Государственное автономное учреждение является исполнителем Федерального закона от 18.07.2011 N 223-Ф3 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-Ф3) и должно руководствоваться им при всех закупках, кроме закупок за счет субсидий на капитальные вложения. В последнем случае мы обязаны применять Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Однако финансовый орган субъекта РФ считает, что капитальные вложения - это вложения в любые основные средства, поэтому в рамках Закона N 44-ФЗ должны приобретаться все основные средства (в том числе закупаемые за счет субсидии, выделенной на выполнение государственного задания). Просим разъяснить ситуацию.
Как уже указано в вопросе и следует из норм ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, автономные учреждения применяют положения законодательства о контрактной системе при выделении им из бюджета соответствующего уровня средств на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности. Данная норма распространяется на планирование, а также осуществление (определение подрядчика и заключение с ним гражданско-правового договора) закупки, проводимой за счет субсидии на капвложения.
Руководствоваться законодательством о контрактной системе АУ обязано и при передаче ему органом власти полномочий государственного (муниципального) заказчика (ч. 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ) - эти полномочия передаются в целях осуществления учреждением бюджетных инвестиций (ч. 4 ст. 79 БК РФ).
Другие случаи распространения законодательства о контрактной системе на автономные учреждения не предусмотрены.
Отметим, что в ст. 15 Закона N 44-ФЗ и ст. 78.2, 79 БК РФ говорится не о капитальных вложениях в целом, а о конкретном их виде - капвложениях в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности. Определение таких объектов дано в п. 10 ч. 1 ГрК РФ: к ним относятся здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. В то же время понятие "капитальные вложения" уточняется в положениях ст. 78.2, 79 БК РФ: эти вложения ведут к последующему увеличению стоимости основных средств и помимо строительства объекта могут направляться в его реконструкцию (в том числе с элементами реставрации) и техническое перевооружение.
Таким образом, автономное учреждение должно применять нормы Закона N 44-ФЗ лишь при покупке, строительстве или качественном улучшении недвижимого имущества, а финансирование на это оно может получить только в виде субсидии на капвложения или бюджетных инвестиций. Однако федеральное законодательство не содержит указаний на то, чтобы АУ руководствовалось Законом N 44-ФЗ при закупке иных основных средств (движимого имущества). Для этого существуют формы субсидии на иные цели и субсидии на выполнение государственного задания.
Вместе с тем на практике проблема разграничения сфер действия законов N 223-ФЗ и 44-ФЗ решается не так однозначно, как предписывается федеральным законодательством. В этом вопросе субъекты РФ идут разными путями.
Первый из них - расширение понятия "капвложения в объекты государственной собственности". Например, Правительство Москвы в Постановлении от 28.01.2014 N 28-ПП*(1) установило, что капвложения осуществляются (в том числе подведомственными автономными учреждениями) в следующих целях:
- возведение объектов капитального строительства, включая создание и (или) приобретение основных средств, входящих в сметную стоимость указанного объекта (в том числе приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря);
- реконструкция, в том числе с элементами реставрации, объектов капстроительства, находящихся в собственности субъекта РФ, включая создание и (или) приобретение основных средств, входящих в сметную стоимость объекта (в том числе приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря);
- приобретение объектов недвижимого имущества.
Как видим, в данном случае субсидии на капвложения (бюджетные инвестиции), расходуемые в соответствии с Законом 44-ФЗ, могут направляться не только на возведение здания, но и на обеспечение его техникой и иным необходимым для функционирования здания оборудованием. Однако здесь приобретение основных средств не выходит за рамки субсидии на капвложения.
Второй путь, который избрали некоторые регионы, - распространение на автономные учреждения законодательства о контрактной системе помимо осуществления ими капвложений. Напомним, что в прошлом, до вступления в силу Закона N 223-ФЗ, такая практика уже существовала. В частности, подобным образом поступили Республика Татарстан*(2) и Пермский край*(3), посчитав, что подведомственные АУ должны расходовать бюджетные средства в соответствии с действовавшим на тот момент Законом N 94-ФЗ*(4).
Сегодня тоже существуют случаи распространения законодательства о контрактной системе на текущую закупочную деятельность АУ. Так, согласно Постановлению Кабинета министров Республики Татарстан от 06.12.2012 N 1060*(5) автономные учреждения передают полномочия на закупку отдельных видов товаров республиканскому управлению государственных закупок, а оно, в свою очередь, осуществляет централизованное размещение заказов в соответствии с Законом N 94-ФЗ (в настоящее время - Законом N 44-ФЗ). В перечень товаров входят в том числе некоторые основные средства: компьютеры, оргтехника, транспортные средства, мебель и бытовая техника. А обязанности АУ заключаются в своевременном формировании электронных заявок на закупки, предоставлении информации для обоснования начальной (максимальной) цены и подписании гражданско-правовых договоров, заключенных по результатам закупки.
Данный нормативный акт указывает, что закупки производятся для нужд АУ, но не определяет, за счет каких источников это делается. Следовательно, можно предположить, что перечисленные в постановлении основные средства должны приобретаться по установленным правилам во всех случаях - как за счет субсидий на иные цели и выполнение государственного задания, так и за счет доходов от внебюджетной деятельности.
Из сказанного можно сделать следующий вывод. Автономному учреждению, у которого возникли разногласия с финансовым органом по поводу сфер применения законов N 223-ФЗ и 44-ФЗ, прежде всего следует ориентироваться на нормативные акты, изданные в его регионе. Если такие документы существуют и в них предписывается руководствоваться в тех или иных случаях законодательством о контрактной системе, АУ необходимо исполнять данные нормы. Если соответствующих нормативных актов нет, учреждение может попытаться убедить вышестоящий орган в своей правоте.
Г.Г. Зайцева,
главный редактор журнала "Руководитель автономного учреждения"
1 апреля 2014 г.
"Руководитель автономного учреждения", N 4, апрель 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) "Об утверждении Порядка осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности города Москвы и внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 8 декабря 2011 г. N 587-ПП".
*(2) Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 17.03.2008 N 161 "О комплексе мер, направленных на оказание содействия финансово-хозяйственной деятельности автономных учреждений Республики Татарстан" (утратило силу).
*(3) Постановление Правительства Пермского края от 20.08.2008 N 349-п (в ред. от 18.01.2010) "Об утверждении Положения об осуществлении исполнительными органами государственной власти Пермского края функций и полномочий учредителя краевого государственного автономного учреждения".
*(4) Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
*(5) "Об организации централизованного размещения заказов на поставку отдельных видов товаров для нужд автономных учреждений Республики Татарстан".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"