Допуск на подъем: объединение лифтовиков неизбежно
В России следует восстановить правовой статус специализированных лифтовых организаций. О необходимости этой меры говорят как данные статистики в целом по стране, так и очевидные факты, с которыми ежедневно сталкивается каждый, кто пользуется лифтом. Одним из практических шагов по повышению эффективности лифтового хозяйства и укреплению безопасности его эксплуатации может стать саморегулирование в отрасли.
Скажем, для северной столицы проблема, связанная с лифтами, а точнее - с их состоянием, особенно актуальна по сравнению с другими городами. По данным Ростехнадзора, сегодня в Петербурге действуют порядка 44 тысяч лифтов, из них примерно 32 тысячи - в жилых домах. Около 40% подъемных устройств уже выработали свой ресурс, но при этом продолжают использоваться. На этом фоне число лифтов, которые требуют замены или ремонта, растет с каждым годом приблизительно на 1200 единиц. Острее всего эта проблема ощущается в историческом центре города. В зданиях постройки XVIII - начала XX веков лифты по понятным причинам не предусматривались, а когда уже в советское время дело дошло до повсеместного внедрения подъемников, шахты для них в старых домах стали пристраивать к стенам с внешней стороны. Такого рода оборудование требует полной замены практически везде, где оно есть.
Уже несколько лет в Петербурге действует городская программа по модернизации лифтов, но со своей задачей она справляется с большим трудом, не успевая за необходимостью. Иными словами, сил и средств в рамках реализации программы хватает лишь на то, чтобы "очередь из лифтов" не росла - а выйти на опережающие темпы реконструкции не получается.
Новые лифты, которые устанавливаются в Петербурге, выпускают несколько компаний, среди них есть и филиалы зарубежных фирм. При выборе поставщика городские коммунальщики руководствуются соображениями безопасности для пассажиров, а также надежности оборудования в целом и устойчивости от вандализма в частности. "В тренде" сегодня и энергоэффективность.
В сентябре 2013 года ряд депутатов Законодательного собрания Петербурга направил запрос в адрес губернатора Георгию Полтавченко, в очередной раз заявив о необходимости выделения из бюджета дополнительных денег для обследования лифтов в многоквартирных домах города. Парламентарии обратили особое внимание на то, что использование лифтов с истекшим сроком эксплуатации прямо угрожает жизни и здоровью более миллиона петербуржцев. При этом, только по приблизительным подсчетам, для замены всех питерских лифтов, отработавших свой срок, нужно не менее 20 миллиардов рублей.
Техрегламенты: нюанс или нонсенс?
Проблемы в сфере обслуживания лифтового хозяйства связаны сегодня далеко не только с их техническим состоянием. Постоянные изменения в законодательстве, зачастую не согласованные друг с другом в силу квалификации составителей проектов, приводят к тому, что профессиональное сообщество практически оказывается парализованным. В лучшем случае оно попадает "меж двух огней", а в худшем - вообще вне правового поля: прежние нормы уже не действуют, а новых либо еще нет, либо работать по ним невозможно, т.к. одни из них противоречат другим.
Одна из таких проблем возникла в области правового регулирования выполнения работ по техническому обслуживанию подъемных устройств. С октября 2010 года, когда вступило в силу постановление Правительства РФ от 2 октября 2009 года N 782 "Об утверждении технического регламента о безопасности лифтов", минимально необходимые требования к безопасности лифтов при их проектировании, производстве, монтаже, эксплуатации, модернизации и утилизации устанавливались данным техническим регламентом. Между тем постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2012 года N 1175 действие указанного регламента было прекращено с 15 февраля 2013 года. Параллельно решением Комиссии Таможенного Союза от 18 октября 2011 года N 824 был утвержден технический регламент Таможенного Союза ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов". Таким образом, на протяжении почти полутора лет одновременно действовали два документа, определить приоритетность которых с правовой точки зрения крайне затруднительно. А как юридическая казуистика в условиях российской действительности способна отражаться на качестве выполняемых работ, объяснять не нужно никому.
Так или иначе, но методы исполнения требований техрегламентов на каждом этапе жизненного цикла лифтов определяются национальными стандартами или стандартами саморегулируемых организаций. Обеспечивать безопасную работу подъемного устройства должна специализированная организация, оказывающая услуги по техническому обслуживанию лифтов. Именно поэтому представителям сообщества управляющих недвижимостью стоит обратить внимание на проблемы законодательного регулирования в лифтовой сфере, - считает Виктор Тишин, президент Национального союза лифтовых саморегулируемых организаций (НСЛ СРО).
Эти вопросы среди прочих обсуждались на прошедшем в минувшем году в Москве III Всероссийском Съезде лифтовиков. Как заявляли его организаторы из Национального Лифтового Союза (НЛС), форум был призван способствовать дальнейшему развитию передового профессионального лифтового сообщества и значительно укрепить позиции и возможности лифтовиков в усилении влияния на осуществление перспективных процессов укрепления отрасли.
В частности, участники съезда констатировали процесс консолидации лифтового сообщества под эгидой НЛС. В частности, в его состав вошло НП СРО "Межрегиональное объединение лифтопроизводителей". Всего на данный момент в Союз входят более 1500 специализированных лифтовых предприятий и других профильных организаций с общей численностью личного состава около 60 тысяч человек.
По словам президента НЛС Владимира Котельникова, усилиями Союза удалось обратить внимание власти и общества на проблемы, вызванные вступлением в силу техрегламента Таможенного союза "Безопасность лифтов". Результатом активных действий Союза, по мнению его руководителя, можно считать принятие постановления Правительства РФ от 13 мая 2013 года N 407 "Об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля" в редакции, отражающей интересы лифтовиков. Владимир Котельников обещает, что и впредь НЛС будет заниматься разработкой нормативных актов, регламентирующих порядок страхования лифтов и расследования причин аварий на опасных объектах.
Стандарт - барьер для мошенников
Эксплуатация лифтов в многоквартирных домах осуществляется при тесном взаимодействии управляющих и специализированных лифтовых организаций. Безопасность пассажиров входит в сферу ответственности обеих сторон. Учитывая это, работникам жилищной сферы сегодня следует обратить внимание на вопросы стандартизации в лифтовой сфере, - продолжает Виктор Тишин. По его словам, в Национальном союзе лифтовых СРО считают, что переход от лицензирования специализированных лифтовых организаций к их саморегулированию несет в себе ряд неоспоримых преимуществ. Среди них - то, что в значительной степени купируется коррупционная составляющая, существенно проще становится отзыв разрешительных документов у недобросовестного исполнителя работ, а также ставится известный барьер перед откровенными мошенниками - "однодневками".
Очевидно, что стандарты или своды правил, разрабатываемые СРО, должны детально описывать порядок оценки соответствия лифтов при вводе их в эксплуатацию и в ее процессе, а также конкретизировать требования технического регламента к особенностям устройства и количественным характеристикам лифтов. Однако, в соответствии с Федеральным законом N 184 от 27 декабря 2002 года "О техническом регулировании", перечень документов в области стандартизации, обеспечивающих соблюдение обязательных требований технического регламента о безопасности лифтов, применяется на добровольной основе. В такой ситуации на рынок технического обслуживания лифтов имеют возможность выйти организации, бюджет которых не позволяет разработать стандарты и содержать материальную базу для их исполнения. Как следствие, они не способны обеспечить требуемую безопасность при эксплуатации подъемных устройств.
К примеру, Ассоциация делового сотрудничества "СО "Лифтсервис", объединяющая предприятия по техобслуживанию лифтов и входящая в состав Национального союза лифтовых СРО, разработала собственный стандарт. Данный документ определяет все нормы и схемы, подробно описывает технологию осуществления работ и плановых осмотров. Стандарт прошел государственную экспертизу и получил положительное заключение Технического комитета по стандартизации - ТК 209.
К сожалению, примеру АДС "СО "Лифтсервис" последовали далеко не все организации, занятые в сфере сервисного обслуживания лифтов. Пресловутый принцип добровольности разработки стандартов СРО привел к тому, что лифты зачастую стали обслуживать организации, не имеющие специальной базы и квалифицированного персонала. Прекрасно понимая, что работа без стандарта возможна лишь "до первого столба", недобросовестные подрядчики стараются в кратчайшие сроки получить максимальные прибыли путем расширения клиентуры за счет снижения цен. В результате имеет место массовое введение в заблуждение заказчиков, не обладающих специальными знаниями в области организации работ по техническому обслуживанию подъемных устройств. ТСЖ и ЖСК, таким образом, оказываются дезинформированными и могут понести непредвиденные риски. При этом им стоит знать, что при аварии они рискуют разделить ответственность с подрядчиками, поскольку отвечают за эксплуатацию лифта.
Поэтому НСЛ СРО выступает за введение для лифтовых организаций обязанности получать заключение Технического комитета по стандартизации - ТК 209 при выборе или разработке стандарта. Также желательны были бы дополнительные гарантии в виде членства в саморегулируемой организации.
Проблема - не только в регламентах
Таким образом, глава НСЛ СРО Виктор Тишин делает акцент прежде всего на правовой и технической стороне работы. Между тем не все профильные специалисты считают правильными процессы, идущие в лифтовой отрасли именно с точки зрения саморегулирования.
По мнению президента ассоциации "Русь-Лифтсервис" Бориса Скрипки, вариант объединения с наименьшими потерями для лифтовиков, предлагавшийся Национальной Лигой предприятий лифтовой и коммунальной инфраструктуры, пока не удался:
"У многих лифтовиков было стремление оставить в структуре лифтовой отрасли монтаж и наладку лифтов. Тем не менее, сегодня эти виды деятельности попали в структуру строительных организаций. Согласно Федеральному Закону от 22 июля 2008 года N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", организации должны иметь разрешение на проведение монтажных и наладочных работ. Но лицензии отменены - и получается, что ремонт и обслуживание лифтов регулирует только ФЗ-315 "О СРО", а монтаж, наладка и частично другие работы отошли к строителям и регулируются ФЗ-148.
Это был очень неприятный момент, потому что никто не знал, куда идти. К строителям? У них вступительный взнос и компенсационный фонд очень большие - свыше 300 тысяч рублей. А обслуживанием и ремонтом лифтов в основном занимаются организации малого и среднего бизнеса. Они, может, и хотели бы вступить - но таких денег у них просто нет. Кроме того, не состоящим в СРО организациям тяжело конкурировать с коллегами, поскольку для участия в конкурсах и в ходе определения объемов работ условие членства в саморегулируемой организации практически наверняка обязательно.
Легче стало работать после выхода постановления Правительства N 457, которое дало право создавать саморегулируемые организации с малыми объемами, где размер компенсационного фонда - не 300 тысяч, как у строителей, а от трех тысяч и выше".
Сейчас процесс создания СРО оживился. Уже в ближайшие месяцы должны быть открыты региональные и территориальные саморегулируемые организации по ремонту и техническому обслуживанию лифтов. Хотелось бы, чтобы в эти СРО вошли и инженерные центры, ибо именно они в конечном счете проверяют, как лифт отремонтирован.
Известно, что не только в лифтовой, но и других отраслях наметился путь к саморегулированию. В Ассоциации "Русь-Лифтсервис" сейчас около 25 членов, и чем больше их будет, тем лучше. Легче будет работать и с организационной точки зрения - в соответствии с ФЗ-315 контролировать членов СРО должен серьезный аппарат, который, в свою очередь, подлежит контролю со стороны Ростехнадзора, прокуратуры, и, как сказано в Законе, "других надзорных организаций".
При этом остается актуальной угроза растаскивания лифтовой отрасли. По мнению Бориса Скрипки, в свое время были неправильно прописаны коды ОКВЭД - монтаж и наладка лифтов отнесли к кодам, которые использовали строители, а сами коды были составлены неправильно. Сегодня создана специальная комиссия, которая выходит на организацию, занимающуюся ОКВЭД, чтобы с учетом изменений кодов вывести из ведения строителей монтаж и наладку лифтов. Руководство Национальной Лиги и члены Рабочей комиссии Национального Конгресса работников лифтовой отрасли сейчас активно работают над этим.
Основу отрасли составляют организации, которые занимаются ремонтом и обслуживанием лифтов, а также изготовители. Стоит отметить, что в Устав Российского лифтового объединения сейчас вносятся изменения, касающиеся как раз ремонтных, сервисных и инженерных работ. И это очень важно.
Несмотря на проблемы нормативного и организационного характера, лифтовая отрасль будет существовать. И хотя еще имеются некоторые разногласия среди лифтовиков, в конце концов, все примут разумное решение объединяться. СРО - это большая ответственность, и далеко не каждый готов взять ее на себя. Поэтому предприятиям из регионов, даже дальних, выгоднее сложиться, приехать в центр, внести деньги, вступить в саморегулируемую организацию и получить необходимые допуски на те виды деятельности, которые они должны выполнять при ремонте и обслуживании лифтов.
С. Скворцов
"Саморегулирование & Бизнес", N 1, январь 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Саморегулирование & Бизнес"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-44027 от 01.03.2011 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Журнал освещает вопросы перехода профессиональных рынков России на саморегулирование, законодательство в сфере саморегулирования, финансово-экономические аспекты деятельности СРО, рассказывает об опыте создания и функционирования СРО в различных сферах деятельности
Издание выходит при поддержке Министерства регионального развития РФ.