Комментарий к письму Федеральной налоговой службы и ОАО "Сбербанк России" от 11 декабря 2013 г. N 3H-4-1/22325/12/677 "О внесении изменений в письмо МНС России и Сбербанка России от 10.09.2001 N ФС-8-10/1199/04-5198 "О новых бланках платежных документов на перечисление налогоплательщиками - физическими лицами налогов (сборов), пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации: форма N ПД (налог) и форма N ПД-4сб (налог)""
Платежные документы N ПД (налог) и N ПД-4сб (налог), используемые физическими лицами при перечислении налогов, сборов и иных платежей, претерпели изменения. Связано это с переходом в бюджетном процессе с 1 января 2014 года на применение кодов ОКТМО вместо ОКАТО. В связи с этим поправили поле, в котором указывается код.
В новой версии ОКТМО, планируемой к введению в действие с 1 января этого года, структура кода ОКТМО включает в себя 11 знаков. При этом последние три знака кода ОКТМО обозначают населенные пункты, входящие в состав муниципальных образований на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В целях однозначной идентификации платежей, являющихся источниками доходов бюджетов, финансовые органы субъектов Российской Федерации совместно с управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации и УФНС сопоставляли коды ОКАТО и коды ОКТМО.
Пожалуй, основное новшество - это поле "Идентификатор", в котором отражают уникальный идентификатор начисления (УИН) или идентификатор плательщика (ИП).
Напомним, что банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия банковских счетов в рамках применяемых форм безналичных расчетов на основании распоряжений о переводе денежных средств, составляемых плательщиками, получателями средств, банками.
Перевод денежных средств осуществляется в рамках следующих форм безналичных расчетов:
расчетов платежными поручениями;
расчетов по аккредитиву;
расчетов инкассовыми поручениями;
расчетов чеками;
расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование);
расчетов в форме перевода электронных денежных средств.
Для перечисления в бюджет на соответствующие счета казначейства налогов, сборов и иных платежей, уплачиваемых плательщиками-физическими лицами, используются бланки платежных документов: форма N ПД (налог), форма N ПД-4сб (налог) и форма Заявления физического лица на перевод денежных средств.
Указанные бланки "платежек" предназначены для уплаты платежей в структурных подразделениях Сбербанка России ОАО и являются документами, подтверждающими факт приема платежей физических лиц. При внесении налогоплательщиком денежной суммы в счет уплаты налогов (сборов), пеней и штрафов в структурное подразделение Сбербанка России, с оформлением через программно-технический комплекс или контрольно-кассовую машину, на платежных документах проставляются соответствующие отметки Банка России с указанием текущей даты.
Если в "платежке" указан неверный код
Обратите внимание: обязанность по уплате налога признается неисполненной, если налогоплательщик неправильно указал в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства (подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ).
Судьи считают, что неправильное указание кода бюджетной классификации не влияет на перечисление денежных средств в бюджет на соответствующий счет казначейства, и обязанность по уплате налога в такой ситуации является исполненной (постановление ФАС Московского округа от 23.01.2013 N А40-12057/12-90-57).
Что касается ошибочного указания в платежных поручениях на уплату налога кода ОКАТО, соответствующего иному административно-территориальному образованию, в бюджет которого и поступили суммы налога, арбитры высказываются аналогично. Так, в постановлении Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 N 784/13 сказано, что, несмотря на неверно указанный в "платежке" КБК, предприятие исполнило свои обязательства перед бюджетом, поскольку исчислило, удержало и перечислило налог на доходы физических лиц на соответствующий счет Федерального казначейства.
Согласно подпункту 4 пункта 4 статьи 45 Налогового кодекса РФ обязательными реквизитами в платежном поручении, без которого обязанность по уплате налога не считается исполненной, являются номер счета Федерального казначейства и наименование банка получателя.
Поэтому вердикт судей следующий. Неправильное указание в платежных документах кода ОКАТО не ведет к образованию недоимки и не может рассматриваться как основание для начисления сумм пеней, так как налог в бюджет перечислен в установленный срок. К тому же, налоговое законодательство не связывает неверное оформление платежных документов с фактом неуплаты налога.
Е.М. Юдахина,
эксперт "НА"
"Нормативные акты для бухгалтера", N 1, январь 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.