Индивидуальный предприниматель реализует товары через интернет-магазин. При каких условиях покупатели могут вернуть товар надлежащего качества в магазин?
Продажа товара через интернет-магазин относится к дистанционной торговле.
В соответствии с пунктом 2 статьи 497 ГК РФ под дистанционным способом продажи товара подразумевается заключение договора розничной купли-продажи без непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при его заключении.
При указанном способе торговли покупатель выбирает товар лишь на основании ознакомления с его описанием посредством:
каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков;
средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и др.);
иных способов.
Аналогичное положение предусмотрено пунктом 1 статьи 26.1 Закона РФ от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1).
В момент доставки товара потребителю должна быть в письменной форме предоставлена информация о товаре, порядке и сроках его возврата.
Согласно пункту 4 статьи 26.1 Закона N 2300-1 потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней.
В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.
Обратите внимание: возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. При этом отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.
При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.
Стоит заметить, что потребитель не вправе отказаться только от того товара надлежащего качества, который имеет индивидуально-определенные свойства и может быть использован исключительно только им.
Других ограничений для возврата товара статья 26.1 Закона N 2300-1 не содержит. То есть применение Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации*(1), неправомерно. Связано это с тем, что указанный перечень создавался во исполнение статьи 25 "Право потребителя на обмен товара надлежащего качества" Закона N 2300-1.
Ведущие эксперты в бухгалтерии ИП
1 января 2014 г.
"Бухгалтерия ИП", N 1, январь 2014 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену, утвержден постановлением Правительства РФ от 19.01.98 N 55.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерия ИП"
"Бухгалтерия ИП" - единственный журнал для индивидуального предпринимателя и его бухгалтера. Обеспечивает бесплатную правовую поддержку посредством нормативно-правовых документов, сервисов, шаблонов, консультаций.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-33405 от 09.10.2008 г.