Организация осуществляет оптовую торговлю лекарственными средствами и доставляет их в лечебные учреждения края, доставка происходит в течение 2-3 дней. Для этих целей у организации есть автотранспортный отдел. Принимая водителей на работу, организация доплачивает за разъездной характер работы и экспедирование. Водителям разъездной характер работы не установлен, вместе с тем им установлена доплата за разъездной характер. При этом в табелях учета рабочего времени ставится буквенный код командировки, издается приказ о направлении в командировку, выдается командировочное удостоверение и выдаются суточные.
Правомерно ли организация при таком характере работы оформляет командировку водителям при доставке лекарственных средств?
Служебной командировкой в силу ст. 166 ТК РФ признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. На время служебной командировки работнику гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (ст. 167 ТК РФ).
Согласно той же ст. 166 ТК РФ служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
По смыслу приведенных норм, во время командировки работник выполняет не свою трудовую функцию, определенную трудовым договором, а отдельное служебное поручение.
В рассматриваемом случае водители, совершая регулярные поездки в другие города, фактически продолжают выполнять свою основную трудовую функцию.
Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее - Положение). В соответствии с п. 15 Положения время управления автомобилем независимо от маршрута является рабочим временем водителя.
Таким образом, все время управления автомобилем до другого населенного пункта и обратно является для водителя работой и не может быть квалифицировано как время проезда к месту, где выполняется служебное поручение, и возвращения назад.
Следовательно, регулярные поездки водителей в другие населенные пункты в связи с выполнением ими трудовой функции не являются командировками (смотрите, например, кассационное определение СК по гражданским делам Волгоградского областного суда от 26.05.2011 по делу N 33-6776/11, определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 25.10.2011 по делу N 33-24126). Их следует расценивать как работу в пути.
Поскольку служебная поездка сотрудника, постоянная работа которого осуществляется в пути, не является командировкой и время нахождения в этой поездке считается обычным рабочим временем, в табеле учета рабочего времени в дни служебных поездок проставляются явки; работнику начисляется не средний заработок, а заработная плата с учетом всех доплат и надбавок в соответствии с действующей в учреждении системой оплаты труда.
Кроме того, работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель обязан возмещать связанные со служебными поездками:
- расходы по проезду;
- расходы по найму жилого помещения;
- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
- иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.
Размеры и порядок возмещения указанных расходов устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 168.1 ТК РФ).
Исходя из положений части второй ст. 168.1 ТК РФ коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами также должен быть установлен перечень работ, профессий, должностей работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер.
Поскольку профессия водителя однозначно предполагает, что работа осуществляется в пути, ее следует включить в указанный выше перечень согласно положениям ст. 168.1 ТК РФ.
В заключение отметим, отсутствие указания в трудовом договоре о том, что работа осуществляется в пути, или о разъездном характере работы само по себе не свидетельствует о том, что такой характер работы отсутствует. Иной подход, как представляется, не соответствовал бы смыслу нормативного регулирования предоставления соответствующих гарантий работникам с особым характером работ, поскольку фактически позволял бы работодателю по собственному усмотрению решать вопрос о предоставлении либо непредоставлении соответствующих гарантий посредством признания или соответственно отрицания особого характера работ у отдельных категорий работников в актах локального регулирования (трудовых договорах и т.д.).
Иными словами, при определении наличия или отсутствия факта осуществления постоянной работы в пути или разъездного характера работ необходимо исходить не только из формальных признаков (закрепления такого условия в трудовом договоре, локальном нормативном акте и т.д.), но также, и в первую очередь, из того, наличествуют ли признаки осуществления работы в пути либо разъездного характера работ фактически (смотрите, например, упомянутое выше определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 25.10.2011 по делу N 33-24126).
При фактическом наличии разъездного характера работ либо осуществлении работы в пути отсутствие указания в трудовом договоре об этом является нарушением трудового законодательства, поскольку такое условие является обязательным для включения в трудовой договор (часть вторая ст. 57 ТК РФ), и может повлечь административную ответственность, предусмотренную ст. 5.27 КоАП РФ. Поэтому условие о разъездном характере работ целесообразно включить в условия трудовых договоров с данными работниками, например, путем подписания соответствующего дополнительного соглашения к трудовому договору.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Медведь Светлана
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена
14 января 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.