Между садоводческим некоммерческим товариществом (СНТ) и энергоснабжающей организацией заключен договор о поставке электроэнергии. Учет количества электроэнергии, принятой СНТ от энергоснабжающей организации, осуществляется общим прибором учета на границе балансовой принадлежности. Учет количества электроэнергии, поставленной членам СНТ, производится в разрезе каждого потребителя по имеющимся у них индивидуальным приборам учета. Помимо оплаты электроэнергии на личное потребление, члены СНТ оплачивают электроэнергию, потребленную на общие нужды СНТ. Начисление платы и оформление платежных документов осуществляются бухгалтерией СНТ. Договоры энергоснабжения непосредственно с потребителями, членами СНТ, энергоснабжающей организацией не заключались. Согласно договору энергоснабжающая организация имеет право прекратить подачу электроэнергии СНТ при общей задолженности в размере 50 тыс. руб. При появлении такой задолженности энергоснабжающая организация прекратила подачу электроэнергии всем членам СНТ. Задолженность возникла в результате неоплаты электроэнергии отдельными членами СНТ.
Соответствует ли закону условие договора о прекращении подачи электроэнергии СНТ, ведь при этом остаются без электроэнергии и добросовестные плательщики?
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК РФ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 66-ФЗ от 15.04.1998 "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садоводческое некоммерческое товарищество (далее - СНТ, товарищество) является некоммерческой организацией, учрежденной гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Согласно ст. 7 данного закона товарищество вправе осуществлять действия, необходимые для достижения целей, предусмотренных названным законом и уставом СНТ, а также заключать договоры.
Порядок заключения и расторжения договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии) между потребителями и энергосбытовыми организациями урегулирован нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии". Не допускается принятие иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения (п. 4 ст. 37 Закона об электроэнергетике).
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п. 1 ст. 539 ГК РФ). Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии в порядке, определенном законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ст. 544 ГК РФ).
Порядок и основания ограничения режима потребления электрической энергии путем сокращения объемов или временного прекращения подачи энергии установлены п. 2 и п. 3 ст. 546 ГК РФ. Так, в соответствии с п. 2 ст. 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Соответствующие положения о порядке ограничения режима потребления электрической энергии закреплены в Правилах полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442). Подпунктом "б" п. 2 названных Правил N 442 в числе обстоятельств, при наступлении которых вводится ограничение режима потребления электрической энергии в отношении потребителей - юридических лиц, указано неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих обязательств по оплате электрической энергии, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, либо к образованию задолженности потребителя перед энергоснабжающей организацией в размере, установленном в договоре.
Из анализа вышеуказанных норм права следует, что стороны договора энергоснабжения, одной из которых является потребитель - юридическое лицо (СНТ), вправе включить в данный договор условия о полном или частичном ограничении подачи электрической энергии в случае образования задолженности потребителя перед энергоснабжающей организацией в размере, установленном в договоре энергоснабжения.
Однако отметим, что, на наш взгляд, подобные положения договора могут предусматривать полное или частичное ограничение подачи электрической энергии в случае образования задолженности СНТ перед энергоснабжающей организацией только в отношении объектов, принадлежащих непосредственно СНТ, но не в отношении жилых домов членов СНТ. Объясним почему.
Так, при наличии в садоводстве жилых домов обеспечение их электрической энергией является коммунальной услугой в том смысле, который придается этому понятию жилищным законодательством, в том числе п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). Соответственно, СНТ в такой ситуации будет исполнителем коммунальной услуги, а собственники жилых домов - ее потребителями. Ведь согласно п. 10 Правил N 354 условия предоставления коммунальных услуг по электроснабжению собственнику жилого дома могут определяться не только в договорах электроснабжения, заключаемых собственником жилого дома с соответствующей ресурсоснабжающей организацией, но и в договоре о предоставлении коммунальных услуг по электроснабжению*(1), заключаемом собственником жилого дома с организацией, в том числе и некоммерческой, которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор электроснабжения с соответствующей энергоснабжающей организацией.
В такой ситуации согласно п. 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, СНТ выступает в качестве покупателя электрической энергии, а собственники жилых домов - в качестве ее потребителей.
В то же время пунктом 20 Правил N 442 предусмотрено, что введение ограничения режима потребления в отношении граждан-потребителей коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством РФ. Такие основания и порядок предусмотрены в разделе XI Правил N 354. Применительно к рассматриваемому вопросу образование задолженности СНТ перед энергоснабжающей организацией, в том числе в размере, установленном в договоре энергоснабжения, в число таких оснований не входит. В этой связи смотрите, например, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2010 N 15АП-11303/2010 по делу N А53-12674/2010, с которым можно ознакомиться в банке судебных решений по адресу: http://sudact.ru/.
Кроме того, пунктами 117-118 Правил N 354 предусмотрено, что ограничение или приостановление предоставления коммунальной услуги в связи с неполной оплатой возможно только с предварительным уведомлением об этом потребителя через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в разделе XI Правил N 354. При этом под неполной оплатой понимается наличие у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 3 месячных размеров платы за данную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса.
Таким образом, введение ограничения режима потребления в отношении собственников жилых домов в СНТ возможно только при наличии у каждого из них*(2) задолженности по оплате электроэнергии более чем за 3 месяца при условии их предварительного уведомления, направленного через 30 дней после письменного предупреждения. Положения договора энергоснабжения, которые бы предусматривали иные основания и порядок введения ограничения режима потребления в отношении указанных лиц, на наш взгляд, будут противоречить действующему законодательству.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
11 декабря 2013 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) По смыслу п. 30 Правил N 354 договор о предоставлении коммунальных услуг по электроснабжению между исполнителем коммунальной услуги и собственником жилого дома необязательно должен быть заключен в письменной форме - он считается заключенным в том числе путем совершения потребителем конклюдентных действий (потребления электроэнергии). Такой договор действует с даты начала предоставления услуги по электроснабжению.
*(2) В любом случае статья 38 Закона об электроэнергетике запрещает ограничение режима потребления электрической энергии в отношении потребителей, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством РФ и соглашением сторон обязательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.