Муниципальный орган при определении размера среднего заработка муниципального служащего в целях расчета отпускных учел выплату, поименованную в положении о денежном содержании муниципальных служащих соответствующего муниципального образования как "материальная помощь", выплачиваемую за счет средств фонда оплаты труда муниципальных служащих. Данная выплата осуществляется в пользу всех муниципальных служащих указанного органа в одинаковых размерах. Правомерны ли действия муниципального органа по учету такой выплаты при расчете среднего заработка?
Действия муниципального органа по учету такой выплаты при расчете среднего заработка при рассматриваемых обстоятельствах следует признать правомерными.
Обоснование. В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальному служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности муниципальной службы и денежного содержания, размер которого определяется в порядке, установленном трудовым законодательством для исчисления средней заработной платы.
Исходя из положений ч. 1 и 2 ст. 139 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных ТК РФ, устанавливается единый порядок ее исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
Так, на основании п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (далее - Положение), для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.
К таким выплатам относятся в том числе:
- денежное содержание, начисленное муниципальным служащим за отработанное время (подпункт "е");
- премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда (подп. "н");
- другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя (подп. "о").
При этом в силу п. 3 Положения не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.).
Что именно понимать под "материальной помощью" в целях применения Положения оно не разъясняет. В то же время по условиям вопроса выплата, поименованная как "материальная помощь", закреплена у соответствующего работодателя в положении о денежном содержании муниципальных служащих соответствующего муниципального образования, выплачивается за счет средств фонда оплаты труда муниципальных служащих и осуществляется в пользу всех муниципальных служащих указанного органа в одинаковых размерах регулярно. При этом, по мнению эксперта, само название выплаты особого значения не имеет.
Данный вывод подтверждает определение Ростовского областного суда от 26.01.2012 N 331042, по обстоятельствам которого суд пришел к выводу, что поскольку гражданин является муниципальным служащим, на него распространяется действие областного закона Ростовской области от 09.10.2007 N 786-ЗС "О муниципальной службе в Ростовской области", согласно ст. 7 которого оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из дополнительных выплат, среди которых поименована материальная помощь. Кроме того, было установлено, что названная материальная помощь муниципальным служащим не является социальной выплатой, а относится к их денежному содержанию и выплачивается ежемесячно в одинаковом размере всем муниципальным служащим.
Следовательно, применительно к рассматриваемому вопросу отсутствуют основания отнесения рассматриваемой выплаты к имеющим социальный характер выплатам, т.е. правомерно ее учитывать при расчете среднего заработка муниципального служащего, поскольку данная выплата предусмотрена системой оплаты труда у рассматриваемого работодателя.
Л.Л. Горшкова,
руководитель ООО "Центр методологии
бухгалтерского учета и налогообложения"
15 января 2014 г.
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 2, январь 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).