Новая дорожная карта: совершенствование налогового администрирования
14 ноября под председательством Президента РФ Владимира Путина состоялось заседание наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив (АСИ), на котором была одобрена дорожная карта "Совершенствование налогового администрирования"*(1). О том, что планируется сделать, читайте в предложенном материале.
Дорожная карта "Совершенствование налогового администрирования" (далее - дорожная карта) представляет собой план мероприятий на ближайшее время, в котором определены ответственные исполнители, сроки и, кроме того, ожидаемые результаты.
Как заявлено разработчиками документа, целями дорожной карты являются:
- сокращение временных и материальных затрат предпринимателей на подготовку и представление налоговой отчетности, уплату налогов;
- улучшение взаимоотношений между налогоплательщиками в лице предпринимательского сообщества и налоговыми органами с учетом лучших международных практик;
- сближение правил налогового и бухгалтерского учета;
- повышение эффективности механизмов администрирования НДС, стимулирование перехода налогоплательщиков и налоговых органов на электронный документооборот;
- совершенствование администрирования специальных налоговых режимов, применяемых отдельными категориями налогоплательщиков.
Отметим, что заявленные цели порадуют любого российского бухгалтера: очень хочется сократить время на подготовку налоговой отчетности и максимально сблизить бухгалтерский и налоговый учет.
Интересно, что разработчики дорожной карты подсчитали, что в 2013 году среднее время трудозатрат (в часах), потраченное на подготовку и сдачу налоговой отчетности (time to comply), для модельной компании составляет 177 часов. Планируется сократить его до 160 часов в 2015 году и до 150 - в 2018 году.
Не будем уточнять, как эти данные были получены, отметим только, что за 5 лет планируется сократить затраты на подготовку и сдачу налоговой отчетности на 27 часов или на 3,4 рабочих дня. Это за год. Трудно сказать, увидят ли такое сокращение трудозатрат бухгалтеры.
Непосредственными ответственными исполнителями плана мероприятий являются в основном Минфин и ФНС. Что касается сроков, то все мероприятия должны быть реализованы в 2013-2014 годах. При этом работа по перечисленным выше направлениям действительно ведется, и определенные результаты уже достигнуты.
Сокращение времени на подготовку и сдачу налоговой отчетности налогоплательщиков
Сокращение общих временных затрат на подготовку и сдачу налоговой отчетности планируется вести по разным направлениям:
- снижение трудоемкости подготовки и представления налоговой отчетности. Для этого предполагается провести детализацию, сколько затрачивается времени (аудит), необходимого налогоплательщикам на формирование налоговой отчетности (установление системы замера времени), сформировать предложения по сокращению процедур подготовки и представления налоговой отчетности и внести изменения в законодательство РФ;
- внесение изменений в порядок принятия стандартов бухгалтерского учета. Планируется опубликовать в открытом доступе новые стандарты бухгалтерского учета не менее чем за 6 месяцев до даты начала отчетного периода, за который составляется годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, начиная с которой применяется новый стандарт (за исключением случаев добровольного раннего применения стандарта);
- изменение сроков и порядка вступления в силу нормативных правовых актов, меняющих форму представления налоговой отчетности. Предлагается обеспечить обязательную публикацию в открытом доступе новых форм и форматов отчетности, представляемой в налоговые органы, или изменений не менее чем за 2 месяца до начала их применения. Если данный срок будет нарушен - исключить ответственность за нарушение сроков представления налоговых деклараций;
- публикация ФНС действующих контрольных внутри- и междокументальных соотношений, которые позволят налогоплательщикам выявлять и исправлять ошибки до представления деклараций. Работа в этом направлении уже ведется: на сайте ФНС 09.01.2013 были опубликованы контрольные соотношения к декларациям по НДПИ, налогам, уплачиваемым при УСНО, налогу на прибыль, НДС, водному налогу, акцизам и др.;
- обеспечение унификации кодов отчетного периода в различных налоговых декларациях и расчетах, что требовалось сделать уже давно;
- продление сроков представления всех видов налоговой отчетности на 5 дней, а при подаче отчетности в электронном виде - на 10 дней при сохранении сроков уплаты налогов. Это позволит налогоплательщикам уменьшить число ошибок, а также будет стимулировать переход на представление отчетности в электронном виде;
- снижение порога перехода на обязательное представление налоговой отчетности в электронном виде со 100 до 50 человек. В конечном итоге это, безусловно, приведет к сокращению времени на сдачу отчетности, но увеличит затраты, что актуально для малого бизнеса;
- сокращение количества обязательных для заполнения реквизитов платежного поручения для перечисления налогов и сборов, что поможет уменьшить количество ошибок при перечислении налогов. Но эта задача трудноразрешима;
- изменение сроков уплаты НДФЛ по выплатам социальных пособий и отпускных - не позднее последнего дня месяца, в котором выплачен доход. Сегодня на основании абз. 1 п. 6 ст. 226 НК РФ с сумм отпускных налоговый агент обязан исчислить, удержать и уплатить в бюджет НДФЛ при фактической выплате отпускных работнику;
- предоставление возможности получения социальных налоговых вычетов у работодателя (налогового агента) по аналогии с имущественными вычетами. Это упростит налоговое администрирование НДФЛ, но увеличит объем работы бухгалтера;
- запрет на повторное истребование другими федеральными органами исполнительной власти налоговой отчетности, ранее представленной в налоговые органы.
Взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов
Взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов предполагается расширить и сделать наиболее комфортным для налогоплательщиков, для чего будут проводиться следующие мероприятия:
- расширение сферы оказания госуслуг с помощью интернет-сервисов. Сегодня уже активно действуют такие интернет-сервисы, как "Личный кабинет налогоплательщика - физического лица" и "Личный кабинет налогоплательщика - юридического лица" и еще ряд удобных и востребованных налогоплательщиками сервисов. 2 декабря 2013 года запущен новый интернет-сервис - "Решения по жалобам". Предлагается аналогичным образом организовать получение всевозможных справок, актов сверок расчетов с бюджетом, сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
- обеспечение регулярной, не реже 1 раза в полугодие, публикации на сайте ФНС обобщающих обзоров разъяснений Минфина, носящих обязательный характер для налоговых органов по вопросам применения законодательства о налогах и сборах. Сегодня на сайте ФНС можно найти письма Минфина, которые носят обязательный характер для налоговиков, это уже большой шаг вперед в направлении повышения прозрачности налогового законодательства;
- изучение возможности внедрения института "предварительного налогового разъяснения" по оценке хозяйственных ситуаций. Это также должно повысить прозрачность правоприменения налогового законодательства;
- изучение возможности внедрения режима "расширенного взаимодействия" (горизонтального мониторинга). Пилотный проект был запущен в конце 2012 года: было заключено 5 соглашений о расширенном информационном взаимодействии с крупнейшими налогоплательщиками, что позволило налоговым органам осуществлять налоговый контроль на основании предоставляемой информации;
- введение регулирования налогового консультирования и ответственности налоговых консультантов при сохранении принципа добровольности налогового консультирования;
- совершенствование порядка и механизма использования налогоплательщиками льгот (преференций). В настоящее время идет инвентаризация всех налоговых льгот, а также оценивается их влияние на процесс налогообложения;
- совершенствование механизма информирования налогоплательщиков об имеющихся случаях переплаты налогов и сборов, в том числе через личный кабинет налогоплательщика;
- совершенствование порядка представления первичной документации по требованию налоговых органов. Предполагается разработка упрощенного порядка заверения копий истребуемых документов, в том числе в виде заверенной подшивки;
- совершенствование механизма дополнительных мероприятий налогового контроля, включая разработку порядка представления налогоплательщиком письменных возражений по итогам дополнительных мероприятий.
Сближение налогового и бухгалтерского учета
О сближении налогового и бухгалтерского учет говорят уже давно. Сегодня для упрощения налогового учета, устранения положений, препятствующих использованию в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций правил, аналогичных применяемым в бухгалтерском учете, предлагается:
- провести анализ возникновения проблем и рисков налогового администрирования в случаях устранения разниц в правилах бухгалтерского и налогового учета, в том числе публичное обсуждение полного реестра постоянных и временных разниц;
- упростить налоговый учет, устранить положения, препятствующие использованию данных бухгалтерского учета для целей налогового учета.
Электронный документооборот
Для оптимизации документооборота между организациями, налогоплательщиками и налоговыми органами предлагается:
- предоставить возможность использования счета-фактуры с расширенным составом реквизитов в качестве первичного учетного документа. В Письме от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@ "Об отсутствии налоговых рисков при применении налогоплательщиками первичного документа, составленного на основе счета-фактуры" ФНС предлагает к применению новую форму - универсальный передаточный документ (УПД), в котором совмещены счет-фактура и передаточный документ;
- освободить налогоплательщика-продавца от обязательного выставления счета-фактуры (по согласованию сторон), если покупатель не является плательщиком НДС (освобожден или применяет спецрежимы). Данное упрощение будет применяться только в том случае, если, например, "упрощенцы" не обязаны будут прописывать в книге учета доходов и расходов НДС отдельной строкой;
- закрепить за налогоплательщиком право на принятие к вычету НДС по счетам-фактурам, относящимся к налоговому периоду, полученным до срока представления декларации по НДС. При этом такое право будет закреплено за налогоплательщиком либо в периоде принятия товара (работ, услуг) к учету, либо в периоде получения счета-фактуры;
- упростить порядок применения документов при расчетах по НДС, а именно сократить избыточный документооборот за счет выставления сводных счетов-фактур и счетов-фактур от имени агента, дублирование информации по счетам-фактурам;
- обеспечить возможность выставления сводного корректирующего счета-фактуры;
- рассмотреть вопрос о возможности применения заявительного порядка по возмещению НДС, для чего установить пороговое значение по сумме уплаченных налогов, что должно улучшить условия ведения бизнеса для субъектов малого предпринимательства;
- разработать порядок хранения архивов первичных и отчетных документов налогоплательщиков в электронном виде, включая перевод с бумажных носителей в электронный вид. Это, с одной стороны, сократит издержки на ведение архива, с другой - будет стимулировать переход на электронный документооборот;
- наделить ФНС или другой федеральный орган полномочиями по утверждению электронных форматов первичных учетных документов;
- сократить количество документов для подтверждения командировочных расходов, то есть отменить командировочные удостоверения, упростить порядок подтверждения командировочных и представительских расходов;
- закрепить нормы о несущественности ошибок в первичных учетных документах по аналогии с требованиями к счетам-фактурам, что должно уменьшить количество отказов в признании расходов.
Специальные налоговые режимы
Для повышение прозрачности и оптимизации применения специальных налоговых режимов предполагается осуществить следующие мероприятия:
- публикация на сайте Минэкономразвития информации по применению классификаторов видов экономической деятельности. Согласно действующим нормам код объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, определяется по общероссийскому классификатору хозяйствующим субъектом самостоятельно;
- исключение из состава выручки суммы НДС, полученной налогоплательщиком, применяющим УСНО, при выставлении им счета-фактуры с выделенной суммой НДС. Согласно действующим положениям НК РФ в данном случае сумма НДС должна быть уплачена в бюджет и еще включена в доходы при УСНО;
- снятие ограничений на применение УСНО организациями, имеющими представительства. Это должно стимулировать расширение географии бизнеса, упростить работу в других регионах.
В заключение отметим, что необходимо оптимизировать взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов и сократить временные затраты на это. Переход на электронный документооборот с налоговиками, безусловно, будет этому способствовать.
Разъяснение и совершенствование норм налогового законодательства, как и сближение налогового и бухгалтерского учета, облегчит ведение предпринимательской деятельности в целом. Нельзя сказать, что в данном направлении еще ничего не делается, но предпринимаемых шагов пока недостаточно.
Будем надеяться, что работа по совершенствованию налогового администрирования активизируется и с точки зрения практической реализации главные цели будут достигнуты.
Н.А. Петрова,
эксперт журнала "Налоговая проверка"
"Налоговая проверка", N 1, январь-февраль 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Документ размещен на сайте АСИ http://www.asi.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"