Страховые взносы - что нас ждет?
Сегодня основа трудовой пенсии, а также социального обеспечения - это страховые взносы работодателей. Исчислять страховые взносы по общим тарифам должны все плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, за исключением ограниченного числа страхователей, для которых предусмотрены пониженные тарифы. Тарифы установлены для каждого вида взносов отдельно и различаются в зависимости от бюджета, в который они перечисляются. В данной статье напомним о страховых тарифах, применяемых в 2013 году, и расскажем о применении тарифов в 2014 году.
Страховой тариф представляет собой размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов (п. 1 ст. 22 Закона N 167-ФЗ*(1), п. 1 ст. 12 Закона N 212-ФЗ*(2)). Соответственно, тариф - это ставка для начисления страховых взносов к уплате. С 01.01.2012 взносы уплачиваются работодателями в бюджеты ПФР, ФСС и ФФОМС (п. 8 ст. 15 Закона N 212-ФЗ, пп. "а" п. 7 ст. 12, п. 3 ст. 17 Закона N 313-ФЗ*(3)).
Применяемый тариф зависит от предельной величины базы для начисления взносов, которая ежегодно индексируется (п. 5 ст. 8 Закона N 212-ФЗ). Напомним, что на 2013 год предельная величина облагаемой базы установлена Постановлением Правительства РФ от 10.12.2012 N 1276 и составляет 568 000 руб.
К сведению. С 01.01.2014 предельный размер облагаемой базы для начисления страховых взносов согласно проекту Постановления Правительства РФ "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2014 года" увеличится до 624 000 руб.
Величина тарифов страховых взносов ежегодно меняется. В связи с этим был подписан Закон N 243-Ф3*(4), которым внесены изменения в следующие законодательные акты, затрагивающие вопросы начисления и уплаты страховых взносов:
- Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ);
- Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Закон N 75-ФЗ);
- Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" (далее - Закон 111-ФЗ);
- Закон N 167-ФЗ;
- Закон 212-ФЗ.
Отметим, что часть изменений вступает в силу только с 01.01.2014.
Страховые взносы в 2013 году
Согласно нормам ст. 33.1 Закона N 167-ФЗ и ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ в 2013 году тарифы страховых взносов распределяются между бюджетами внебюджетных фондов следующим образом:
База для начисления страховых взносов | Категория застрахованных лиц | Тариф страхового взноса | |||
ПФР | ФСС | ФФОМС | |||
На страховую часть пенсии | На накопительную часть пенсии | ||||
Не превышающая предельную величину базы для начисления взносов | Лица 1966 года рождения и старше | 22,0% | - | 2,9% | 5,1% |
Лица 1967 года рождения и моложе | 16% | 6,0% | |||
Свыше предельной величины базы | Лица 1966 года рождения и старше | 10% | - | 0% | 0% |
для начисления страховых взносов | Лица 1967 года рождения и моложе | 10% | - |
Напомним, что положения Закона N 167-ФЗ устанавливают распределение тарифов на страховую и накопительную части пенсии в зависимости от категории застрахованных лиц. Указанное распределение представим в таблице:
Тариф страхового взноса | На финансирование страховой части трудовой пенсии | На финансирование накопительной части трудовой пенсии | |
Для лиц 1966 года рождения и старше | Для лиц 1967 года рождения и моложе | Для лиц 1967 года рождения и моложе | |
22% | 22%, из них: 6% - солидарная часть тарифа страховых взносов; 16% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 16%, из них: 6% - солидарная часть тарифа страховых взносов; 10% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 6% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов |
На основании ст. 33.2 Закона N 167-ФЗ и ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ для отдельных категорий страхователей, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии и перечисленных в пп. 1-18 ст. 27 Закона N 173-ФЗ*(5), введены дополнительные тарифы страховых взносов, которые исчисляются без учета предельной величины базы для начисления страховых взносов.
Отметим, что в силу пп. 17 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости установлено мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам - по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, не менее 15 и 10 лет соответственно и имеют страховой стаж не менее 25 и 20 лет соответственно. Круг лиц, которым согласно указанной норме определено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, содержится в Списке работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 N 85. В частности, к этим лицам относятся работники общеобразовательных школ воспитательных колоний, а также образовательных учреждений и их учебно-консультационных пунктов (филиалов), которые создаются при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными. За работников названных учреждений следует дополнительно уплатить страховые взносы на финансирование страховой части в 2013 году по тарифу 2%.
К сведению. В 2014 году дополнительный тариф страхового взноса для лиц, поименованных в пп. 17 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, будет составлять 4%, а в 2015 году - 6%.
Если учреждение производит отчисления в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан или лиц без гражданства, то при исчислении страховых взносов нужно руководствоваться п. 2 ст. 22.1 Закона N 167-ФЗ, согласно которому организации, производящие выплаты физическим лицам, в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан или лиц без гражданства, временно проживающих на территории РФ, а также иностранных граждан или лиц без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), временно пребывающих на территории РФ, заключивших трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года, уплачивают страховые взносы по тарифу, установленному Законом N 167-ФЗ для граждан РФ на финансирование страховой части трудовой пенсии, независимо от года рождения названных застрахованных лиц.
Страховые взносы в 2014 году
Как мы уже указали, с 01.01.2014 вступают в силу некоторые положения Закона N 243-Ф3. На основании новой редакции ст. 33.1 Закона N 167-ФЗ работодатели (за исключением льготных категорий) в 2014 году должны уплачивать страховые взносы, как и прежде, в рамках предельной величины базы для их начисления по следующим тарифам: в ПФР - 22%, в ФСС - 2,9%, в ФФОМС - 5,1%. Иными словами, общая ставка также составляет 30%.
Отметим, что пенсионные взносы в отношении лиц 1967 года рождения и моложе распределяются, как и ранее, на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Однако процентное соотношение теперь будет иным (ст. 33.1 Закона N 167-ФЗ, в редакции, которая будет действовать с 01.01.2014):
База для начисления страховых взносов | Тариф страхового взноса | На финансирование страховой части трудовой пенсии | На финансирование накопительной части трудовой пенсии | |
Для лиц 1966 года рождения и старше | Для лиц 1967 года рождения и моложе | Для лиц 1967 года рождения и моложе | ||
В пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов | 22,0% | 22,0%, из них: 6,0% - солидарная часть тарифа страховых взносов; 16,0% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 20,0%, из них: 6,0% - солидарная часть тарифа страховых взносов; 14,0% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 2,0% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов |
Свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов | 10% | 10% - солидарная часть тарифа страховых взносов | 10% - солидарная часть тарифа страховых взносов |
Получается, что по отношению к страховым взносам, начисляемым в 2013 году, процент отчислений на финансирование накопительной части трудовой пенсии для лиц 1967 года рождения и моложе снизится на 4%, на которые будет увеличена доля их страховой части.
Напомним, что Законом N 243-Ф3 внесены изменения и в Закон N 75-ФЗ и Закон N 111-ФЗ, согласно которым размеры тарифов страховых взносов для лиц 1967 года рождения и моложе будут зависеть от выбранного застрахованным лицом варианта пенсионного обеспечения (ст. 33.3 Закона N 167-ФЗ). Кроме того, от выбранного варианта будет зависеть порядок отражения сведений в индивидуальном лицевом счете (ст. 6 Закона N 27-ФЗ).
Установленный ст. 33.1 Закона N 167-ФЗ вариант распределения страховой и накопительной частей не является абсолютным. Это связано с тем, что указанные лица с 01.01.2014 дополнительно имеют право выбрать вариант своего пенсионного обеспечения: направить на финансирование накопительной части 2% или 6% тарифа страхового взноса (п. 1 ст. 36.8 Закона N 75-ФЗ, п. 1.1 ст. 31 Закона N 111-ФЗ).
В силу новой ст. 33.3 Закона N 167-ФЗ в 2014 году прежнее распределение тарифов (16% - страховая часть и 6% - накопительная часть) в отношении данной категории физических лиц можно будет применять лишь только в случае, если эти граждане по состоянию на 31.12.2013 в порядке, установленном Законом N 75-ФЗ и Законом N 111-ФЗ, перешли в негосударственный пенсионный фонд или обратились с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании.
К сведению. В настоящее время по поручению Президента РФ В.В. Путина прорабатываются и готовятся к принятию нормативно-правовые акты, которыми будет сохранено право выбора для граждан тарифа накопительной части и после 01.01.2014. Это связано с вводом новой пенсионной формулы, согласно которой и происходит изменение тарифа на формирование накопительной части пенсии.
Как видим, перераспределение накопительной части трудовой пенсии является добровольным. Соответственно, если застрахованные лица 1967 года рождения и моложе по состоянию на 31.12.2013 заключили договоры об обязательном пенсионном страховании и обратились с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд либо в частную управляющую компанию, то страхователи, производящие выплаты в пользу указанных физических лиц, должны руководствоваться при начислении страховых взносов в том числе ст. 33.3 Закона N 167-ФЗ, так как согласно ее положениям тарифы страховых взносов для данной категории лиц меняются в зависимости от года (начиная с 2014 года) и от категории страхователей.
Обратите внимание! Если негосударственный пенсионный фонд обанкротится, либо у него отзовут лицензию, либо ПФР расторгнет договор с управляющей компанией, выбранной работником, либо если в 2013 году или ранее работник выбрал один негосударственный пенсионный фонд либо инвестиционный пакет, а в 2014 году или позднее передумал и выбрал другой, тариф по взносам на накопительную часть, равный 6%, для работника сохранится. Напомним, что согласно Закону N 111-ФЗ граждане имеют право менять страховщика ежегодно.
Для наглядности распределение тарифов представим в таблице:
Облагаемая база | Тариф | На финансирование страховой части пенсии | На финансирование накопительной части пенсии | |
Для лиц 1966 года рождения и старше | Для лиц 1967 года рождения и моложе | Для лиц 1967 года рождения и моложе | ||
Не превышает предельную величину | 2014-2015 годы | |||
22% | 22% (6% солидарная часть и 16% индивидуальная часть) | По умолчанию и для тех, кто выбрал тариф по накопительной части 2% (ст. 33.1 Закона N 167-ФЗ) | ||
20% (6% солидарная часть и 14% индивидуальная часть) | 2% (индивидуальная часть) | |||
Для тех, кто распорядился накопительной частью и выбрал тариф 6% (п. 1 ст. 33.3 Закона N 167-ФЗ) | ||||
16% (6% солидарная часть и 10% индивидуальная часть) | 6% (индивидуальная часть) | |||
2016 год | ||||
26% | 26% (10% солидарная часть и 16% индивидуальная часть) | По умолчанию и для тех, кто выбрал тариф по накопительной части 2% (ст. 22 Закона N 167-ФЗ) | ||
24% (10% солидарная часть и 14% индивидуальная часть) | 2% (индивидуальная часть) | |||
Для тех, кто распорядился накопительной частью и выбрал тариф 6% (п. 2 ст. 33.3 Закона N 167-ФЗ) | ||||
20% (10% солидарная часть и 10% индивидуальная часть) | 6% (индивидуальная часть) | |||
Превышает предельную величину | 10% | 10% (солидарная часть) | 10% (солидарная часть) |
Накопительная часть трудовой пенсии - это часть пенсионных накоплений гражданина, то есть часть его будущей пенсии. Чем больше средств в данной части, тем больше денег застрахованное лицо получит в будущем в виде ежемесячных пенсионных выплат. Иными словами, если работник проявит активность и обратится с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд либо в частную управляющую компанию, отчисления на финансирование накопительной части его трудовой пенсии сохранятся на прежнем уровне - 6%.
Лица, которые не воспользовались своим правом выбора и не перевели средства накопительной части трудовой пенсии в негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию либо добровольно выбрали тариф накопительной части 2%, фактически снизят свою будущую пенсию за счет уменьшения накопительной части, а разница (4%) будет направлена на финансирование страховой части трудовой пенсии. Однако следует помнить, что базовая пенсия, формируемая из страховой части, не зависит от дохода, не накапливается и идет на выплаты нынешним пенсионерам. Страховая часть гарантируется государством и не подвержена рыночным рискам.
Получается, что доходность накопительной части пенсии зависит исключительно от результатов инвестирования, при этом могут возникнуть как убытки, так и прибыль.
Отметим, что пенсионные накопления (в отличие от страховой части) наследуются. Если человек не доживает до пенсии, то накопленные деньги и полученный с них доход переходят его правопреемникам. Добавим, что в 2002-2004 годах средства пенсионных накоплений также формировались у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения. С 2005 года перечисления страховых взносов на накопительную часть их трудовой пенсии были прекращены в связи с изменениями в законодательстве. При этом накопленные средства и инвестиционный доход на них также могут быть выплачены правопреемникам по их заявлению.
На основании всего вышеизложенного сделаем вывод, что дать рекомендации, какую часть пенсии выгоднее увеличить - страховую или накопительную, - сложно, и каждый человек должен принять решение самостоятельно.
В. Данилова,
эксперт журнала "Учреждения образования: бухгалтерский
учет и налогообложение"
"Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
*(2) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
*(3) Федеральный закон от 29.11.2010 N 313-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
*(4) Федеральный закон от 23.07.2013 N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования".
*(5) Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"