Инструмент поддержания ликвидности счетов региональных и местных бюджетов
Современную казначейскую систему невозможно представить без развития и применения новых современных инструментов и оказания дополнительных услуг клиентам. Одним их таких инструментов может быть привлечении остатков средств бюджетных и автономных учреждений для поддержания ликвидности счетов региональных и местных бюджетов.
Направлений совершенствования функциональной деятельности Федерального казначейства достаточно много. Одной из стратегических задач Федерального казначейства Российской Федерации является повышение качества кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и учета операций со средствами неучастников бюджетного процесса. В части решения этой задачи финансовым органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований предоставляется дополнительный инструмент по поддержанию ликвидности счетов региональных и местных бюджетов.
В процессе исполнения региональных бюджетов и бюджетов муниципальных образований периодически возникает так называемый временный кассовый разрыв.
Это может быть обусловлено неравномерностью поступления доходов в бюджеты и необходимостью оплаты расходных обязательств, связанных с сезонным характером осуществления мероприятий, таких как выплата отпускных, оплата работникам бюджетных учреждений проезда в отпуск, проведение капитальных ремонтов, расходы в области сельского хозяйства и т.д.
Кассовые разрывы, как правило, носят кратковременный характер, и для их погашения привлекаются денежные средства в виде краткосрочных займов от кредитных организаций.
Курская область в данном случае не является исключением. Администрация области в 2013 г. планирует привлечь в бюджет Курской области кредиты кредитных организаций на финансирование кассовых разрывов, обусловленных сезонным характером затрат либо сезонным характером поступлений доходов, в сумме 6,4 млрд. руб., что составляет 15,9% от прогнозируемого общего объема областного бюджета.
Уплата процентов за пользование заемными средствами в бюджете Курской области предусмотрена в сумме 250,0 млн. руб., что ложится дополнительным бременем на расходную часть бюджета. Однако части этих расходов возможно избежать и обеспечить пополнение средств на счете областного бюджета посредством привлечения средств бюджетных и автономных учреждений.
Такую возможность предоставляет приказ Министерства финансов Российской Федерации от 08.06.2012 N 76н "О перечислении остатков средств бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных бюджетных и автономных учреждений) с соответствующих счетов территориальных органов Федерального казначейства, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации для отражения операций со средствами бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных бюджетных и автономных учреждений), в бюджеты субъектов Российской Федерации (местные бюджеты), а также их возврата на указанные счета", разработанный в соответствии с ч. 23 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
В рамках этого механизма предусмотрено ежедневное перечисление остатков денежных средств бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных бюджетных и автономных учреждений) на счета соответствующих бюджетов и их возврат в необходимом объеме для осуществления кассовых выплат бюджетных и автономных учреждений в двух вариантах в зависимости от порядка ведения их лицевых счетов.
По первому варианту, в случае открытия и ведения лицевых счетов бюджетных и автономных учреждений в финансовом органе, территориальный орган Федерального казначейства осуществляет перечисление остатков средств со счетов N 40601 и N 40701 в соответствующие бюджеты на основании платежных документов, представленных финансовыми органами.
По второму варианту, в случае открытия и ведения лицевых счетов в территориальном органе Федерального казначейства, он рассчитывает этот остаток в соответствии с Соглашением, заключенным между финансовым органом и территориальным органом Федерального казначейства.
В Управлении Федерального казначейства по Курской области открыты и ведутся 610 лицевых счетов для учета операций, осуществляемых областными бюджетными и автономными учреждениями.
Исходя из данного положения, Управление работает по второму варианту, заключив с Комитетом финансов Курской области в апреле 2013 г. Соглашение о перечислении остатков средств государственных учреждений Курской области со счета Управления Федерального казначейства по Курской области, открытого в учреждении Центрального банка Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации для отражения операций со средствами государственных учреждений Курской области в бюджет Курской области, а также их возврата на указанный счет.
В рамках исполнения настоящего Соглашения Управление Федерального казначейства по Курской области ежедневно не позднее 17 часов местного времени (в дни, непосредственно предшествующие выходным и нерабочим праздничным дням, - до 16 часов местного времени) текущего рабочего дня осуществляет перечисление средств со счета N 40601 на счет N 40201 на основании расчетного документа, сформированного Управлением.
Сумму перечисляемых со счета N 40601 на счет N 40201 средств Управление рассчитывает исходя из остатка средств на счете N 40601 по состоянию на 16 часов местного времени (в дни, непосредственно предшествующие выходным и нерабочим праздничным дням, - движение остатков денежных средств по состоянию на 15 часов местного времени) текущего рабочего дня, уменьшенного на сумму средств, необходимых для осуществления кассовых выплат учреждений на следующий за текущим рабочий день. Расчет производится на основании заявок на кассовый расход, заявок на возврат, заявок на получение наличных денег и расчетных документов, представленных в Управление учреждениями накануне проведения кассовых выплат.
При недостаточности средств на счете N 40601 для осуществления кассовых выплат на следующий за текущим рабочий день Управление направляет не позднее 17 часов местного времени (в дни, непосредственно предшествующие выходным и нерабочим праздничным дням, - до 16 часов местного времени) текущего рабочего дня в Комитет финансов Курской области в электронном виде протокол по сумме планируемых перечислений на счет N 40601 со счета N 40201 с указанием суммы перечисляемых средств.
В случае, когда средств на счете N 40601 достаточно для осуществления кассовых выплат, Управление направляет в Комитет финансов Курской области протокол по сумме планируемых перечислений на счет N 40601 со счета N 40201 с нулевой суммой перечисляемых средств.
Сумма перечисляемых средств на счет N 40601 со счета N 40201 не должна превышать суммы остатка средств. Она рассчитывается исходя из суммы средств, подлежащих перечислению, на следующий за текущим рабочий день, на основании представленных в Управление учреждениями платежных и расчетных документов, уменьшенной на остаток средств на счете N 40601 по состоянию на 16 часов местного времени (в дни, непосредственно предшествующие выходным и нерабочим праздничным дням, - по состоянию на 15 часов местного времени) текущего рабочего дня.
Управление Федерального казначейства по Курской области осуществляет не позднее 10 часов местного времени следующего за текущим рабочего дня перечисление средств на счет N 40601 со счета N 40201 в соответствии с протоколом по планируемым перечислениям.
При недостаточности средств на счете N 40201 для осуществления кассовых выплат со счета N 40601 Управление производит ежедневное перечисление всего остатка средств со счета N 40201 на счет N 40601 на начало текущего рабочего дня.
До перечисления необходимой суммы средств со счета N 40201 на счет N 40601 Управление возвращает платежные и расчетные документы участников бюджетного процесса Курской области по кассовым выплатам со счета N 40201 без исполнения с указанием причины возврата.
До поступления суммы средств на счет N 40601, необходимой для оплаты платежных документов и расчетных документов, представленных учреждениями, указанные документы в соответствии с определенными Соглашением условиями возвращаются Управлением без исполнения с указанием причины возврата или исполняются в пределах поступивших средств на счет N 40601 по срокам поступления документов в Управление Федерального казначейства по Курской области.
Управление не позднее пятого рабочего дня до завершения текущего финансового года прекратит перечисление остатков средств со счета N 40601 на счет N 40201 и не позднее чем за четыре рабочих дня до конца текущего финансового года направит в Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Курской области расчетный документ на перечисление в соответствии с Протоколом о движении остатков со счета N 40201 суммы остатка средств.
Такой порядок работы доказал свою эффективность по управлению ликвидностью счета бюджета Курской области.
При переходе на данный механизм с 17.04.2013 г. Управлением перечислено в бюджет более 0,5 млрд. руб. остатков средств областных государственных бюджетных и автономных учреждений. Ежедневные перечисления в среднем составляют около 50,0 млн. рублей. В настоящее время в бюджете Курской области используются остатки бюджетных и автономных учреждений в сумме около 0,8 млрд. рублей.
Внедрение Порядка перечисления остатков средств бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных бюджетных и автономных учреждений) с соответствующих счетов территориальных органов Федерального казначейства, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации для отражения операций со средствами бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных бюджетных и автономных учреждений), в бюджеты субъектов Российской Федерации (местные бюджеты), а также их возврата на указанные счета дало возможность Комитету финансов Курской области обеспечить управленческий подход к исполнению областного бюджета, когда денежные средства не замораживаются на лицевых счетах бюджетных и автономных учреждений, а всегда доступны для оперативного управления.
И.В. Чурилова,
заместитель руководителя Управления Федерального
казначейства по Курской области
"Финансы", N 2, февраль 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Финансы"
Ежемесячный теоретический и научно-практический журнал. Издается с 1926 г.
Учредители - Министерство финансов Российской Федерации и ООО "Книжная редакция "Финансы"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24300 от 27 апреля 2006 г.
Адрес редакции: 125009, Москва, ул. Тверская, 22-б.
тел.: 8 (495) 699-4427, 699-4333, 699-4385
тел./факс: 8 (495) 699-9616
Internet: http://www.finance-journal.ru/
Подписные индексы
"Роспечать" - 71027, 73442
"Пресса России" - 45493, 39414