Наша компания импортирует товар на условиях FCA для его последующей реализации в РФ. В ГТД проставлена отметка таможенного органа "Выпуск разрешен". Автомобиль, на котором перевозились товары, по дороге с таможенного поста до склада загорелся. Часть груза была уничтожена пожаром. В каком размере можно принять к вычету НДС, уплаченный на таможне, при условии, что момент перехода права собственности на товар в договоре не определен?
Мы считаем, что организация вправе принять к вычету таможенный НДС, уплаченный со стоимости всей партии товара, а не только той части груза, которая осталась нетронута пожаром и фактически поступила на склад. Однако не исключено, что это приведет к разногласиям с налоговыми органами и спор придется решать в судебном порядке. Расскажем подробнее.
По общему правилу, налогоплательщик может принять к вычету суммы НДС, уплаченные им при ввозе товаров на территорию РФ, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу РФ без таможенного оформления (п. 2 ст. 171 НК РФ). Вычет возможен при одновременном соблюдении ряда условий, предусмотренных в п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ, а именно:
- товары приобретены для осуществления облагаемых НДС операций;
- у компании есть документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию РФ;
- товары приняты на учет на основании соответствующих первичных документов.
Первые два условия в рассматриваемой ситуации выполнены. Разберемся с моментом принятия товаров на учет.
Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. Из пункта 1 ст. 223 ГК РФ следует, что право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. Пункт 1 ст. 224 ГК РФ признает под передачей вручение вещи приобретателю, а равно сдачу перевозчику для отправки приобретателю или сдачу в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки.
В вашем случае в договоре поставки не определен момент перехода права собственности на товар от продавца к покупателю. Вместе с тем есть оговорка, что товар импортируется на условиях FCA.
Расшифровка этого понятия приведена в Международных правилах толкования торговых терминов Инкотермс 2010 (публикация Международной торговой палаты N 715). Так, условие поставки FCA "франко-перевозчик" означает, что продавец обязан нести все риски утраты или повреждения товара до момента его поставки. При этом поставка считается выполненной:
- когда товар загружен в транспортное средство перевозчика (если пункт передачи груза находится в помещениях продавца);
- когда неотгруженный с транспортного средства продавца товар предоставлен в распоряжение перевозчика (если пункт передачи груза находится в ином месте).
Продавец обязан направить покупателю надлежащее извещение о передаче товара перевозчику и представить за свой счет в качестве доказательства поставки обычные транспортные документы (например, товарно-транспортную накладную).
Из вышесказанного следует, что риски утраты или повреждения товара перешли к вашей организации в момент, когда продавец передал его перевозчику (транспортной организации). Эта дата должна быть отражена в транспортной накладной, выписанной на имя грузополучателя. Именно на эту дату, по нашему мнению, к вашей организации перешло и право собственности на товар. Соответственно, эта же дата является моментом принятия данного товара к учету.
В таком случае получается, что возгорание автомобиля перевозчика и, соответственно, утрата части товара произошли уже после того, как он был поставлен на учет. Значит, в вашей ситуации выполнены все условия для вычета "ввозного" НДС.
Налоговики при проверке могут посчитать, что раз товар был утрачен и, соответственно, уже не может быть реализован (не может участвовать в облагаемых НДС операциях), то и вычет по нему заявить нельзя. Обратное, скорее всего, придется доказывать в суде. При этом вероятность выиграть спор достаточно высока.
Так, похожая ситуация была рассмотрена арбитрами ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 15.10.2012 N А56-165/2012. Налоговики посчитали, что организация неправомерно приняла к вычету НДС, уплаченный на таможне при ввозе товаров (фруктов и овощей), поскольку часть из них испортилась и не была реализована. Судьи, однако, довод инспекторов не оценили и приняли сторону компании. Аргументы были таковы. Исходя из буквального толкования положений НК РФ, основными факторами, определяющими право налогоплательщика на применение налоговых вычетов, являются приобретение товаров, принятие их к учету, а также предназначение. То обстоятельство, что часть ввезенных товаров не была в дальнейшем реализована в связи с порчей скоропортящейся продукции и ее списанием, не могло являться основанием для отказа в вычете НДС, уплаченного на таможне. Перечень оснований для восстановления НДС, указанный в п. 3 ст. 170 НК РФ, является закрытым. В нем отсутствует такое основание для восстановления налога, как списание и уничтожение ТМЦ в результате недостачи, потери, пожара, порчи. Выбытие товаров в таком случае не меняет изначальной цели их приобретения. Кроме того, реализация приобретенного товара не является в силу закона условием применения налоговых вычетов. А отсутствие возможности использовать приобретенные товары в предпринимательской деятельности по причине их утраты (порчи) не свидетельствует о неправомерности применения вычетов по НДС.
Е. Профатилова,
"ЭЖ"
1 апреля 2014 г.
"ЭЖ Вопрос-Ответ", N 4, апрель 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "ЭЖ Вопрос-Ответ"
Ежемесячный журнал для практикующих бухгалтеров, финансовых работников, аудиторов и налоговых консультантов.
Журнал составлен в диалоговом режиме, на основе ответов на вопросы читателей.
На ваши вопросы отвечают ведущие эксперты "АКДИ Экономика и жизнь", специалисты ФНС и Минфина России.
Все ваши вопросы сформированы в тематические рубрики:
- Бухгалтерский учет. Учет различных хозяйственных операций, различных видов имущества, организация документооборота, составление отчетности.
- Налоги. Освещение вопросов, связанных с исчислением и уплатой налогов при всех налоговых режимах.
- Труд и заработная плата. Расчет среднего заработка, выплата компенсаций, заключение трудовых договоров, ведение кадровой документации.
- Право. Сложные вопросы правового обеспечения хозяйственной деятельности, (лицензирование, сертифицирование, ВЭД и другие актуальные темы).
А также рубрика "Личный интерес", где публикуются ответы на вопросы, которые волнуют наших читателей, но не связаны напрямую с их профессиональной деятельностью.
Учредители: ЗАО ИД "Экономическая газета", ООО "ВИКОР МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал перерегистрирован в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N 77-14318 от 10.01.2003
Адрес редакции и издателя: 125319, Москва, ул. Черняховского, д. 16
E-mail: vo@ekonomika.ru