Какой формы бланки строгой отчетности (билеты, абонементы) можно применять для оказания услуг населению в бюджетном учреждении культуры (дом культуры)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В качестве форм бланков строгой отчетности учреждениями культуры при оказании услуг населению в зависимости от вида оказываемых услуг могут использоваться:
- самостоятельно разработанный бланк строгой отчетности;
- бланки "Билет", "Абонемент", "Экскурсионная путевка", утвержденные приказом Минкультуры России от 17.12.2008 N 257;
- бланки строгой отчетности, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.02.2000 N 20н, при условии проштамповки недостающих реквизитов и издания соответствующего приказа по учреждению.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее - ККТ), включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В то же время п. 2 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели, в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (далее - БСО).
Порядок утверждения форм таких бланков, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения установлены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 "О порядке осуществления денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" (далее - Положение).
Пунктом 5 Положения установлено, что, если в соответствии с законодательством РФ федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, такие федеральные органы исполнительной власти утверждают указанные формы бланков документов для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
В настоящее время ни один из органов исполнительной власти полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг по обучению детей в платных кружках, не наделен.
Поэтому учреждение культуры, оказывающее услуги населению, для осуществления наличных денежных расчетов без применения ККТ вправе использовать самостоятельно разработанный бланк строгой отчетности, в котором должны содержаться реквизиты, перечисленные в п. 3 Положения.
Утверждения формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти не требуется. Данный вывод подтвержден письмами Минфина России от 21.01.2009 N 03-01-15/1-18, от 19.01.2009 N 03-01-15/1-14, от 20.08.2008 N 03-01-15/9-294.
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем.
Изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе (типографии) бланка документа - сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика-изготовителя, местонахождение, номер заказа и год его выполнения, тираж.
Автоматизированная система, предназначенная для формирования БСО, должна обеспечивать защиту, фиксацию, хранение сведений о бланке документа, что соответствует требованиям, предъявляемым к ККТ в этой части, простой компьютер для формирования БСО использован быть не может (смотрите письма Минфина России от 07.11.2008 N 03-01-15/11-353, от 03.02.2009 N 03-01-15/1-43).
Кроме того, исходя из п. 8 Положения N 359, при заполнении бланка документа должно обеспечиваться одновременное оформление не менее одной копии либо бланк документа должен иметь отрывные части, за исключением следующих случаев:
а) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, указанных в пунктах 5 и 6 Положения N 359, установлен иной порядок заполнения бланка документа;
б) все реквизиты документа заполняются типографским способом при изготовлении бланка документа;
в) все или часть реквизитов документа указываются в электронном виде.
Кроме того, в качестве форм бланков строгой отчетности при оказании соответствующих услуг учреждениями культуры (театрально-зрелищными предприятиями, концертными организациями, коллективами филармоний, цирковыми предприятиями, зоопарками, музеями, парками (садами) культуры и отдыха и т.д.) должны использоваться:
- формы бланков "Билет", "Абонемент", "Экскурсионная путевка", утвержденные приказом Минкультуры России от 17.12.2008 N 257;
- либо бланки строгой отчетности, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.02.2000 N 20н "Об утверждении бланков строгой отчетности", при условии проштамповки недостающих реквизитов и издания соответствующего приказа по учреждению (п. 1.10 Методических указаний о порядке применения, учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности организациями и учреждениями, находящимися в ведении Минкультуры РФ, направленных Письмом Минкультуры РФ от 15.07.2009 N 29-01-39/04).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
Ответ прошел контроль качества
6 мая 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.