Тарифы страховых взносов в 2014 году
В соответствии с Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, одобренными Правительством РФ 5 мая 2013 года, предполагается продление до 2016 года применения тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на уровне 2013 года в отношении большинства плательщиков, равного 30%, и неперсонифицированного тарифа, равного 10% сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов в ПФР. Какие размеры тарифов применяются при исчислении страховых взносов в отдельные внебюджетные фонды? Какие пониженные тарифы и для каких категорий плательщиков страховых взносов предусмотрены на 2014 год? Какие дополнительные тарифы установлены для организаций с вредными и опасными условиями труда? Ответы на эти и другие вопросы представлены в данной статье.
Тариф страховых взносов определен в ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) как размер страховых взносов на единицу измерения базы для начисления страховых взносов. Аналогичное определение содержится в ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ).
К сведению. С 01.01.2014 предельный размер облагаемой базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды согласно Постановлению Правительства РФ от 30.11.2013 N 1101 увеличился до 624 000 руб. Напомним, что в 2013 году данная величина составляла 568 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 10.12.2012 N 1276).
Следует отметить, что законодатели не раз вносили в названные федеральные законы изменения, касающиеся порядка определения тарифов страховых взносов. К наиболее значимым законодательным актам можно отнести федеральные законы от 03.12.2012 N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 243-ФЗ) и от 04.12.2013 N 351-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения" (далее - Федеральный закон N 351-ФЗ).
Важный момент: многие из положений Федерального закона N 243-ФЗ были признаны Федеральным законом N 351-ФЗ недействующими. В первую очередь это касается порядка учета на индивидуальных счетах сумм страховых взносов, начисленных страхователем каждому застрахованному лицу, а также продления периода применения некоторых тарифов страховых взносов.
Кроме того, Федеральный закон N 167-ФЗ дополнен новой ст. 33.3, в которой прописан порядок определения варианта пенсионного обеспечения застрахованных лиц.
Обратите внимание! Пунктом 4 ст. 3 Федерального закона N 351-ФЗ в Федеральный закон N 167-ФЗ была внесена ст. 22.2 "Единый расчетный документ" следующего содержания. Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (начиная с расчетного периода 2014 года) осуществляется единым расчетным документом, направляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства, с применением кода бюджетной классификации, предназначенного для учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии.
Тарифы для страхователей, не отнесенных к льготным категориям. В соответствии со ст. 58.2 Федерального закона N 212-ФЗ в 2014 году для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 данного закона, а именно для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, применяются следующие тарифы страховых взносов.
База для начисления страховых взносов | Тариф страховых взносов, % | ||
ПФР | ФСС | ФФОМС | |
В пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов | 22,0 | 2,9 | 5,1 |
Свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов | 10,0 | 0,0 | 0,0 |
Как известно, страховые взносы, перечисляемые в ПФР, подразделяются на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Тарифы для организаций, производящих выплаты физическим лицам и не отнесенных согласно п. 4 и 6 ст. 33 Федерального закона N 167-ФЗ к льготным категориям плательщиков страховых взносов, установлены в ст. 22 названного закона. Однако в 2014 году уплата страховых взносов такими организациями производится исходя из размеров тарифов, прописанных в ст. 33.1 Федерального закона N 167-ФЗ.
Стоит отметить, что ст. 33.1 Федерального закона N 167-ФЗ изложена в новой редакции. Согласно п. 2 данной статьи в 2014-2016 годах для страхователей, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 6 этого закона, за исключением страхователей, обозначенных в п. 4 и 6 ст. 33 закона, применяются тарифы страховых взносов, равные 22% (в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов) и 10% (свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов).
В соответствии с п. 3 ст. 33.1 Федерального закона N 167-ФЗ сумма страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию на финансирование страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии в отношении застрахованных лиц определяется ПФР на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета согласно выбранному застрахованным лицом варианту пенсионного обеспечения (0 или 6% на финансирование накопительной части трудовой пенсии) по следующим тарифам.
К сведению. Статья 33.1 введена в Федеральный закон N 167-ФЗ Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ. Первоначально ее действие распространялось на период 2012-2013 годов. Федеральным законом от 03.12.2012 N 243-ФЗ действие данной статьи было распространено на период 2015 года. Федеральным законом N 351-ФЗ предусмотрено, что установленные тарифы будут применяться и в 2016 году.
Тариф страховых взносов | Для лиц 1966 года рождения и старше | Для лиц 1967 года рождения и моложе | |||
Вариант пенсионного обеспечения: 0% на финансирование накопительной части трудовой пенсии | Вариант пенсионного обеспечения: 6% на финансирование накопительной части трудовой пенсии | ||||
на финансирование страховой части трудовой пенсии | на финансирование накопительной части трудовой пенсии | на финансирование страховой части трудовой пенсии | на финансирование накопительной части трудовой пенсии | ||
22% (в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов) | 22% на финансирование страховой части трудовой пенсии, из них: 6% - солидарная часть тарифа страховых взносов; 16%-индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 22%, из них: 6% - солидарная часть тарифа страховых взносов; 16% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 0% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 16%, из них: 6% - солидарная часть тарифа страховых взносов; 10% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 6% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов |
10% (свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов) | 10% - солидарная часть тарифа страховых взносов | 10% - солидарная часть тарифа страховых взносов | 0% | 10% - солидарная часть тарифа страховых взносов | 0% |
Пониженные тарифы для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011-2027 годов. Порядку применения пониженных тарифов страховых взносов посвящена ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ. В ней перечислены категории плательщиков страховых взносов, которые вправе применять такие тарифы, а также условия их применения.
В частности, в ч. 3.4 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что в 2014 году (и по 2018 год) для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 8 ("упрощенцев", занимающихся определенными видами деятельности), 10 (аптечных организаций), 11 (некоммерческих организаций), 12 (благотворительных организаций), 14 (предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения) ч. 1 данной статьи, действуют следующие тарифы страховых взносов:
- 20% - в ПФР;
- 0% - в ФСС;
- 0% - в ФФОМС.
К сведению. Соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 НК РФ (ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ, письма ФСС РФ от 18.12.2012 N 15-03-11/08-16893, от 03.04.2012 N 15-03-18/08-3638, Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2011 N 5071-19).
Как распределяются льготные тарифы страховых взносов на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии? Согласно п. 12 ст. 33 Федерального закона N 167-ФЗ (в редакции Федерального закона N 351-ФЗ) в течение 2014-2018 годов для страхователей, указанных в пп. 8, 10-12 и 14 п. 4 настоящей статьи, применяется тариф страхового взноса, равный 20%. При этом сумма страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в отношении застрахованных лиц определяется ПФР на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с выбранным застрахованным лицом вариантом пенсионного обеспечения (0 или 6% на финансирование накопительной части трудовой пенсии) по следующим тарифам.
Тариф страховых взносов для лиц 1966 года рождения и старше | Тариф страховых взносов для лиц 1967 года рождения и моложе | |||
Вариант пенсионного обеспечения: 0% на финансирование накопительной части трудовой пенсии | Вариант пенсионного обеспечения:6% на финансирование накопительной части трудовой пенсии | |||
на финансирование страховой части трудовой пенсии | на финансирование накопительной части трудовой пенсии | на финансирование страховой части трудовой пенсии | на финансирование накопительной части трудовой пенсии | |
20% на финансирование страховой части трудовой пенсии, из них: 4% - солидарная часть тарифа страховых взносов; 16% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 20%, из них: 4% - солидарная часть тарифа страховых взносов; 16% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 0% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 14%, из них: 4% - солидарная часть тарифа страховых взносов; 10% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 6% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов |
Уплата страховых взносов организациями с вредными и опасными условиями труда. Организации, где есть работы с вредными и опасными условиями труда, должны платить страховые взносы по пяти разным тарифам в зависимости от условий труда. Они будут выявляться по результатам специальной оценки, которая с 2014 года полностью заменяет аттестацию рабочих мест. Если условия будут признаны допустимыми или оптимальными, дополнительный тариф страховых взносов будет нулевым. В остальных случаях он может составить от 2 до 8%. Подкласс условий труда и тариф можно определить и по результатам аттестации рабочих мест. Ее итоги будут действительны до 2018 года. Если в организации не было аттестации и она срочно в начале 2014 года не проведет специальную оценку, для нее будут действовать ставки, предусмотренные ст. 33.2 Федерального закона N 167-ФЗ: 4% - для работников с должностями из списка 2, 6% - для сотрудников с должностями из списка 1. Напомним, что списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утверждены Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10.
Класс условий труда | Подкласс условий труда | Тариф, % |
Оптимальный | 1 | 0 |
Допустимый | 2 | 0 |
Вредный | 3,1 | 2 |
3,2 | 4 | |
3,3 | 6 | |
3,4 | 7 | |
Опасный | 4 | 8 |
Уплата страховых взносов в ПФР индивидуальными предпринимателями. Федеральным законом от 23.07.2013 N 237-Ф3 были внесены значительные изменения в ст. 14 "Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам" Федерального закона N 212-ФЗ. Данные поправки вступили в силу с 1 января 2014 года.
Так, согласно новой редакции ч. 1.1 этой статьи размер страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке:
- если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 руб. - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, предусмотренного п. 1 ч. 2 ст. 12 Федерального закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз;
- если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 руб. - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, предусмотренного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 Федерального закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз, плюс 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть больше размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, предусмотренного п. 1 ч. 2 ст. 12 Федерального закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.
В части 8 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ содержится уточнение, что в целях применения положений ч. 1.1 данной статьи доход учитывается следующим образом:
1) для плательщиков страховых взносов, уплачивающих НДФЛ, - в соответствии со ст. 227 НК РФ;
2) для плательщиков страховых взносов, уплачивающих ЕСХН, - согласно п. 1 ст. 346.5 НК РФ;
3) для плательщиков, применяющих УСНО, - в силу ст. 346.15 НК РФ;
4) для плательщиков, применяющих спецрежим в виде ЕНВД, - в соответствии со ст. 346.29 НК РФ;
5) для плательщиков, применяющих патентную систему налогообложения, - на основании ст. 346.47 и 346.51 НК РФ.
Что касается плательщиков страховых взносов, применяющих более одного режима налогообложения, то для них облагаемые доходы от деятельности суммируются.
Обратите внимание! Согласно ч. 2 ст. 16 Федерального закона N 212-ФЗ (в редакции Федерального закона N 237-ФЗ) страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за расчетный период, уплачиваются им не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Тарифы страховых взносов, уплачиваемых в ФСС в связи с обязательным социальным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Планируется, что как в 2014 году, так и в 2015-2016 годах страховые взносы на травматизм будут рассчитываться по тем же правилам, что и сейчас. То есть сохраняются 32 страховых тарифа (от 0,2 до 8,5%), дифференцированных по видам экономической деятельности в зависимости от класса профессионального риска. Также останутся все нынешние льготы, в том числе для предпринимателей, в отношении выплат инвалидам.
Напомним, что размеры тарифов установлены Федеральным законом от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год", а Классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска утверждена Приказом Минтруда РФ от 25.12.2012 N 625н.
К сведению. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 03.12.2012 N 228-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в размере 60% страховых тарифов, установленных ст. 1 данного закона, индивидуальными предпринимателями в части начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования выплат в денежной и (или) натуральной формах (включая в соответствующих случаях вознаграждения по гражданско-правовым договорам) работникам, являющимся инвалидами I, II или III группы.
Н.И. Будакова,
эксперт журнала
"Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"
Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15
Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)