Может ли ведение бухгалтерского учета на период отсутствия главного бухгалтера быть возложено на другого работника учреждения (внутреннего ревизора)?
Бюджетные учреждения при ведении бухгалтерского учета руководствуются не только нормами Инструкций N 157н *(1), 174н *(2), но и положениями Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете).
Пунктами 1, 3 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете установлено, что ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта - руководителем учреждения. При этом руководитель учреждения обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо учреждения либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
По мнению Минфина, изложенному в Письме от 18.12.2013 N 02-06-010/54151, под должностным лицом понимается лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления (по аналогии с толкованием понятия должностного лица в ст. 2.4 КоАП РФ).
Законом о бухгалтерском учете не предусмотрено специальных норм по квалификационным требованиям, установленным к главному бухгалтеру и иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, являющимся работниками учреждений государственного сектора. При определении квалификационных требований к работникам бюджетного учреждения следует использовать Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37 (далее - Квалификационный справочник).
Должностные обязанности главного бухгалтера согласно Квалификационному справочнику в том числе предусматривают организацию работы по постановке и ведению бухгалтерского учета организации в целях получения заинтересованными внутренними и внешними пользователями полной и достоверной информации о ее финансово-хозяйственной деятельности и финансовом положении.
В свою очередь, должностные обязанности бухгалтера-ревизора включают в себя выполнение в соответствии с действующими положениями и инструкциями плановые и по специальным заданиям документальные ревизии хозяйственно-финансовой деятельности учреждения по ведению бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, а также их подразделений, находящихся на самостоятельном балансе. Бухгалтер-ревизор обязан:
- своевременно оформлять результаты ревизии и представлять их в соответствующие инстанции для принятия необходимых мер;
- давать оперативные указания руководителям ревизуемого объекта об устранении выявленных нарушений и недостатков, проведении контрольных проверок выполненных работ;
- контролировать достоверность учета поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, правильность расходования материалов, топлива, электроэнергии, денежных средств, соблюдения смет расходов, порядок составления отчетности на основе первичных документов, а также организацию проведения инвентаризаций и бухгалтерского учета в подразделениях предприятия, а также соблюдение сроков перечисления налогов и сборов и выплаты заработной платы;
- участвовать в разработке и осуществлении мер, направленных на повышение эффективности использования финансовых средств, усиление контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью учреждения, обеспечение сохранности собственности учреждения и правильной организации бухгалтерского учета;
- принимать необходимые меры по использованию в работе современных технических средств;
- контролировать деятельность работников учреждения по вопросам ведения бухгалтерского учета и отчетности.
Таким образом, должностные обязанности главного бухгалтера и бухгалтера-ревизора существенно отличаются. По мнению Минфина, высказанному в Письме от 18.12.2013 N 02-06-010/54151, если в функциях должностного лица одновременно объединяются как функции внутреннего финансового контроля (внешнего финансового контроля), так и функции организации и ведения бухгалтерского учета, возникает конфликт интересов.
В связи с этим, если в штате учреждения не предусмотрена должность главного бухгалтера (бухгалтера) или он временно отсутствует и из-за конфликта интересов невозможно возложить обязанности на иное должностное лицо, ведение бухгалтерского учета может быть возложено на организацию, с которой экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. В этом случае квалификационные требования, предъявляемые к физическому или юридическому лицу, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, устанавливаются в соответствии с ч. 4 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете.
Из сказанного можно сделать вывод, что возложение ведения бухгалтерского учета на период отсутствия главного бухгалтера на работника, выполняющего функции ревизора в учреждении, из-за возможного возникновения конфликта интересов нежелательно.
Т. Щедрина,
эксперт журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 мая 2014 г.
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(2) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"