, банк паспорта сделки в произвольной форме должен был проинформировать об этом орган валютного контроля, уполномоченный Правительством РФ (прежняя редакция п. 6.12 инструкции N 138-И).
Напомним, что Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции органа валютного контроля (часть 2 ст. 22 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", п. 1 положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 N 278).
С 1 октября 2013 года если паспорт сделки оформлен на основе проекта контракта (кредитного договора), и подписанный вариант такого контракта не представлен в банк в течение 6 месяцев с даты представления проекта, банк сообщит об этом нарушении в Росфиннадзор. Такой срок установлен подп. 1.17 п. 1, п. 6 указания N 3016-У, пунктом 6.12 инструкции N 138-И.
Таким образом, вполовину (с одного года до 6 месяцев) сокращен срок представления в банк подписанного контракта, если паспорт сделки оформлялся на основе его проекта.
Дополнен перечень документов и информации, необходимых для оформления паспорта сделки
С 1 октября 2013 года к документам и информации, предоставляемым при оформлении паспорта сделки, при осуществлении расчетов по контракту (кредитному договору) через счета резидента, открытые в банке-нерезиденте, добавлены:
- информация, связанная со сроками, указанными в части 1.1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", включая информацию об условиях расчетов по контракту, которая должна содержаться в контракте (кредитном договоре) или выписке из такого контракта (кредитного договора). К такой информации относятся сведения об ожидаемых в соответствии с условиями контракта максимальных сроках выполнения нерезидентами обязательств;
- принятое налоговыми органами по месту учета резидента уведомление об открытии (закрытии) счета (вклада), об изменении реквизитов счета (вклада), о наличии счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории РФ.
Основание - подп. 6.6.2, 6.6.4 п. 6.6 инструкции N 138-И, подп. 1.12 п. 1, п. 6 указания N 3016-У.
Увеличение срока оформления (отказа в принятии) паспорта сделки
Как известно, уполномоченный банк принимает на обслуживание контракт (кредитный договор) и оформляет по нему паспорт сделки либо отказывает в принятии на обслуживание контракта (кредитного договора) и оформления по нему паспорта сделки в срок, не превышающий 3 рабочих дня после даты представления резидентом необходимых документов и информации (абз. 1 п. 6.7 инструкции N 138-И).
С 1 октября 2013 года в случае осуществления валютных операций, связанных с расчетами по контракту (кредитному договору), по которому оформляется паспорт сделки, через счета резидента, открытые в банке-нерезиденте, уполномоченный банк принимает на обслуживание контракт (кредитный договор) и оформляет по нему паспорт сделки либо отказывает в принятии на обслуживание контракта (кредитного договора) и оформлении по нему паспорта сделки в срок, не превышающий 10 рабочих дней после даты представления резидентом необходимых документов и информации.
Основание - абз. 2 п. 6.7 инструкции N 138-И, подп. 1.13 п. 1, п. 6 указания N 3016-У.
Таким образом, теперь срок рассмотрения банком документов - 3 рабочих дня (для контрактов/договоров, предусматривающих проведение расчетов с использованием счетов резидента за пределами РФ - 10 рабочих дней после даты представления резидентом документов). Банк принимает решение о принятии или отказе в принятии паспорта сделки.
Дополнен перечень случаев, когда на один контракт может быть оформлено два паспорта сделки
Как известно, резидент, являющийся стороной по контракту (кредитному договору), оформляет один паспорт сделки в одном уполномоченном банке (по форме 1 при осуществлении валютных операций по контракту и по форме 2 при осуществлении валютных операций по кредитному договору) и осуществляет валютные операции, связанные с расчетами по контракту (кредитному договору), только через свои счета, открытые в уполномоченном банке, оформившем паспорт сделки, либо в уполномоченном банке, принявшем на обслуживание контракт (кредитный договор) и паспорт сделки по нему, ранее оформленный в другом уполномоченном банке, и (или) через счет резидента, открытый в банке-нерезиденте, за исключением случаев, указанных в гл. 12 инструкции N 138-И.
С 1 октября 2013 года предусмотрено еще одно исключение из этого общего правила, когда на один договор может быть оформлено два паспорта сделки: если условиями одного кредитного договора, заключенного между резидентом и нерезидентом, предусмотрено взаимное кредитование. На такой кредитный договор резидент оформляет два паспорта сделки по форме 2 с кодами контракта 5 и 6 соответственно.
Основание - абз. 2 п. 12.1, абз. 1 п. 7.10, гл. 12, 13 инструкции N 138-И, подп. 1.37 п. 1, п. 6 указания N 3016-У.
Изменения в оформлении паспорта сделки по формам 1 и 2
Как известно, в п. 1.4 паспорта сделки по формам 1 и 2 указывается идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН) и для юридических лиц - код причины постановки на учет (далее - КПП) в соответствии со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе (для филиала юридического лица указывается КПП, присвоенный филиалу юридического лица по месту его нахождения).
С 1 октября 2013 года с учетом особенностей постановки на учет в налоговом органе крупнейших налогоплательщиков, предусмотренных в приказе Минфина России от 11.07.2005 N 85н "Об утверждении Особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков", при наличии у резидента - крупнейшего налогоплательщика нескольких КПП указывается КПП в соответствии со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе (указание в паспорте сделки КПП крупнейшего налогоплательщика не допускается).
Основание - абз. 8 п. 4 порядка заполнения паспорта сделки приложения 4 инструкции N 2138-И, подп. 1.59 п. 1, п. 6 указания N 3016-У.
Внесение исправлений в справку о валютных операциях
Как хорошо известно, еще с 1 октября 2012 года полномочия по оформлению паспорта сделки, справки о валютных операциях или справки о подтверждающих документах резиденты могут передать уполномоченному банку (пп. 2.4, 3.5, 3.9, 9.4 инструкции N 138-И). Для этого необходимо включить соответствующее положение в договор банковского счета, заключенный с банком. Однако не было ясности в вопросе, как организации исправить ошибку, если банк ошибся в справке о валютных операциях.
С 1 октября 2013 года предусмотрен четкий алгоритм внесения исправлений в справку о валютных операциях, заполненную уполномоченным банком.
Так, при несогласии резидента с содержанием информации в справке о валютных операциях, оформленной банком, в течение 15 рабочих дней с момента ее получения резидентом последнему нужно подать в уполномоченный банк корректирующую справку о валютных операциях и заявление (в произвольной форме) о причинах несогласия с содержанием справки, заполненной банком, и приложением дополнительных документов (при их наличии), связанных с проведением валютных операций, если они не были ранее представлены в уполномоченный банк.
Основание - п. 2.10, абз. 2 п. 3.9 инструкции N 138-И, подп. 1.3, 1.6 п. 1 указания N 3016-У.
Информация о списании валюты с транзитных валютных счетов
Как известно, при зачислении валюты на транзитный валютный счет резидент должен представить в уполномоченный банк справку о валютных операциях (абз. 2 п. 2.1 инструкции N 138-И).
С 1 октября 2013 года в такой справке, представляемой резидентом при осуществлении операций, связанных с зачислением иностранной валюты на транзитный валютный счет, может быть указана не только информация по зачислению валюты, но и информация об операциях по списанию зачисленной иностранной валюты с транзитного валютного счета.
Основание - абз. 4 п. 2.1 инструкции N 138-И, подп. 1.1 п. 1 указания N 3016-У.
Обратите внимание! Указание в справке о валютных операциях информации о списании валюты с транзитного счета не является обязательной. Однако на практике банки, скорее всего, будут требовать от клиентов информацию и о зачислении валюты на транзитный валютный счет, и о ее списании с этого счета.
Изменение требований по представлению в банк таможенных деклараций
При необходимости таможенного декларирования ввоза (вывоза) товаров надо соблюдать следующие требования.
1. Декларации на товары резидентом в банк не предоставляются (их уполномоченный банк получает от таможенных органов). Напомним, что вопросы, связанные с обменом информацией о зарегистрированных декларациях на товары между ФТС России и уполномоченными банками, урегулированы постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 N 1459 "О порядке передачи таможенными органами Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары". В рамках указанного постановления Правительства РФ уполномоченный банк получает от ФТС России сведения об оформленных декларациях на товары, находящимся на обслуживании в банке паспорта сделки. Информация по таким декларациям должна в автоматизированном режиме вноситься в ведомости банковского контроля. Как правило, сведения о декларации на товары поступают в банк в течение 6-7 рабочих дней с даты выпуска декларации.
Случаи, когда декларации на товары должны быть представлены в банк паспорта сделки:
- если декларация на товары была выпущена в рамках паспорта сделки до 1 октября 2013 года (представляется вместе со справкой о подтверждающих документах);
- если декларация на товары была выпущена в рамках контракта, на который не распространяется требование об оформлении паспорта сделки.
2. По декларациям на товары резидент представляет в банк только справку о подтверждающих документах не позднее 15 рабочих дней со дня окончания месяца, в котором зарегистрированы эти декларации на товары в таможенных органах.
При этом справки о подтверждающих документах, которые были оформлены по паспортам сделок по декларациям на товары, должны предоставляться в банк только в целях контроля ожидаемых максимальных сроков исполнения нерезидентом обязательств по контракту, т.е. только в следующих случаях:
- при экспорте товаров с территории РФ, если декларация на товары будет оплачена после вывоза товара (т.е. вывоз товара в соответствии с контрактом осуществляется на условиях предоставления резидентом нерезиденту коммерческого кредита в виде отсрочки оплаты), то в банк представляется справка о подтверждающих документах с ожидаемым сроком и признаком поставки "2" (без приложения копии декларации на товары);
- при импорте товаров на территорию РФ (т.е. ввоз товара в соответствии с контрактом осуществляется на условиях предоставления резидентом нерезиденту коммерческого кредита в виде предоплаты (авансового платежа)), если товар, включенный в декларацию на товары, был оплачен авансом, то в банк представляется справка о подтверждающих документах с признаком поставки "3" (без приложения копии декларации на товары).
Вместе с тем, если декларация на товары выпущена по паспорту сделки, в четвертой части номера которого указано "3", "4" или "9", то в банк по-прежнему требуется справка о подтверждающих документах вместе с декларациями на товары.
В остальных случаях оформление справок о подтверждающих документах на декларации на товары не требуется. Сведения о стоимости товаров должны отражаться в ведомости банковского контроля банком на основании сведений, полученных от ФТС России.
Основание - подп. 9.2.1 п. 9.2, п. 9.8 инструкции N 138-И, подп. 1.26, 1.31 п. 1, п. 6 указания N 3016-У.
Эти нормы в части оформления и представления резидентами в банк паспорта сделки справки о подтверждающих документах, указанной в п. 9.8 инструкции N 138-И, распространяются на декларации на товары, которые зарегистрированы таможенным органом в день либо после дня вступления в силу указания N 3016-У (п. 4 указания N 3016-У).
Представление справки о подтверждающих документах по декларациям на товары, которые были оформлены по паспортам сделок, не требуется:
- при экспорте товаров, если декларация на товары была оплачена до вывоза товара;
- при импорте товаров, если товар, включенный в декларацию на товары, будет оплачен после ввоза товара в России.
Дополнен перечень случаев, когда не нужно представлять справку о валютных операциях
С 1 октября 2013 года резидентам не нужно заполнять и представлять в уполномоченный банк справку о валютных операциях при списании резидентом иностранной валюты со своего расчетного счета в иностранной валюте в пользу физического лица - нерезидента, связанной с осуществлением выплат пенсий, компенсаций, пособий и иных выплат в случаях, установленных законодательством о пенсионном обеспечении и страховании.
Основание - п. 2.4 инструкции N 138-И, подп. 1.2 п. 1, п. 6 указания N 3016-У.
Изменения в оформление справок о подтверждающих документах
С 1 октября 2013 года внесены соответствующие изменения в порядок заполнения справок о подтверждающих документах для случаев, когда часть подтверждающего документа оплачивается авансом, а часть - "по факту" (т.е., часть суммы относится к одному признаку поставки, а часть - к другому).
Если подтверждающий документ частично был оплачен авансом, а частично - "по факту", то в графе 9 указываются:
- по экспорту - признак поставки 2;
- по импорту - признак поставки 3.
При этом в графе 6 "Сумма по подтверждающему документу" указываются общая сумма по подтверждающему документу через разделительный символ "/" - сумма, соответствующая признаку 2 или 3.
Основание - п. 9 порядка заполнения справки о подтверждающих документах приложения 5 инструкции N 138-И, подп. 1.60 п. 1, п. 6 указания N 3016-У.
Пример
1. При экспорте товаров оформлена декларация на товары на сумму 95 500,50 долларов США, которая была получена уполномоченным банком из ФТС России, по которой была произведена частичная предоплата на сумму 50 000,00 долларов США, а оставшаяся сумма (45 500,50 долларов США) будет оплачена после поставки товара не позднее 31 декабря 2013 года. В этом случае должна быть оформлена справка о подтверждающих документах (см. образец 1).
Образец 1
Справка о подтверждающих документах
Код вида подтверждающего документа | Сумма по подтверждающему документу | Признак поставки | Ожидаемый срок | |||
в единицах валюты документа | в единицах валюты контракта (кредитного договора) | |||||
код валюты | сумма | код валюты | сумма | |||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
01_3 | 840 | 95500,50 / 50000,50 | 2 | 31.12.2013 |
2. При импорте товаров оформлена декларация на товары на сумму 145 000,50 руб. РФ, которая была получена банком из ФТС России, данный товар был оплачен частично авансом (35 000,50 руб. РФ), а оставшаяся сумма будет оплачена не позднее 25 ноября 2013 года. В этом случае необходимо оформить справку о подтверждающих документах (см. образец 2).
Образец 2
Справка о подтверждающих документах
Код вида подтверждающего документа | Сумма по подтверждающему документу | Признак поставки | Ожидаемый срок | |||
в единицах валюты документа | в единицах валюты контракта (кредитного договора) | |||||
код валюты | сумма | код валюты | сумма | |||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
01_4 | 643 | 145000,50 / 35000,50 | 3 |
Имейте в виду, что указанный в графе 10 срок не может превышать даты завершения исполнения обязательств по контракту, указанной в графе 6 раздела 3 "Общие сведения о контракте" паспорта сделки (форма 1).
Документы при вывозе товаров из России на территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС
При отсутствии требования о таможенном декларировании в случае вывоза товаров с территории РФ на территорию государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (Республика Беларусь, Республика Казахстан) по паспорту сделки и наоборот резидент представляет в банк одновременно со справкой о подтверждающих документах полный комплект из транспортных (перевозочных, товаросопроводительных) и коммерческих документов, на основании которых заполнена справка.
Дополнительно резидент представляет в банк статистическую форму учета перемещения товаров (после ее оформления и представления в таможенные органы) без представления справки о подтверждающих документах. Последняя заполняется на основании других подтверждающих документов, указанных в подп. 9.1.2 п. 9 инструкции N 138-И.
Основание - подп. 9.1.2 п. 9.1 инструкции N 138-И, подп. 1.25 п. 1, п. 6 указания N 3016-У.
Таким образом, указанием N 3016-У в инструкцию N 138-И добавлено требование о предоставлении резидентами в банк паспорта сделки статистической формы учета перемещения товаров после ее оформления и представления в таможенные органы.
Напомним, что статистическая форма учета перемещения товаров утверждена в приложении N 1 к правилам ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, утв. постановлением Правительства РФ от 29.01.2011 N 40 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС". Она заполняется и подается в таможенные органы РФ на товары, перемещаемые между РФ и Республикой Беларусь или между РФ и Республикой Казахстан в рамках заключенного коммерческого договора (или без заключения договора), в т.ч. на товары:
- временно ввозимые на территорию РФ из государств - членов Таможенного союза на срок более одного года;
- временно вывозимые с территории РФ на территорию государств - членов Таможенного союза на срок более одного года;
- ввозимые на территорию РФ либо вывозимые на территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан, предназначенные для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, в т.ч. предназначенные для бесплатной раздачи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, и товары, необходимые для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований.
Об этом говорится в п. 1 документа "Часто задаваемые вопросы по заполнению статистической формы учета перемещения товаров во взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза", утв. ФТС России.
Уточнение перечня случаев, когда не нужна справка о подтверждающих документах
С 1 октября 2013 года в уполномоченный банк не нужно представлять справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы только по следующим договорам (при условии, что в них предусмотрены периодические фиксированные платежи):
- договорам аренды, финансовой аренды (лизинга) движимого или недвижимого имущества;
- договорам оказания услуг связи;
- договорам страхования.
По иным видам сделок применение особого порядка валютного контроля без представления справок о подтверждающих документах не предусмотрено.
Обратите внимание! Применение особого порядка осуществления валютного контроля по контрактам, предусматривающим периодические фиксированные платежи, предусмотрено инструкцией N 138-И только в отношении вышеуказанных видов сделок. К иным (не перечисленным в п. 9.5 инструкции N 138-И) видам сделок данный порядок не применяется даже в том случае, если по условиям соглашений оплата производится через равные промежутки времени.
Под периодическими фиксированными платежами понимаются платежи, осуществляемые на регулярной основе (из условий контракта должен вычисляться период в днях), сумма которых установлена контрактом или может быть рассчитана исходя из его условий, в т.ч. такая сумма может варьироваться от периода к периоду. В случае осуществления иных платежей, отличных от периодических фиксированных платежей, резидент представляет в банк паспорта сделки справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы (акты, счета-фактуры, счета и иные коммерческие документы) в порядке, установленном инструкцией N 138-И.
Основание - п. 9.5 инструкции N 138-И, подп. 1.28 п. 1, п. 6 указания N 3016-У.
Обратите внимание! Если контрактом, на который оформлен паспорт сделки, предусмотрены как периодические фиксированные платежи, так и "разовые", то валютный контроль за разовыми платежами осуществляется в обычном порядке, т.е. с представлением справок о подтверждающих документах.
В рассматриваемых случаях (по договорам аренды, финансовой аренды (лизинга) движимого или недвижимого имущества; договорам оказания услуг связи; договорам страхования с периодическими фиксированными платежами) при оформлении паспорта сделки для внесения соответствующих данных в ведомость банковского контроля в уполномоченный банк нужно направить информационное письмо (см. образец 3).
Образец 3
Информационное письмо
Просим Вас внести информацию о фиксированных платежах в пункт 72 (подпункт 7.2.1) ведомости банковского контроля по паспорту сделки N _____ от ______________ (указывается, если к моменту подачи заявления ПС оформлен), оформленный на контракт N ____ (или символ "БН" - "без номера") от ___________ на сумму __________________ (валюта, сумма цифрами или символ "БС" - "без суммы").
В подпункте 7.2.2 просим отразить периодичность осуществления платежей в днях - __ дней (в случае ежедекадных, платежей указывается значение 10, ежемесячных - 30, ежеквартальных - 90, полугодовых - 180, ежегодных - 365).
Настоящим уведомляем, что периодичность и размер платежей определяется условиями пп. __ данного контракта (указать все пункты контракта, на основании которых платежи являются фиксированными периодичными, в которых установлена периодичность и алгоритм расчета платежей).
Периодические платежи проводятся по факту оказания услуги /в виде предоплаты/ смешанным способом (выбрать нужное, для смешанного способа пояснить).
В связи с вышеизложенным уведомляем Вас, что нами будут предоставляться подтверждающие факт оказания услуг документы без оформления справок о подтверждающих документах вместе со справкой о валютных операциях при проведении расчетов.
В связи с вышеизложенным уведомляем Вас, что нами будут предоставляться документы, подтверждающие расчет суммы платежа, вместе со справкой о валютных операциях при проведении расчетов.
По условиям данного контракта такими документами являются ___________ (указать).
В случае проведения в рамках контракта платежей, не относящихся к периодическим фиксированным, нами будут представлены справки о подтверждающих документах в установленном порядке.
При составлении вышеуказанного информационного письма рекомендуем обратить внимание на правильное написание символа "БН", а также номера контракта.
Так, банк не сможет принимать паспорт сделки, в котором в графе 1 указан общепринятый символ б/н. Если контракт предполагает платежи в иностранной валюте, а в номере контракта содержатся русские буквы (или иные символы, которые не могут быть воспроизведены при помощи латинского шрифта и указаны в SWIFT-сообщении), то при оформлении паспорта сделки в банк необходимо представить еще одно информационное письмо (см. образец 4).
Образец 4
Информационное письмо
Сообщаем Вам, что в латинской транскрипции номер контракта N ___ от __________ будет в выглядеть следующим образом: __________________.
Данное требование связано с особенностями заполнения Заявления на перевод в иностранной валюте: в поле "Назначение платежа" данного документа должны указываться только латинские символы и только символы, использование которых допускается в SWIFT-сообщениях.
Документальное подтверждение данных об ожидаемом сроке в справках о валютных операциях, справках о подтверждающих документах
С 1 октября 2013 года введены новые требования к проверке банками ожидаемого срока, указанного в справках о валютных операциях и (или) в справках о подтверждающих документах.
Напомним, что данные об ожидаемом сроке указываются в справке:
- о валютных операциях (код формы по ОКУД 0406009) - в графе 11 "Ожидаемый срок" (п. 11 порядка заполнения справки о валютных операциях приложения 1 к инструкции N 138-И);
- о подтверждающих документах (код формы по ОКУД 0406010) - в графе 10 "Ожидаемый срок" (п. 10 порядка заполнения справки о подтверждающих документах приложения 5 к инструкции N 138-И).
Раньше банки не отказывали клиентам в приеме таких справок, если указанный ожидаемый срок не подтверждается документами, имеющимися в распоряжении банка.
Теперь банки обязаны проверять обоснованность указания ожидаемого срока и отказать в приеме справок о валютных операциях и/или справок о подтверждающих документах при выявлении несоответствий.
При этом с указанной даты на резидентов возлагается обязанность представлять в банк при оформлении паспорта сделки документы, содержащие информацию об ожидаемых сроках исполнения нерезидентами своих обязательств, информацию об условиях расчетов.
Таким образом, заполненные данные об ожидаемом сроке в справках о валютных операциях, справках о подтверждающих документах должны быть подтверждены документально (в т.ч. представленным резидентом самостоятельным расчетом).
Основание - пп. 9.8, 9.9, подп. 18.1.3 п. 18.1, подп. 18.6.4 п. 18.6 инструкции N 138-И, подп. 1.31, 1.48, 1.56, 1.60 п. 1, п. 6 указания N 3016-У.
Обратите внимание! С 1 октября 2013 года банк проверяет правильность заполнения графы "Ожидаемый срок" в справках о валютных операциях, справках о подтверждающих документах, и если дата, указанная в данной графе, не соответствует информации, имеющейся в распоряжении банка, то банк в соответствии с требованиями инструкции N 138-И обязан отказать в приеме справок и в совершении валютной операции.
С 1 октября 2013 года банк также проверяет корректность расчета ожидаемого срока на основании информации, представленной резидентом (в т.ч. при оформлении паспорта сделки). Если указанный в справках о подтверждающих документах ожидаемый срок не будет соответствовать имеющейся в банке информации либо превышать дату завершения исполнения обязательств по паспорту сделки, то в приеме таких справок будет отказано. Во избежание таких ситуаций рекомендуем предоставлять в уполномоченный банк документы для переоформления паспорта сделки в связи с продлением срока действия контракта или при автопролонгации заблаговременно.
Напомним, что при наличии в контракте информации об ожидаемом максимальном сроке исполнения нерезидентом обязательств по контракту получения от нерезидента денежных средства на условиях отсрочки платежа к нему прибавляется срок, который в соответствии с обычаями делового оборота необходим для вывоза товаров с территории РФ (оформления деклараций на товары) и (или) сроки для оформления документов, подтверждающих исполнение резидентом обязательств путем передачи нерезиденту товаров (при отсутствии установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров), выполнения для него работ, оказания ему услуг, передачи ему информации и результатов интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительных прав на них. При отсутствии в контракте информации об ожидаемом максимальном сроке исполнения нерезидентом обязательств по контракту указывается срок, рассчитанный резидентом самостоятельно в соответствии с обычаями делового оборота, с учетом сроков оформления деклараций на товары, и (или) сроков оформления документов, подтверждающих исполнение резидентом обязательств путем передачи нерезиденту товаров (при отсутствии установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органом товаров), выполнения для него работ, оказания ему услуг, передачи ему информации и результатов интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительных прав на них.
Порядок отражения комиссии банка в ведомости банковского контроля
С 1 октября 2013 года при наличии согласия клиента банк вправе самостоятельно отразить в ведомости банковского контроля (в разделе III) информацию об удержании банком-корреспондентом банковской комиссии за перевод денежных средств из суммы средств, причитающихся резиденту по контракту (кредитному договору), когда такое условие предусмотрено контрактом (кредитным договором). В этом случае резиденту не нужно представлять в банк паспорта сделки справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы.
Основание - п. 9.6, п. 4 порядка формирования ведомости банковского контроля по кредитному договору приложения 7 инструкции N 138-И, подп. 1.29, 1.62 п. 1, п. 6 указания N 3016-У).
В связи с этим рекомендуем предусмотреть в контрактах (кредитных договорах) такое условие.
Документальное оформление при возобновлении обязательств по закрытому паспорту сделки
С 1 октября 2013 года если после закрытия паспорта сделки продолжится исполнение обязательств (возобновление обязательств по закрытому паспорту сделки) и если срок хранения документов (три года с закрытия паспорта сделки) не истек, резидент переоформляет паспорт сделки и ведет дальнейший учет исполнения обязательств в ранее оформленной ведомости банковского контроля. Если срок хранения истек, резидент оформляет новый паспорт сделки в любом уполномоченном банке на сумму незавершенных обязательств.
Основание - пп. 7.10, 19.8 инструкции N 138-И, подп. 1.20 п. 1, п. 6 указания N 3016-У.
Таким образом, переоформить паспорт сделки необходимо, в случае, если по паспорту сделки, который ранее был закрыт, резидент планирует возобновить работу, при этом с даты закрытия паспорта сделки прошло не более трех лет. Если же с даты закрытия паспорта сделки прошло более трех лет, банк обычно просит клиента связаться с ним, чтобы отдельно согласовать порядок действий в таком случае.
Для переоформления паспорта сделки в уполномоченный банк необходимо направить информационное письмо (см. образец 5).
Образец 5
Информационное письмо
Просим переоформить паспорт сделки N ___, открытый на контракт N __ от ____________. На основании п. __ контракта, а также в связи с тем, что ни одна из сторон не выразила желания расторгнуть его, контракт считается пролонгированным до _________.
Если контракт действует до полного исполнения обязательств или неопределенный срок и дата завершения исполнения обязательств была рассчитана клиентом самостоятельно (на основе, имеющейся в его распоряжении информации и (или) исходя из практики делового оборота), но обязательства в срок, указанный в паспорте сделки, оказались неисполненными, то паспорта сделки на такие контракты переоформляются на основании письма клиента (см. образец 6).
Образец 6
Информационное письмо
Просим переоформить паспорт сделки N ___, открытый на контракт N ___ от _____________. На основании п. __ контракта, в связи с тем, что договор действует в течение неопределенного срока, датой завершения исполнения обязательств по вышеуказанному контракту просим считать _______________.
Ссылка на пункт контракта в приведенных выше информационных письмах обязательна. Вместе с тем, если в контракте четко установлена дата завершения исполнения обязательств, то паспорт сделки по такому контракту обычно продлевается на основании дополнительного соглашения об увеличении срока действия контракта.
В заявлении о переоформлении/закрытии ПС указана информация о нескольких ПС
С 1 октября 2013 года если в одном заявлении о переоформлении/закрытии паспорта сделки указана информация о нескольких паспортах сделок и банк паспорта сделки принимает решение об отказе в переоформлении/закрытии отдельного (отдельных) паспортов сделок, то:
- в отношении паспорта сделки, по которому (которым) банком принято решение об отказе в переоформлении/закрытии, банк возвращает представленные по таким паспортам сделок документы и информацию и сообщает резиденту о причинах отказа в их переоформлении/закрытии;
- в отношении паспорта сделки, по которому (которым) принято решение о переоформлении/закрытии, переоформляются банком паспорта сделки в порядке, установленном инструкцией N 138-И (банк закрывает паспорт сделки).
Основание - пп. 7.6, 8.6 инструкции N 138-И, подп. 1.18, 1.24 п. 1, п. 6 указания N 3016-У.
Административная ответственность
Несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок влекут наложение административного штрафа от Росфиннадзора (часть 6 ст. 15.25 КоАП РФ) в размере:
- на должностных лиц - от 4000 руб. до 5000 руб.;
- на юридических лиц - от 40 000 руб. до 50 000 руб.
А повторное в течение одного года совершение действий (бездействие), предусмотренных частью 6 ст. 15.25 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в размере:
- на должностных лиц - от 30 000 руб. до 40 000 руб.;
- на юридических лиц - от 400 000 руб. до 600 000 руб.
В связи с этим рекомендуем вам относиться к документальному оформлению валютных сделок не формально, а очень тщательно, соблюдая все положения новой редакции инструкции N 138-И.
Памятка для резидентов по оформлению и срокам представления документов валютного контроля (инструкция Банка России от 04.06.2012 N 138-И в редакции указаний Банка России от 14.06.2013 N 3016-У)
Вид документа валютного контроля | Сроки представления в банк паспорта сделки | Особенности оформления и представления | Ответственность |
Паспорт сделки (ПС) | Не позднее установленного срока предоставления справки о подтверждающих документах (СПД); не позднее установленного срока для представления справки о валютных операциях (СВО); не позднее установленного срока представления СВО по первой операции, в результате которой договор будет исполнен на сумму в 50 000 долларов США; не позднее даты подачи декларации на товары. Указанные сроки исчисляются с учетом времени, установленного инструкцией N 138-И для проверки и принятия документов банком | Заполняется резидентом по договорам/контрактам на сумму, равную или превышающую 50 000 долларов США, с нерезидентами в валюте РФ и иностранной валюте по контрактам, предусматривающим предоставление (получение) кредитов (займов), по контрактам, предусматривающим экспорт (импорт) товаров, оказание услуг, выполнение работ, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, агентским договорам, договорам бункировки | Штраф за несоблюдение сроков (части 6, 6.1, 6.2, 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ): - не более чем на 10 дней: - предупреждение или штраф на юрлицо от 5000 руб. до 15 000 руб., на должностное лицо от 500 руб. до 1000 руб.; - от 10 до 30 дней: - штраф на юрлицо от 20 000 руб. до 30 000 руб., на должностное лицо от 2000 руб. до 3000 руб.; - более 30 дней: штраф на юрлицо от 40 000 руб. до 50 000 руб., на должностное лицо от 4000 руб. до 5000 руб. Штраф за повторное в течение одного года несоблюдение сроков (часть 6.4 ст. 15.25 КоАП РФ): - на юрлицо от 400 000 руб. до 600 000 руб.; - на должностное лицо от 30 000 руб. до 40 000 руб. |
Заявление на переоформление ПС | Не позднее 15 рабочих дней с даты оформления изменений (дополнений) в контракт (кредитный договор); не позднее 15 рабочих дней после даты, указанной в ПС как "Дата завершения исполнения обязательств" при пролонгации ПС, оформленного по контракту, предусматривающему автоматическое продление; внесения изменений в ЕГРЮЛ, ЕГРИП, в реестр нотариусов, реестр адвокатов субъекта РФ (при изменении регистрационных данных резидента). Указанные сроки исчисляются с учетом времени, установленного инструкцией N 138-И для проверки и принятия документов банком | ||
Заявление о закрытии ПС сделки | Оформляется клиентом при закрытии паспорта сделки по желанию клиента по различным основаниям | ||
Справка о валютных операциях (СВО) | В день осуществления валютной операции в иностранной валюте (по всем операциям) или в валюте РФ (по ПС) - при списании денежных средств со счета клиента; - не позднее 15 рабочих дней с даты зачисления иностранной валюты (по всем зачислениям на транзитные валютные счета) или валюты РФ (по ПС) на счет клиента, а также от даты принятия СВО банком третьего лица, а также от даты изменения сведений ранее содержащихся в СВО; не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, когда по ПС была произведена операция с использованием банковской карты или исполнен платеж по аккредитиву в пользу нерезидента; не позднее 30 рабочих дней после окончания месяца, следующего за месяцем проведения операции через счета за рубежом | Предоставляется резидентом при осуществлении операций: - в иностранной валюте (всегда); - в валюте РФ (при расчетах по ПС); - через счета за рубежом по ПС; - при расчетах банковскими картами по ПС; - при платеже по аккредитиву (исполнении аккредитива) в пользу нерезидента по ПС*; - третьим лицом по ПС; - при изменении сведений ранее указанных в СВО. | |
Справка о подтверждающих документах (СПД) | Для документов, подтверждающих ввоз (вывоз) товара, если установлено требование о таможенном декларировании: - 15 рабочих дней после месяца, в котором зарегистрированы декларации на товары (если предоставление СПД требуется). Другие подтверждающие документы: - не позднее 15 рабочих дней месяца, следующего после месяца оформления документов. При внесении изменений в СПД: - не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документа | Сопровождает представление подтверждающих документов в следующих случаях: - при представлении подтверждающих документов (кроме деклараций на товары), оформленных по контракту/кредитному договору, на который оформлен ПС; - при закрытии ПС по иным основаниям; - при изменении сведений, ранее содержащихся в СПД. По ПС, в рамках которых осуществляется экспорт/импорт товаров, СПД представляется в банк без приложения деклараций на товары и только в следующих случаях: 1) при экспорте товаров - если выручка поступает резиденту после оформления декларации на товары; 2) при импорте товаров - если оплата товара производится авансом, до оформления декларации на товары | |
Ведомость банковского контроля | Ведется уполномоченным банком на основании предоставляемых клиентом документов в рамках ПС; представляется в банк в случае перевода на обслуживание ПС из другого уполномоченного банка на бумажном носителе и в электронном виде | ||
* Допускается непредставление СВО, если у банка имеется информация, достаточная для отражения операции в ведомости банковского контроля |
Е. Орлова,
начальник отдела аудита ООО "ПАРТИ"
"Налоговый вестник", N 11, ноябрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1