Новая форма отчетности в Пенсионный фонд: изменения законодательства
О новых правилах и изменениях в ведении персонифицированного учета, которые уже начали действовать с 1 января 2014 г., корреспонденту Василию Трескову рассказал начальник Главного управления Пенсионного фонда N 5 по Москве и Московской области Александр Акименко.
Начиная с отчетного периода 1 квартала 2014 года для плательщиков вводится новая форма отчетности в Пенсионный фонд, объединившая в себе отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам в целом по организации и сведения индивидуального персонифицированного учета по каждому застрахованному лицу. Единая форма отчетности вводится для всех категорий страхователей - плательщиков взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, осуществляющих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Переход к единой форме страхования осуществлен для упрощения отчетности и снижения нагрузки на плательщиков страховых взносов, а также для создания более комфортных условий взаимодействия плательщиков с органами Пенсионного фонда.
При разработке единой формы отчетности учтены принятые изменения в законодательстве о страховых взносах.
В 2014 году вступили в силу новые федеральные законы:
- от 23.07.2013 N 237-ФЗ "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статьи 14 и 16 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования";
- от 04.12.2013 N 351-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения";
- от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда".
Единая форма отчетности позволит плательщикам страховых взносов обеспечить представление сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом по организации и сведений персонифицированного учета по застрахованным лицам, исключая их несоответствие. Отмечу, что на сайте Пенсионного фонда в ближайшее время будет выложено бесплатное программное обеспечение для подготовки данных и проверочная программа.
Хотелось бы обратить внимание страховщиков на новый электронный сервис "Личный кабинет плательщика". Здесь реализованы следующие возможности:
- получение реестра платежей за заданный период;
- получение Справки о состоянии расчетов, утвержденной Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (п. 7 ч. 3 ст. 29);
- формирование платежного поручения для уплаты страховых взносов со счета в безналичной форме.
Также в ближайшее время будет осуществлена проверка новой формы расчета страховых взносов и возможность доступа к бесплатному пенсионному обслуживанию, формам отчетности и различным заявлениям в Пенсионный фонд.
Электронный сервис постоянно дорабатывается, и его возможности будут расширяться. Для подключения к "Личному кабинету плательщика" не обязательно приезжать в Пенсионный фонд, это можно сделать на сайте фонда, а код активации получить по почте или в электронном виде по электронным каналам связи с электронной цифровой подписью.
Вводимая с 1 квартала 2014 года Единая форма отчетности соответствует всем требованиям действующего законодательства о страховых взносах, она разрабатывалась при непосредственном участии бухгалтерского сообщества.
Мы надеемся, что перечисленные новшества облегчат ведение персонифицированного учета, а также упростят проверку отчетности и позволят сократить время на ее обработку для наших специалистов.
Следует также иметь в виду, что Федеральным законом от 02.12.2013 N 333-ФЗ "О внесении изменений в статьи 58 и 58.2 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" продлен срок действия тарифа страховых взносов для плательщиков, осуществляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.11.2013 N 1101 предельная величина базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2014 г. составляет 624 тыс. руб.
В связи с принятием федеральных законов от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" с 1 января 2014 г. изменился порядок применения дополнительных тарифов страховых взносов, установленных ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ.
Статья 58.3 дополнена ч. 2.1, которая вступила в силу с 1 января 2014 г. Согласно этой части для плательщиков страховых взносов, указанных в ч. 1 и 2 ст. 58.3, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, определенном законодательством РФ, класса условий труда взамен установленных в ч. 1 и 2 ст. 58.3 дополнительных тарифов применяются дополнительные тарифы страховых взносов.
Дополнительные тарифы страховых взносов используются также по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона N 426-ФЗ порядком.
В соответствии с приказом Минфина России от 12.11.2013 N 107н изменились правила указания информации, идентифицирующей платеж в платежных поручениях на перечисление страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование:
1) в поле "101" - статус лица, оформившего документ, плательщики, осуществляющие выплаты в пользу физических лиц, указывают значение "08", физические лица указывают значение "24";
2) в поле "105" вместо кода ОКАТО указывается значение кода территории муниципального образования в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований (ОКТМО);
3) поля "106", "107", "109", "110" заполняются значением "0";
4) в поле "108" плательщики со статусом "08" (организации и индивидуальные предприниматели - работодатели) указывают значение "0";
5) плательщики со статусом "24" (физические лица) указывают тип идентификатора и идентификатор сведений о физическом лице. Им может быть страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС). Тип данного идентификатора в этом случае - "14", который отделяется от самого идентификатора сведений о физическом лице знаком ";". Таким образом, в поле "108" физические лица указывают следующий реквизит - "14; ХХХХХХХХХХХ" (номер СНИЛС из 11 знаков).
Тарифы страховых взносов, применяемые с 1 января 2014 г.
База для начисления страховых взносов | Тариф страхового взноса | |
Пенсионный фонд Российской Федерации | Федеральный фонд обязательного медицинского страхования | |
В пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов | 22% | 5,1% |
Свыше установленной предельной базы для начисления | 10% | 0,0% |
Основные особенности формирования отчетности по персонифицированному учету начиная с 1 января 2014 г.
Вместо форм документов СЗВ-6-4 страхователем заполняется раздел 6 РСВ-1 "Сведения о суммах выплат и иных вознаграждений и страховом стаже застрахованного лица".
Вместо описи АДВ-6-2 страхователем заполняется раздел 2.5 РСВ-1 "Сведения по пачкам документов, содержащих расчет сумм начисленных страховых взносов в отношении застрахованных лиц".
Сведения о начисленных страховых взносах по каждому лицу указываются общей суммой, без разделения на накопительную и страховую части.
Сведения об уплаченных суммах по каждому лицу в новой отчетности не указываются (отсутствует реквизит "уплачено").
Если у сотрудника организации в отчетном периоде было две категории, на него заполняется одна общая форма разд. 6 (с указанием общей суммы начисленных страховых взносов).
При наличии у сотрудника организации в отчетном периоде разных типов договора на него заполняется одна общая форма разд. 6 (отсутствует реквизит "тип договора").
Сведения с разными типами форм ("исходные", "корректирующие", "отменяющие") комплектуются в разные пачки.
Порядок представления корректирующих (отменяющих) форм документов персонифицированного учета остается без изменений.
При необходимости корректировки сведений за предыдущие отчетные периоды 2010-2013 годов страхователь в ходе очередной отчетной кампании одновременно с текущей отчетностью представляет пачки корректирующих сведений по формам, действовавшим в корректируемом периоде (за 2010-2012 годы - СЗВ-6-1 или СЗВ-6-2 в сопровождении описей АДВ-6-3, за 2013 год - по форме СЗВ-6-4 в сопровождении описей АДВ-6-5).
Суммы доначисленных страховых взносов в результате корректировок указываются отдельно для каждого застрахованного лица в разд. 6.6 РСВ-1 "Информация о корректирующих сведениях".
Сравнение реквизитов и порядка их заполнения, а также порядка комплектации сведений о страховых взносах и страховом стаже в формах СЗВ-6-4 (4 квартал 2013 года) и раздела 6 Расчета РСВ-1 (1 квартал 2014 года)
СЗВ-6-4 (4 квартал 2013 года) | Раздел 6 РСВ-1 (1 квартал 2014 года) | Совпадение (да) / различие (нет) | |
Комплектация сведений в пачки по количеству документов в пачке | На каждое застрахованное лицо отдельный документ (в отдельных случаях несколько документов). Документы комплектуются в пачки не более чем 200 штук | На каждое застрахованное лицо отдельный документ (в отдельных случаях несколько документов). Документы комплектуются в пачки не более чем 200 штук | Да |
Комплектация сведений в пачки по типу документов | Сведения с разными типами форм ("исходные", "корректирующие" и "отменяющие") комплектуются в разные пачки | Сведения с разными типами форм ("исходные", "корректирующие" и "отменяющие") комплектуются в разные пачки | Да |
Комплектация сведений в пачки по коду категории застрахованного лица | Сведения с разными кодами категории застрахованного лица комплектуются в разные пачки. Если в отчетном периоде у застрахованного лица было две разные категории, на него формируется два документа | Сведения с разными кодами категории застрахованного лица комплектуются в одну пачку. Если в отчетном периоде у застрахованного лица было две разные категории, то на него формирует один документ | Нет |
Комплектация сведений в пачки по типу договора | Раздельное формирование пачек в зависимости от типа договора. При наличии разных типов договора в отчетном периоде у застрахованного лица на застрахованное лицо формируется два документа СЗВ-6-4 | Реквизит "Тип договора" отсутствует, следовательно, разделение пачек и форм по указанному типу отсутствует | Нет |
Представление корректирующих (отменяющих) форм | Сведения, корректирующие данные за предыдущие расчетные периоды, представляются вместе со сведениями "исходные" за период, в котором корректируются данные | Сведения, корректирующие данные за предыдущие расчетные периоды, представляются вместе со сведениями "исходные" за период, в котором корректируются данные | Да |
Сведения о начисленных страховых взносах | Указываются раздельно на страховую и накопительную части трудовой пенсии | Указываются единой суммой, без разделения на страховую и накопительную части трудовой пенсии | Нет |
Сведения об уплаченных страховых взносах | Указываются раздельно на страховую и накопительную части трудовой пенсии, без учета переплаты | Реквизит уплаты страховых взносов отсутствует (не указывается) | Нет |
Сумма доначисленных страховых взносов в результате корректировок | Указывается только в АДВ-6-2 итогом по пачке и по страхователю | Указывается отдельно для каждого застрахованного лица | Нет |
Сумма доуплаченных страховых взносов в результате корректировок | Указывается только в АДВ-6-2 итогом по пачке и по страхователю | Реквизит указания суммы доуплаченных страховых взносов отсутствует (не указывается) | Нет |
Период работы за последние три месяца отчетного периода | Указывается | Указывается | Да |
Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений застрахованного лица, занятого на соответствующих видах работ, на которые начислены страховые взносы по дополнительному тарифу | Указывается | Указывается аналогично СЗВ-4 с добавлением реквизита "Код специальной оценки условий труда" | Да, с некоторым различием |
База для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (сумма выплат и иных вознаграждений, не превышающая предельную величину базы для начисления страховых взносов) | Указывается | Указывается аналогично СЗВ-4 с разделением на реквизиты "всего" и "в том числе по гражданско-правовым договорам" | Да, с некоторым различием |
Суммы выплат и иных вознаграждений, превышающие предельную величину базы для начисления страховых взносов | Указывается только в части сумм, на которые начислялись взносы в объеме 10% (для категории "наемный работник") | Указывается для всех категорий | Нет |
Заполнение реквизита "Отчетный период" | 1, 2, 3, 4 квартал, год | 3, 6, 9, 0 код, год | Нет |
А. Акименко,
начальник Главного управления
Пенсионного фонда N 5 по Москве
и Московской области
Беседовал В. Тресков
"Юрист спешит на помощь", N 5, май 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Юрист спешит на помощь"
"Юрист спешит на помощь" - журнал, посвященный защите прав и интересов
граждан. Издается при участии Министерства юстиции Российской Федерации
и Ассоциации юристов России. Периодичность выхода - 1 раз в месяц