Страхование жизни военнослужащих и лиц, приравненных к ним
01.01.2014 вступают в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 02.07.2013 N 165-ФЗ (далее - Закон N 165-ФЗ) в Федеральный закон от 28.03.1998 N 52-ФЗ (далее - Закон N 52-ФЗ), который регулирует вопросы, касающиеся обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и граждан, приравненных к ним. В статье подробно рассмотрим новшества, которые начнут действовать с названной даты.
Согласно ст. 1 Закона N 52-ФЗ (в новой редакции) объектами обязательного государственного страхования являются жизнь и здоровье военнослужащих (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством РФ приостановлена), граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава ОВД, ГПС, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов УИС, граждан, уволенных с военной службы, со службы в ОВД, в ГПС, со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы в учреждениях и органах УИС, отчисленных с военных сборов или окончивших военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.
Кто является страховщиком?
В силу п. 1 ст. 2 Закона N 52-ФЗ страховщиками по обязательному государственному страхованию могут быть страховые организации, имеющие лицензии на осуществление обязательного государственного страхования. При этом страховщики выбираются в порядке, предусмотренном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
К сведению. 01.01.2014 вступает в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Кроме этого, к страховщикам предъявлены дополнительные требования: наряду с требованиями, предусмотренными Законом РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" для соискателей лицензии на осуществление обязательного страхования, они должны соответствовать требованиям законодательства РФ о государственной тайне и иметь опыт работы в области страхования объектов личного страхования не менее двух лет (ранее опыт работы составлял не менее одного года) (ст. 3 Закона N 52-ФЗ).
Кто является страхователем?
Страхователями по обязательному государственному страхованию являются федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрены военная служба, служба (п. 2 ст. 2 Закона N 52-ФЗ).
К сведению. Согласно п. 1 ст. 2 Закона N 53-ФЗ*(1) военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах и во внутренних войсках МВД, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах и воинских формированиях.
Обязанности страхователя
Страхователь по обязательному государственному страхованию обязан (ст. 7 Закона N 52-ФЗ):
- информировать гражданина при поступлении на военную службу по контракту или на службу, призыве на военную службу или военные сборы о порядке и об условиях осуществления обязательного государственного страхования, в том числе о перечне и порядке оформления документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм, способах выплаты страховых сумм, предусмотренных договором страхования, путем размещения на сайте страхователя в Интернете и в местах, доступных для застрахованного лица. В случае необходимости информация должна быть доведена до сведения застрахованного лица иным способом (п. 2);
- поддерживать указанную информацию в актуальном состоянии (п. 2);
- уведомить выгодоприобретателей, а при их отсутствии иных выгодоприобретателей о наступлении страхового случая, незамедлительно после того, как им стало известно о наступлении такого страхового случая, - это обязанность воинской части, военного комиссариата, военно-медицинской и иной организации страхователя (п. 2.1);
- оказывать выгодоприобретателям содействие в истребовании и оформлении документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм (п. 3);
- сообщать по запросу страховщика сведения о наступлении страховых случаев и направлять ему необходимые сведения об обстоятельствах наступления этих случаев (п. 3).
Если страхователь не осуществил обязательное государственное страхование или заключил договор страхования на условиях, ухудшающих положение выгодоприобретателя по сравнению с условиями, определенными Законом N 52-ФЗ, то при наступлении страхового случая он несет ответственность перед выгодоприобретателем на тех же условиях, на каких должна быть выплачена страховая сумма при надлежащем страховании (п. 1 ст. 7 Закона N 52-ФЗ).
Подчеркнем, что п. 4 ст. 7 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что должностные лица организаций страхователя, ответственные за обязательное государственное страхование, виновные в необоснованном отказе в предоставлении и оформлении выгодоприобретателям документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.
К сведению. Согласно ст. 5.39 КоАП РФ неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7.23.1 данного кодекса, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 3 000 руб. Кроме этого, в силу ст. 140 УК РФ неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, - наказываются штрафом в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода указанного должностного лица за период до 18 месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет.
Кто имеет право получить страховую выплату?
На основании п. 3 ст. 2 Закона N 52-ФЗ выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются:
1) сами застрахованные лица;
2) в случае гибели (смерти) застрахованного лица следующие лица:
- супруга (супруг), состоявшая (состоявший) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним;
- родители (усыновители) застрахованного лица;
- дедушка и (или) бабушка застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее трех лет в связи с отсутствием у него родителей;
- отчим и (или) мачеха застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее пяти лет;
- несовершеннолетние дети застрахованного лица, дети застрахованного лица старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях;
- подопечные застрахованного лица.
Что является страховым случаем?
К страховым случаям относятся (ст. 4 Закона N 52-ФЗ):
- гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;
- смерть застрахованного лица до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;
- установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;
- установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;
- получение застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы, военных сборов увечья (ранения, травмы, контузии);
- увольнение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с военной службы, отчисление гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военных сборов в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе или ограниченно годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, военных сборов.
Страховые выплаты выгодоприобретателю
Размер страховых выплат установлен в ст. 5 Закона N 52-ФЗ. Отметим, что данная статья не претерпела каких-либо изменений, внесенных Законом N 165-ФЗ в указанный закон. В пункте 2 ст. 5 Закона N 52-ФЗ сказано, что размер страховых сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством РФ. Названные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы.
В настоящее время согласно п. 1 Постановления N 333*(2) страховые суммы, установленные п. 2 ст. 5 Закона N 52-ФЗ, в 2013 году подлежат индексации: рассчитываются с применением коэффициента 1,055.
Страховые суммы при наступлении страховых случаев выплачиваются в следующих размерах:
1) в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, - 2 000 000 руб. (в 2013 году - 2 110 000 руб. (2 000 000 руб. х 1,055)) выгодоприобретателям в равных долях;
2) в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов:
- инвалиду I группы - 1 500 000 руб., в 2013 году - 1 582 500 руб. (1 500 000 руб. х 1,055);
- инвалиду II группы - 1 000 000 руб., в 2013 году - 1 055 000 руб. (1 000 000 руб. х 1,055);
- инвалиду III группы - 500 000 руб., в 2013 году - 527 500 руб. (500 000 руб. х 1,055);
3) в случае получения застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы или военных сборов:
- тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) - 200 000 руб., в 2013 году - 211 000 руб. (200 000 руб. х 1,055);
- легкого увечья (ранения, травмы, контузии) - 50 000 руб., в 2013 году - 52 750 руб. (50 000 руб. х 1,055);
4) в случае увольнения военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с военной службы, отчисления гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военных сборов в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе или ограниченно годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в период прохождения военной службы или военных сборов, - 50 000 руб., в 2013 году - 52 750 руб. (50 000 руб. х 1,055).
Обращаем ваше внимание на следующее: если в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов застрахованному лицу при переосвидетельствовании в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы вследствие указанных в п. 2 ст. 5 Закона N 52-ФЗ причин будет повышена группа инвалидности, то размер страховой суммы увеличивается на сумму, составляющую разницу между страховой суммой, причитающейся по вновь установленной группе инвалидности, и страховой суммой, причитающейся по прежней группе инвалидности.
Новшеством в ст. 5 Закона N 52-ФЗ является п. 3, в котором сказано, что размер страховой суммы, применяемой страховщиком для расчета страховой премии, вычисляется в соответствии с п. 2 ст. 9 Закона N 52-ФЗ. Итак, размер страховой суммы, применяемой для расчета страховой премии, определяется как произведение размера страховой суммы, предусмотренного абз. 2 п. 2 ст. 5 данного закона с учетом требований абз. 9 п. 2 ст. 5 того же закона, и количества застрахованных лиц. Это значит, что размер страховой суммы в 2013 году = 2 110 000 руб. х количество застрахованных лиц.
Что необходимо учитывать при заключении договора обязательного страхования?
Договор обязательного государственного страхования заключается между страхователем и страховщиком в пользу третьего лица - выгодоприобретателя и содержит положения, предусмотренные типовым договором обязательного государственного страхования, который утверждается Правительством РФ. Согласно п. 3 ст. 6 Закона N 52-ФЗ (в новой редакции) он должен включать в себя:
- соглашение о застрахованных лицах;
- срок действия. При этом в п. 2 указанной статьи сказано, что он заключается в письменной форме сроком не менее чем на один календарный год;
- размер, срок и порядок уплаты страховой премии (страховых взносов);
- сведения о правах, об обязанностях и ответственности страхователя и страховщика. Причем в п. 2 названной статьи установлено, что страховщик несет обязанность по выплате страховых сумм по страховым случаям, которые предусмотрены ст. 4 Закона N 52-ФЗ и наступили в период действия договора страхования;
- сведения о сроках и способах уведомления страхователем страховщика о наступлении страхового случая и способах выплаты страховых сумм выгодоприобретателю.
Новшеством является то, что после заключения договора страхования страховщики уведомляют об этом федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности, в установленном им порядке. В уведомлении указывается страховой тариф, установленный договором страхования, к уведомлению прилагается расчет страхового тарифа и статистических данных, использованных при расчетах его размера (п. 4 ст. 6 Закона N 52-ФЗ). Ранее требование об уведомлении отсутствовало.
Основания освобождения страховщика от выплаты страховой суммы
Основания освобождения от выплаты страховой сумм перечислены в ст. 10 Закона N 52-ФЗ. Отметим, что они остались прежними - страховщик освобождается от названной выплаты, если страховой случай:
- наступил вследствие совершения застрахованным лицом деяния, признанного в установленном судом порядке общественно опасным;
- находится в установленной судом прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица;
- является результатом доказанного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью.
Решение об отказе в выплате страховой суммы принимается страховщиком и сообщается выгодоприобретателю и страхователю в письменной форме с обязательным мотивированным обоснованием причин указанного отказа в срок, установленный Законом N 52-ФЗ для осуществления выплаты страховой суммы.
Обратите внимание! Страховщик не освобождается от выплаты страховой суммы в случае смерти застрахованного лица, если смерть последнего наступила вследствие самоубийства, независимо от срока нахождения застрахованного лица на военной службе, службе, военных сборах.
Порядок и условия выплаты страховых сумм
Согласно п. 1 ст. 11 Закона N 52-ФЗ выплата страховых сумм производится страховщиком на основании документов, подтверждающих наступление страхового случая. Перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы, устанавливается Правительством РФ. В настоящее время такой перечень установлен Постановлением Правительства РФ N 855*(3).
Степень тяжести увечий (ранений, травм, контузий) застрахованных лиц определяется соответствующими медицинскими организациями федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрены военная служба, служба. При этом перечень увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым или легким, также устанавливается Постановлением Правительства РФ N 855.
Выплата страховых сумм производится страховщиком в 15-дневный срок со дня получения документов, необходимых для принятия решения об указанной выплате. В случае необоснованной задержки страховщиком выплаты страховых сумм страховщик из собственных средств выплачивает выгодоприобретателю неустойку в размере 1% страховой суммы за каждый день просрочки. Ранее был предусмотрен штраф (п. 4 ст. 11 Закона N 52-ФЗ). Данная выплата производится выгодоприобретателю независимо от места его жительства, места прохождения им военной службы, службы, военных сборов страховщиком на территории РФ в российских рублях способами, предусмотренными договором страхования (п. 3 ст. 11 Закона N 52-ФЗ). Названная выплата осуществляется независимо от сумм, причитающихся выгодоприобретателям по другим видам договоров страхования, за исключением случаев, установленных п. 2.1 ст. 11 Закона N 52-ФЗ, введенным Законом N 165-ФЗ. В поименованном пункте сказано: если жизнь и здоровье застрахованных лиц подлежат обязательному государственному страхованию также в соответствии с другими федеральными законами и (или) иными нормативными правовыми актами РФ, то страховые суммы выплачиваются выгодоприобретателям по их выбору только по одному основанию.
В заключение отметим, что финансирование расходов на обязательное государственное страхование осталось прежним. В силу п. 1 ст. 8 Закона N 52-ФЗ данное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых страхователям на эти цели из соответствующих бюджетов. Обязательное государственное страхование военнослужащих, направленных в порядке, предусмотренном законодательством РФ, не на воинские должности без приостановления им военной службы, и лиц, прикомандированных в порядке, предусмотренном законодательством РФ, осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели соответствующим федеральным органам исполнительной власти, которыми направлены или от которых прикомандированы указанные военнослужащие и лица (п. 2 ст. 8 Закона N 52-ФЗ).
Е. Соболева,
эксперт журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
*(2) Постановление Правительства РФ от 12.04.2013 N 333 "Об индексации в 2013 году размеров отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, гражданам, уволенным с военной службы (службы), и гражданам, проходившим военные сборы".
*(3) Постановление Правительства РФ от 29.07.1998 N 855 "О мерах по реализации Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"