Регистрируем изменения сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ
На этот раз изучим требования к заполнению формы N Р14001 *(1), касающейся внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц. Другими словами, речь пойдет о регистрации изменений во все те данные о юридическом лице, которые не отражены в его учредительных документах.
Общие требования
Практика сдачи документов по новым формам в налоговую инспекцию, к сожалению, неутешительна. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, во многом не точны и размыты, нет конкретных рекомендаций в неоднозначных ситуациях. Мнение о том, как правильно заполнить формы, разнятся у налоговиков постоянно. Кому-то отказывают, потому что не заполнена требуемая графа или проставлена лишняя "галочка", использованы неверные сокращения. Иной раз, напротив, отказывают, потому что не стоит та самая "галочка", которая в прошлый раз была лишней. Доходит и до смешного, когда на консультации перед подачей заявления налоговые органы советуют заполнить его именно определенным образом, а потом выносят отказ в регистрации по причине неверного заполнения. Поэтому важно не допустить ошибок по невнимательности или другой обидной причине.
Новую форму N Р14001 необходимо заполнять, если вносятся изменения в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, но не в учредительных документах организации. Наиболее вероятный случай - смена информации о лицах, которые имеют право производить те или иные действия от имени юридического лица без доверенности. Однако возможны и другие ситуации, которые мы рассмотрим ниже.
Отметим также, что регистрация подобных изменений не требует уплаты госпошлины, в отличие от внесения изменений в учредительные документы с использованием формы N Р13001.
По традиции напомним общие требования к оформлению заявления (раздел I Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России N ММВ-7-6/25@, далее - Требования к оформлению документов).
Во-первых, абсолютно все символы в заявлении необходимо вносить заглавными печатными буквами черными чернилами. Заполнить заявление можно как от руки (тогда нужно использовать шаблон, который приведен в приказе), так и на компьютере (в этом случае шрифтом Courier New высотой 18 пунктов).
Во-вторых, каждая буква и цифра проставляются в отдельную клетку. Знак переноса не используется. Если необходимая информация не вмещается в одну строку, то ее нужно продолжить на следующей начиная с первой клетки. Если слово закончилось на последней ячейке строки, то следующее слово начинается не с первой, а со второй ячейки второй строки.
В-третьих, заполняя данные о долях и денежных единицах, цифры до точки следует центрировать по правому краю, после точки - по левому. Нули после запятой не ставятся (и в случае, если сумма целая, и в случае, когда значение после запятой содержит десятые или сотые с нулями после цифры, например, "240 000,500 руб."). Как правильно оформить данные, см. в Примере 1.
Пример 1
/-----------------------------------------\
4.1. Номинальная стоимость доли| | | | | | | | | | |2|4|0|0|0|0|.|5| | | |рублей
\-----------------------------------------/
/-------------------------------\
4.2.1. Проценты| |5|0|.| | | | | | | | | | | | |
\-------------------------------/
или
/-------------------------------\
4.2.2. Десятичная дробь|0|.|5| | | | | | | | | | | | | |
\-------------------------------/
или
/-------------------------------------------------------------\
4.2.3. Простая дробь| | | | | | | | | | | | | | |1|/|2| | | | | | | | | | | | | | |
\-------------------------------------------------------------/
В-четвертых, под дефис, тире, кавычки и прочие знаковые значения выделяется отдельная ячейка. Правила переноса аналогичны указанным выше. Исправления, дописки и приписки запрещены.
Порядок заполнения заявления
Теперь перейдем к самой форме N Р14001. Рассмотрим, как изменилась новая форма N Р14001 по сравнению со старой. Она, пожалуй, одна из самых объемных среди других форм. В ней 51 страница! Хотя заполнять их все нет необходимости. Ведь, как мы уже знаем, незаполненные листы заявления не распечатываются и не прикладываются к заявлению.
Первая страница
Страница 001 заявления является основной, наравне с последней. Поэтому ее заполняют все заявители, независимо от вида изменений в сведения об организации, которые содержатся в ЕГРЮЛ. Будьте внимательны: вся информация должна быть указана так, как она внесена в ЕГРЮЛ. В разделе 1 "Сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц" следует указать основной государственный регистрационный номер (ОГРН) и индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН) - организации.
В идеале все данные в этом разделе нужно заполнять в соответствии с данными выписки из ЕГРЮЛ. Если ее не оказалось под рукой, воспользуйтесь электронной услугой, предоставляемой Федеральной налоговой службой России. На официальном сайте достаточно ввести наименование организации, по желанию - адрес и субъект РФ. ИНН и ОГРН отразятся в открывшемся окне (http://egrul.nalog.ru).
В п. 1.3 нужно написать полное наименование компании на русском языке вместе с организационно-правовой формой. Например: "ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ТРИУМФАТОР-2000". Еще раз подчеркнем: если в первой строке наименование не уместилось, следует продолжить его написание на второй строке. Переносить слова не нужно, пишите название так, словно строка продолжается. Если слово закончилось в последней клетке первой строки, то следующее слово нужно писать во второй клетке второй строки. Если вы случайно допустили два пробела, например, в первой строке в конце не заполнена последняя ячейка и первая ячейка во второй строке, они превращаются в один пробел.
В разделе 2 "Заявление представлено" отметьте причину его подачи. "1" проставляется, если вы вносите изменения в сведения и "2" - если хотите исправить ошибку, допущенную в ранее предоставленном заявлении. В таком случае ниже нужно будет написать номер, указанный в свидетельстве, которое было выдано при регистрации заявления с ошибкой.
Что можно считать ошибкой? Требования к оформлению документов разъясняют, что это описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная подобная ошибка, которую заявитель допустил при оформлении представленного ранее заявления при государственной регистрации юридического лица. А поскольку в документах, которые были поданы вместе с первоначальным заявлением (например, устав общества с ограниченной ответственностью и протокол общего собрания учредителей), указаны иные данные, возникло несоответствие между ними и сведениями, включенными в записи ЕГРЮЛ на электронных носителях.
К сведению. Обратите внимание: вместе с новыми формами изменился и документ, который выдает налоговая служба при регистрации изменений, вносимых в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ. Теперь свидетельство о государственной регистрации выдается только в случае создания юридического лица (в том числе путем реорганизации). Вместе со свидетельством составляется лист записи, содержащий сведения, включенные в ЕГРЮЛ. В остальных случаях, например, при прекращении деятельности юридического лица, изменении сведений о нем, изменении учредительных документов юридического лица налоговый орган выдаст только лист записи, содержащий сведения, которые внесены в ЕГРЮЛ. И форма свидетельства, и лист записи утверждены приказом ФНС России от 13.11.2012 N ММВ-7-6/843@. В листе есть строка о том, что в ЕГРЮЛ внесена запись и указан номер, под которым она была внесена.
Хотелось бы особо подчеркнуть, что раздел "Для служебных отметок регистрирующего органа" на странице 001 не заполняется. Никаких отметок здесь делать нельзя ни вам, ни нотариусу.
Теперь перейдем к листам, необходимость заполнения которых будет зависеть от вносимых изменений. Соответственно, оставшиеся листы, кроме последних двух, заполняются только при необходимости.
Лист А "Сведения о наименовании юридического лица"
Лист А заявления по форме N Р14001 "Сведения о наименовании юридического лица" содержит два раздела: раздел 1 "Полное наименование юридического лица на русском языке" и раздел 2 "Сокращенное наименование юридического лица на русском языке". Этот лист заполняется, если, скажем, при регистрации организации вы допустили ошибку в названии компании, заполняя форму N Р11001. Поэтому сведения в ЕГРЮЛ не совпадают с данными, указанными в учредительных документах. Соответственно, если компания планирует устранить эту неточность, нужно подать заявление по форме N Р14001.
Таким образом, если ошибка была допущена в полном наименовании, то заполняем раздел 1, если в сокращенном, то следует заполнить раздел 2. Если же в обоих, то заполняем их оба так, как указано в учредительных документах, которые были поданы с первым заявлением.
Напомним: ранее при смене наименования организации приходилось заполнять и сдавать в налоговую инспекцию два заявления по формам N Р13001 и N Р14001, теперь делать этого не нужно (подается только форма N Р13001, о которой мы подробно написали в прошлом номере).
Лист Б "Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом"
Лист Б нужно заполнить, если в учредительных документах не содержится информация об адресе организации. Заполняется лист по аналогии с заявлением по форме N Р13001. Напомним, внести потребуется индекс и код субъекта Федерации. Последний есть в приложении N 1 к Требованиям к оформлению документов. Обратите внимание: если компания находится в Москве или Санкт-Петербурге, то раздел 3 "Район", раздел 4 "Город" и раздел 5 "Населенный пункт" заполнять не требуется. В иных случаях - придется.
Заполняя этот лист (разделы 3-6), необходимо учитывать списки сокращений, которые приведены в приложении N 2 к Требованиям к оформлению документов. Например, внося информацию о городе, вместо того, чтобы полностью указать "РАБОЧИЙ ПОСЕЛОК" (который просто не поместится в отведенных 10 ячейках), следует в заявлении проставить "РП". При заполнении сведений вместо "ПЕРЕУЛОК" нужно написать "ПЕР".
Начиная с раздела 6 в первой части строки пишется тип адресного объекта, а во второй - его наименование. Для разделов 7-9 заявления сокращения не предусмотрены. Следует полностью указать, дом это, владение или помещение, его номер и т.д.
Лист В "Сведения об участнике - российском юридическом лице"
В листе В заявления 4 страницы. Он (а также листы Г, Д, Е и Ж) заполняется в отношении участников общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, хозяйственных товариществ, унитарных предприятий, производственных кооперативов, жилищных накопительных кооперативов.
В разделе 1 "Причина внесения сведений" следует проставить цифровое значение в зависимости от вида изменений:
"1", если добавляется новый участник. В этом случае вносятся данные в разделы 3 "Сведения об участнике, вносимые в Единый государственный реестр юридических лиц" и 4 "Доля в уставном капитале (складочном капитале, уставном фонде, паевом фонде)" листа Г;
"2", если участник покидает общество - раздел 2 "Сведения об участнике, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц";
"3", если поменялись сведения об участнике или его доле - раздел 2 "Сведения об участнике, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц". Кроме того, если меняются сведения об участнике, нужно заполнить раздел 3 "Сведения об участнике, вносимые в Единый государственный реестр юридических лиц"; если доля участника в уставном капитале, то раздел 4 "Доля в уставном капитале (складочном капитале, уставном фонде, паевом фонде)".
Как видите, лист В потребуется заполнить, если продается или распределяется доля между участниками общества - юридическими лицами.
К сведению. У общества с ограниченной ответственностью не может быть в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица (п. 2 ст. 88 ГК РФ, абз. 3 п. 2 ст. 7 Федерального закона N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО)).
Обратите внимание: в разделе 2 указываются сведения, которые уже содержатся в ЕГРЮЛ; в разделе 3 - новые, те, что надо внести.
Если меняется номинальная стоимость доли и, как следствие, процентное отношение долей к другим участникам, то нужно заполнить этот лист заявления на каждого участника, указав для нового и всех остальных участников новые размеры доли в процентах или в виде десятичной или простой дроби. Не забудьте о правилах оформления этого пункта, указанных в общих требованиях к оформлению заявления.
Раздел 5 "Сведения о залоге доли или части доли" потребуется только в отношении участника ООО. Его нужно заполнить, если происходит: 1) передача доли (ее части) в залог; 2) погашение залога; 3) изменение сведений о залогодержателе. В первом случае вносим данные в п. 5.2, 5.3 (или 5.4), 5.5. Во втором - в п. 5.1. В третьем - в п. 5.1, 5.3 или 5.4. Для физического лица - п. 5.3, для юридического - п. 5.4. В пункт 5.5 нужно внести сведения о нотариальном удостоверении договора о залоге (его номер, дату, сведения о нотариусе, который удостоверил договор).
Лист Г "Сведения об участнике - иностранном юридическом лице"
Правила заполнения листа Г аналогичны правилам для листа В. Отличие состоит лишь в том, что его надо приложить к заявлению, если в организации участник - иностранное юридическое лицо. Соответственно, наименование может быть на иностранном языке. Однако имейте в виду, что все заявление заполняется на русском языке, поэтому используйте русскую транскрипцию.
Затем потребуется указать код страны происхождения*(2) заграничного участника, дату регистрации, регистрационный номер, наименование регистрирующего органа и адрес (место нахождения) в стране происхождения. При наличии у иностранца ИНН не забудьте указать и его.
Лист Д "Сведения об участнике - физическом лице"
Лист Д потребуется, если вносятся изменения в сведения об участнике - физическом лице. Причем как о гражданине РФ, так и об иностранном гражданине или лице без гражданства. Здесь правила заполнения аналогичны указанным для листа В.
Однако страниц 9, поскольку есть дополнительные данные. Так, если входит новый участник, заполнять нужно разделы 3 и 4, если выходит - раздел 2. Если о нем меняются сведения, то разделы 2 и 3, если размер его доли, то 2 и 4.
Имейте в виду, что имя иностранца следует писать русскими буквами. Ответственность за правильность написания лежит на заявителе.
Если у физического лица - участника общества есть ИНН, то его нужно указать.
К сведению. К сожалению, далеко не все граждане знают или помнят о том, есть ли у них ИНН и получали ли они свидетельство о его присвоении. Как показывает практика, проверка ИНН на сайте ФНС России (https://service.nalog.ru/inn.do) не всегда помогает. Нередки случаи, когда сервис не отражает наличие идентификационного номера налогоплательщика, а налоговая инспекция отказывает в регистрации, поскольку не вписан тот самый ИНН.
Если есть сомнения и не хочется получить отказ, рекомендуем этому лицу предварительно сходить в налоговую инспекцию по месту регистрации и уточить свой ИНН либо, если его у него нет, попросить выдать свидетельство о присвоении ИНН.
В который раз напоминаем, что сведения о рождении физического лица, серия и номер документа, дата выдачи, кем и когда выдан, код подразделения заполняются в строгом соответствии с тем, как они указаны в документе, удостоверяющем его личность (паспорт гражданина РФ, паспорт иностранного гражданина, вид на жительство). Пробелы, черточки, точки и сокращения следует использовать именно те, что указаны в документе.
Двузначный цифровой код документа, удостоверяющего личность (паспорт гражданина РФ - 21), указывается в соответствии с приложением N 3 к Требованиям к оформлению документов.
К сведению. Часто возникает вопрос о том, надо ли подавать заявление, если изменились паспортные данные. С июля 2011 г. сведения о смене паспортных данных участника / руководителя общества должны поступать в налоговую инспекцию автоматически, поэтому подавать заявление об этом не требуется. Вместе с тем данное требование исполняется далеко не всегда. Налоговые органы винят во всем сотрудников ФМС и просят обращаться с жалобой именно туда.
Чтобы не получить отказ, рекомендуем перед подачей заявления взять расширенную выписку из ЕГРЮЛ на свою организацию. Соответственно, если данные там устаревшие, подайте документы с указанием новых данных. Если уже обновленные, делать ничего не нужно.
И помните: в случае изменения долей участников придется заполнить лист Д на всех остальных участников, поскольку раздел 4 листа Д "Доля в уставном капитале..." будет изменен для каждого.
К сведению. Число участников общества с ограниченной ответственностью (как физических, так и юридических лиц) не должно превышать 50 (п. 1 ст. 88 ГК РФ, п. 3 ст. 7 Закона об ООО).
Рассмотрим сказанное на двух примерах. В первом случае у оставшихся участников одновременно меняется размер вклада. Во втором - меняется только у двух из трех.
Пример 2
У ООО "Бэта" три учредителя - ООО "Альфа", ООО "Омега" и физическое лицо. Уставный капитал ООО "Бэта" составляет 200 000 рублей. Доли ООО "Омега" и физического лица в равных соотношениях по 50 000 рублей, у ООО "Альфа" 100 000 рублей. Соотношение долей - 25%, 25% и 50%. Однако ООО "Альфа" вышло из состава ООО "Бэта", передав долю обществу. Через месяц было принято решение распределить эту долю в равных частях между оставшимися участниками. Таким образом, у ООО "Омега" и у физического лица вклады стали составлять по 100 000 рублей. Размер долей у участников ООО также изменился (по 50% или по 1/2). Таким образом, подать придется, помимо первой страницы, лист В (для ООО "Омега"), лист Д (для физического лица), лист З и лист Р.
Пример 3
У ООО "Бэта" уставный капитал составляет 150 000 рублей. Три учредителя (ООО "Амега", ООО "Гамма" и физическое лицо) в равных частях поделили доли (по 50 000 рублей). На общем собрании участников ООО было принято решение о включении в состав общества четвертого участника с номинальной стоимостью доли в размере 50 000 рублей. Номинальные стоимости долей остальных не изменятся - по 50 000 рублей. Однако изменится размер доли в процентах или в виде дроби. Раньше он составлял 1/3 на каждого, теперь же - 1/4.
Раздел 6 потребуется заполнить в случае возложения или прекращения полномочий по управлению долей, переходящей в порядке наследования. Если в п. 6.1 проставлено значение 1, заполняются п. 6.2-6.7. Если проставлено значение 2 - п. 6.2.
Раздел 7 "Сведения о доверительном управлении" оформляется, когда участник организации передал или передает в доверительное управление принадлежащую ему долю в уставном капитале. Если доверительное управление вводится, то нужно заполнить п. 7.1 или 7.2, если прекращается, то оставшиеся пункты заполнять не надо. Если вносятся изменения в сведения о лице, осуществляющем доверительное управление, заполняется п. 7.1 или 7.2.
Лист Е "Сведения об участнике - Российской Федерации, субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании" заполняется с учетом требований, которые мы перечислили выше.
В листе Ж заявления "Сведения о паевом инвестиционном фонде, в состав имущества которого включена доля в уставном капитале юридического лица" потребуется указать название паевого инвестиционного фонда и сведения о его управляющей компании.
Лист З "Сведения о доле в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, принадлежащей обществу"
Лист З заявления заполняется, если ООО:
- приобретает долю в уставном капитале общества;
- распределяет долю, принадлежащую обществу;
- продает принадлежащую ему долю в уставном капитале общества.
В разделе 1 "Причина внесения сведений" заполняется соответствующий пункт или пункты, где указывается денежное значение в рублях. Напоминаем, что левое поле следует выровнять по правому краю, а правое по левому так, чтобы около точки не было пустых знакомест. Если сумма целая, то поля после запятой остаются пустыми. Нули после точки не проставляются.
В разделе 2 "Доля, принадлежащая обществу после приобретения, распределения, продажи доли (части доли)" необходимо указать сведения о доле, принадлежащей обществу после приобретения, распределения или ее продажи. Сначала указывается номинальная стоимость в рублях, а потом размер (выбрать нужно либо указание в процентах, либо в виде дроби - десятичной (например, 0,25) или простой 1/2)).
Лист И заявления "Сведения о держателе реестра акционеров акционерного общества" нужно оформить, если меняются сведения о держателе реестра акционеров акционерного общества. Соответственно, если держателем является само акционерное общество, в разделе 1 ставится "1" и все; если же это регистратор, то в разделе 2 нужно внести сведения о регистраторе (ОГРН, ИНН и полное наименование на русском языке).
Лист К "Сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица"
Лист потребуется заполнить, если компания меняет генерального директора либо поменялись сведения о нем.
В разделе 1 "Причина внесения изменений" проставляем: "1" - если утвержден новый директор (заполнить надо раздел 3 "Сведения, подлежащие внесению в Единый государственный реестр юридических лиц");
"2" - если прежний был уволен (раздел 2 "Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц");
"3" - если меняются сведения о действующем руководителе (раздел 2 и соответствующие пункты раздела 3).
К сведению. Напомним: руководство текущей деятельностью общества осуществляет единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, директор). Именно он действует без доверенности от имени общества (в п. 1 ст. 40 Закона об ООО и п. 1 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах").
Не забудьте указать должность нового руководителя и его паспортные данные.
В п. 3.4 следует написать телефон для связи с новым руководителем. Городской номер пишется с взятым в скобки международным телефонным кодом и цифрой "8", мобильный - со знаком "+" и цифрой "7". Для каждой цифры и знака нужно выделить отдельную ячейку (Пример 4).
Пример 4
/---------------------------------------\
3.7. Контактный телефон|8|(|4|9|5|)|7|7|7|5|5|1|1| | | | | | | |
\---------------------------------------/
или
/---------------------------------------\
3.7. Контактный телефон|+|7|(|1|9|0|3|)|1|2|3|4|5|3|3| | | | | |
\---------------------------------------/
Имейте в виду: если вы одновременно подаете заявление о прекращении полномочий одного директора и возложении полномочий на нового, то заполнить лист К следует два раза, один - на прежнего, второй экземпляр - на нового.
Лист Л "Сведения об управляющей организации" заполняется в случае изменения сведений об управляющей организации юридического лица, а лист М заявления "Сведения об управляющем" - в случае изменений сведений об управляющем юридического лица.
Лист Н "Сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности"
Две страницы листа Н оформляются, если вносятся изменения в сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности*(3), но только в том случае, если информация о них не содержится в учредительных документах. Если же они включены в устав общества, то придется подать заявление по форме N Р13001. Кстати, в этом случае рекомендуем исключить коды из учредительных документов. Вы избежите ненужной волокиты и дополнительного документооборота, когда каждый раз при изменении ОКВЭД придется утверждать устав в новой редакции.
Новые коды, которые следует внести в ЕГРЮЛ, нужно проставить на странице 1 листа Н, исключаемые следует отметить на странице 2 листа Н. Если изменяемых кодов больше, чем мест, предусмотренных на листе Н, то нужно заполнить еще одну страницу 1 и/или 2. Основной код ОКВЭД в таком случае указывается лишь один раз на первой странице.
Кстати, в отличие от старого бланка заявления по форме N Р14001, расшифровку видов экономической деятельности писать не нужно.
К сведению. Теперь в заявлении следует указывать только четырехзначные коды ОКВЭД. Если же один из видов деятельности имеет трехзначный код, то его не нужно писать. Помните: налоговая инспекция отказывает в регистрации, если компания в заявлении проставляет трехзначный код.
Лист О "Сведения о филиале/представительстве"
Этот лист потребуется в случае внесения в ЕГРЮЛ сведений о филиале и (или) представительстве, которые содержатся в учредительных документах юридического лица, но не отражены в Едином государственном реестре юридических лиц.
Заполнить придется отдельные листы О на каждый филиал или представительство, в сведения о которых вносятся изменения. В разделе 1 укажите, о чем именно вносите изменения (о филиале ("1") или представительстве ("2")).
Напомним, что согласно п. 3 ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Логично предположить, что в случае изменений следует подавать заявление по форме N Р13001, а не N Р14001. Поэтому возникает вопрос, в каком случае заполняется последняя форма. Эту информацию можно почерпнуть из раздела 2 "Причина внесения сведений", где проставляется соответствующее цифровое значение:
"1" - если вносятся в ЕГРЮЛ сведения о филиале или представительстве, созданном до 1 января 2004 г.;
"2" - если в учредительных документах юридического лица содержатся сведения о наименовании и месте нахождения (адресе места нахождения) филиала или представительства, тогда как в ЕГРЮЛ указаны только сведения об адресе места нахождения филиала или представительства;
"3" - если в учредительных документах юридического лица содержатся сведения о наименовании и месте нахождения филиала или представительства, тогда как в ЕГРЮЛ содержатся сведения о наименовании и адресе места нахождения филиала или представительства, который изменяется.
В первом и втором случаях заполняется раздел 3 "Сведения о филиале/представительстве". В третьем, помимо раздела 3, следует заполнить еще и раздел 4 "Сведения об адресе места нахождения филиала/представительства, подлежащие внесению в Единый государственный реестр юридических лиц в связи с их изменением".
Лист П "Сведения о размере уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевого фонда)"
Этот лист используется исключительно для исправления ошибки, которая была допущена в поданном ранее заявлении в сведениях о размере уставного капитала. В разделе 1 ставим необходимое цифровое значение (уставный, складочный капитал, уставный или паевый фонд).
В разделе 2 указываем правильный размер уставного капитала в рублях.
Лист Р "Сведения о заявителе"
Последний лист формы заполняется всеми без исключения заявителями. В разделе 1 "Сведения о заявителе" проставляем цифровое значение, которое надо выбрать из списка. Чаще всего им выступает руководитель организации ("01"), физическое лицо - участник ООО ("04"), руководитель юридического лица, которое является участником общества ("08").
На практике возникли вопросы о том, когда следует заполнять раздел 2 "Сведения о юридическом лице, от имени которого действует заявитель". В неформальных беседах налоговые инспекторы всегда высказывают разные точки зрения. Кто-то говорит, что если заявитель генеральный директор, заполнять не надо, кто-то - что надо. Причем по отзывам тех, кто уже сдавал документы, они пробовали и так и эдак, и в обоих случаях документы принимали, отказов не было.
Думаем, логично предположить, что раздел 2 не заполняется, если заявителем является физическое лицо - участник общества, который выходит из него ("04"), и нотариус ("06"). Во всех остальных случаях заявитель представляет интересы какого-то юридического лица, о котором внести сведения нужно.
Что касается того, кто должен быть заявителем - прежний или новый генеральный директор, то все зависит от даты вступления в должность и полномочий прежнего и нынешнего руководителя. Если заявление подается, пока действуют полномочия прежнего директора, а новый еще не вступил в должность - подает прежний, если новый уже вступил в должность, то он же будет и заявителем.
Раздел 3 "Сведения об управляющей организации" заполняется, если заявитель - управляющая компания ("03").
И раздел 2, и раздел 3 заполняются в соответствии с данными, содержащимися в ЕГРЮЛ.
Раздел 4 "Сведения о заявителе" заполняется всегда. Действуют правила, указанные нами выше.
Последняя страница 4 заполняется в присутствии нотариуса. В разделе 4 от руки нужно написать фамилию, имя и отчество (при наличии) заявителя на русском языке черными чернилами и поставить свою подпись.
Ниже следует отметить способ получения документов, подтверждающих факт внесения записи в ЕГРЮЛ (лично, лицу по доверенности, по почте).
Далее нотариус ставит удостоверяющую надпись и заполняет оставшиеся графы.
В заключение отметим, что поскольку ошибок и отказов довольно много, можно порекомендовать помимо компьютерного заполнения протестировать себя с помощью бесплатной программы от налоговиков. Находится она на официальном сайте Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru), в разделе "Электронные услуги". Там надо найти строку "Подача электронных документов на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Оказавшись на странице, выберите "Программа подготовки документов, используемых при регистрации юридических лиц (ЮЛ)". Попробуйте заполнить необходимую форму точно так же, как сделали это на компьютере. Если будет ошибка, программа даст об этом знать. Однако заполнять заявление, используя исключительно указанную программу, не советуем, все-таки проблем с ней еще немало.
Р. Хосаева,
юрист ООО "Прогресс"
"Налоговый учет для бухгалтера", N 12, декабрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждена приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств", вступила в действие с 04.07.2013.
*(2) См. Общероссийский классификатор стран ОК-025-2001, принятый и введенный в действие постановлением Госстандарта России от 14.12.2001 N 529-ст (далее - ОКСМ).
*(3) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Справка к журналу "Налоговый учет для бухгалтера"
Учредитель и издатель ООО "Бизнес-Арсенал".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-37546 от 17.09.2009.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58
E-mail: public@delo-press.ru