Муниципальное автономное учреждение, являющееся спортивной школой, за счет средств от приносящей доход деятельности приобрело оборудование в тренажерный зал. Оборудование необходимо для оказания дополнительных платных услуг и не используется в процессе выполнения муниципального задания. Может ли это имущество не закрепляться за учреждением учредителем и не вноситься в перечень особо ценного движимого имущества? Если имущество все-таки должно быть закреплено, сохранит ли учреждение право самостоятельно им распоряжаться? Какие конкретно действия учреждение вправе совершать с этим оборудованием?
С одной стороны, согласно федеральному законодательству об автономных учреждениях АУ имеет право самостоятельно распоряжаться тем имуществом, которое не относится к недвижимому и особо ценному движимому имуществу, закрепленному за АУ учредителем или приобретенным АУ за счет средств, выделенных на эту цель (ч. 2 ст. 3 Закона N 174-ФЗ). С другой стороны, в силу того же законодательства любое имущество автономного учреждения закрепляется за ним учредителем на праве оперативного управления (ч. 1 ст. 3 Закона N 174-ФЗ).
Следовательно, и то имущество, которое автономное учреждение приобрело за счет средств от оказания платных услуг, должно закрепляться за ним учредителем на праве оперативного управления.
При этом ничто не мешает учредителю отнести рассматриваемое имущество к категории особо ценного движимого. Если до 2011 года в правилах отнесения имущества к данной категории существовала норма о том, что к особо ценному движимому не может быть отнесено имущество, приобретенное АУ за счет доходов, полученных от осуществляемой в соответствии с уставом деятельности*(1), то в действующих правилах такой нормы нет*(2). Иными словами, руководствуясь действующей нормой о том, что к "особо ценной" категории может быть отнесено движимое имущество, без которого осуществление автономным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено, учредитель на практике имеет возможность отнести к данной категории абсолютно любое движимое имущество, даже если его балансовая стоимость меньше установленного порога*(3).
Примечание. Аутсорсинг закупочных процедур - передача полномочий на ведение закупок конкурсному агентству, созданному в структуре учредителя, - прямо не предусматривается, но и не запрещается законодательством о закупках. В свою очередь, законодательство о контрактной системе позволяет сделать это в рамках централизованных закупок.
Таким образом, решение рассматриваемого вопроса целиком зависит от позиции и воли учредителя, а именно его стремления либо ограничить права автономного учреждения в распоряжении имуществом, либо, наоборот, расширить эти права.
Что касается понятия "распоряжение имуществом", в федеральном законодательстве не содержится четких определений. Поэтому ориентироваться здесь можно лишь на словарное определение - в частности, такое распоряжение представляет собой "передачу, продажу, сдачу в аренду, самостоятельное использование имущества"*(4).
К.Г. Чагин,
консультант по социальной политике Института экономики города
1 апреля 2014 г.
"Руководитель автономного учреждения", N 4, апрель 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 31.05.2007 N 337 "О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения" (утратило силу с 1 января 2011 года).
*(2) Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества" (далее - Постановление N 538).
*(3) Подпункты "а" и "б" п. 4 Постановления N 538.
*(4) Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - М.: Инфра-М, 1999.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"