Ответственность, предусмотренная законодательством, связанная с предоставлением бюджетного кредита
Говоря об ответственности, связанной с предоставлением бюджетного кредита, сегодня невозможно однозначно ответить на вопрос, в рамках какого законодательства будет применяться ответственность в случае несвоевременного возврата бюджетного кредита, процентов за его пользование и какой орган будет применять ответственность за нарушение условий договора и норм действующего законодательства, связанных с заключением и исполнением договора о предоставлении бюджетного кредита.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что сторона, заинтересованная в этом в соответствии на сегодняшний момент бюджетный кредит становится достаточно привлекательным, с точки зрения условий получения, и получить его может сторона, заинтересованная в этом в соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ.
Согласно ст. 93.2 Бюджетного кодекса РФ, введенной в действие Законом от 26.04.2007 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" (в ред. Закона от 07.05.2013 г. N 104-ФЗ) к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении бюджетного кредита, применяется гражданское законодательство РФ, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом РФ; при невыполнении заемщиком, гарантом или поручителем обязательств по возврату бюджетного кредита, уплате процентов и (или) иных платежей, предусмотренных заключенным договором, органы государственной власти и местного самоуправления или уполномоченное ими лицо принимают меры по принудительному взысканию с заемщика, гаранта или поручителя просроченной задолженности, в том числе по обращению взыскания на предмет залога.
Следовательно, можно предположить, что ответственность будет наступать, как в рамках Бюджетного кодекса РФ, так и с учетом норм Гражданского кодекса РФ, поскольку договор заключается в рамках гражданского законодательства, с учетом положений о гарантии, поручительстве и залоге, и особенностей, установленных Бюджетным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации.
Если говорить о нормах Гражданского кодекса РФ, в случае ненадлежащего исполнения договора в части возврата бюджетного кредита могут применяться нормы регулирующие ответственность заемщика, в том числе с учетом главы 24 ГК РФ - ответственность за нарушение обязательств, и применение последствий, в случае не исполнения обязательств обеспеченных залогом, гарантией либо поручительством, вытекающим из гражданского законодательства, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 93.2 БК РФ, бюджетный кредит может быть предоставлен только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением), за исключением случаев, когда заемщиком является Российская Федерация или субъект РФ.
Что же непосредственно касается норм Бюджетного кодекса РФ, то в соответствии с Законом от 23.07.2013 г. N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" глава 28 - общие положения части 4 БК РФ была признана утратившей силу. Часть 4 Бюджетного кодекса РФ получила новое наименование - "Бюджетные нарушения и бюджетные меры принуждения" и была дополнена главами 29 - общие положения о бюджетных нарушениях и применении бюджетных мер принуждения и 30 - виды бюджетных нарушений и бюджетные меры принуждения, применяемые за их совершение.
Внесенные изменения поменяли порядок применения мер принуждения и нарушителям бюджетного законодательства и внесли определенную ясность, кем и каким образом меры принуждения будут применяться. Кроме того, появилось понятие бюджетного нарушения.
Главой 30 части 4 Бюджетного кодекса РФ, установлены следующие основания для применения мер бюджетного принуждения в части предоставления бюджетных кредитов:
- нецелевое использование бюджетных средств (ст. 306.4 БК РФ);
- невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита (ст. 306.5 БК РФ);
- неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом (ст. 306.6 БК РФ);
- нарушение условий предоставления бюджетного кредита (ст. 306.7 БК РФ).
Кроме того, применение ответственности к нарушителям бюджетного законодательства в рамках Бюджетного кодекса РФ имеет ряд особенностей. Поскольку наложение санкций, в отличие от гражданского законодательства, где стороной предъявляющей требования о ненадлежащем исполнении обязательств является кредитор, что во многом облегчает порядок привлечения к ответственности заемщика, распределено между различными органами государственной власти.
Главой 29 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Также определен субъектный состав органов, к которым могут применяться меры бюджетного принуждения, предусмотренные главой 30 Бюджетного кодекса РФ, к ним относятся: финансовые органы, главный распорядитель бюджетных средств, распорядитель бюджетных средств, получатель бюджетных средств, главный администратор доходов бюджета, главный администратор источников финансирования дефицита бюджета.
К указанным лицам за совершение бюджетного нарушения, могут быть применены следующие бюджетные меры принуждения:
- бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;
- бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;
- бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета;
- приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций);
- передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.
Кроме того, применение к участнику бюджетного процесса, бюджетной меры принуждения не освобождает его от обязанностей по устранению нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Однако ст. 306.3 Бюджетного кодекса РФ вносит определенную неясность в части полномочий Федерального казначейства, поскольку как указано в п. 2 этой статьи, Федеральное казначейство применяет бюджетные меры принуждения, предусмотренные главой 30 БК РФ, в соответствии с решениями финансового органа об их применении.
Поскольку в соответствии со статьей 93.6 Федеральному казначейству предоставлено право требования от имени Российской Федерации возврата (погашения) задолженности субъекта Российской Федерации (муниципального образования) по денежным обязательствам перед Российской Федерацией по возврату бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов), следовательно, вопрос о применении ответственности Федеральным казначейством в части нарушения условий договора к заемщику будет рассматриваться самостоятельно лишь в рамках заключаемого договора и, следовательно, в рамках гражданского законодательства. В остальных случаях применение мер принуждения Федеральным казначейством будет возможным лишь в соответствии с решениями финансового органа об их применении.
Также, следует отметить, что действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, поскольку прямой нормы указывающей на возможность применения ответственности в рамках главы 30 Бюджетного кодекса РФ к лицам, не являющимся участниками бюджетного процесса и с учетом анализа статьей установленных указанной главой, можно говорить о том, что в рамках Бюджетного кодекса РФ для данной категории лиц ответственность не установлена.
Непосредственно, что касается норм Кодекса РФ об административных правонарушениях, то если ранее глава 28 части 4 Бюджетного кодекса РФ, в части привлечения к ответственности за нарушение норм бюджетного законодательства отсылала нас напрямую к КоАП РФ, то с внесением изменений в часть 4 БК РФ можно говорить о новом виде ответственности - бюджетной, предусмотренной нормами Бюджетного кодекса РФ.
Однако, в соответствии с п. 6 ст. 306.2 БК РФ установлено, что наряду с применением бюджетных мер принуждения применяются меры ответственности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В КоАП РФ также были внесены соответствующие изменения.
Таким образом, наряду с бюджетной и гражданской ответственностью может быть также применена ответственность, предусмотренная КоАП РФ.
В соответствии с этим кодексом предусмотрены следующие виды административной ответственности в части нарушения норм законодательства связанных с предоставлением бюджетного кредита:
- нецелевое использование бюджетных средств (ст. 15.14, в ред. Закона от 23.07.2013 г. N 252-ФЗ);
- невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита (ст. 15.15, в ред. Закона от 23.07.2013 г. N 252-ФЗ);
- неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом (ст. 15.15.1, введена Законом от 23.07.2013 г. N 252-ФЗ);
- нарушение условий предоставления бюджетного кредита (ст. 15.15.2, введена Законом от 23.07.2013 г. N 252-ФЗ);
- нарушение запрета на предоставление бюджетных кредитов и (или) субсидий (статья 15.15.8, введена Законом от 23.07.2013 г. N 252-ФЗ).
В соответствии со ст. 23.7 КоАП РФ (в ред. Закона от 23.07.2013 г. N 252-ФЗ) от имени федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривающего дела об административных правонарушениях, вышеуказанных статей КоАП РФ в пределах своих бюджетных полномочий могут выступать:
1) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, его заместители;
2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, их заместители;
3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, их заместители.
Законом от 23.07.2013 г. N 252-ФЗ в КоАП РФ введена ст. 23.7.1, в соответствии с которой право рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах своих бюджетных полномочий, к которым в том числе отнесены правонарушения в части предоставления бюджетных кредитов, предоставлено органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
Хотелось бы также отметить, что понятие федерального органа исполнительной власти и органа субъекта РФ, осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в КоАП РФ и в иных нормативных актах не определено.
Однако, в соответствии со ст. 265 Бюджетного кодекса РФ, к таким органам могут быть отнесены:
- органы, осуществляющие внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений: Счетная палата Российской Федерации; контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
- органы, осуществляющие внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений: Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований).
Полномочия указанных органов закреплены в главе 26 Бюджетного кодекса РФ.
Кроме того, если обратиться к главе 23 КоАП РФ, помимо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, административные дела в части нецелевого использования денежных средств (ст. 15.14) могут рассматриваться судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье (ст. 23.1).
Также, в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 28.3, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ - судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа, а также должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора, к которым относятся:
- по ст. 15.14 КоАП РФ имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях - должностные лица органов внутренних дел (полиции);
- в соответствии с п. 3 частью 5 ст. 28.3, по интересующим нас статьям, в части предоставления бюджетного кредита, также протоколы об административных правонарушениях вправе составлять инспектора Счетной палаты РФ и уполномоченные должностные лица контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации.
Кроме того, следует обратить внимание на ответственность предусмотренную нормами Уголовного кодекса Российской Федерации в части нецелевого расходования бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ), при наличии состава преступления.
Таким образом, при предоставлении бюджетного кредита предусмотрены различные виды ответственности, начиная с гражданской и заканчивая уголовной, что, обусловлено, прежде всего, субъектным составом в части возникающих договорных правоотношений и самой природой бюджетного кредита, поскольку бюджетный кредит - это особая форма вложения денежных средств, принадлежащих государству, которая должна не только приносить доход, но и обеспечить эффективное управление денежной ликвидностью.
В связи с чем, обе стороны по договору должны быть заинтересованы в эффективном использовании бюджетных средств. Одним из таких рычагов является, конечно же, ответственность, которая может применяться к сторонам в случае ненадлежащего исполнения обязательств, установленных не только договором, но и нормами законодательства. В свою очередь, хотелось бы порекомендовать, конечно, прежде всего, заемщику обращать внимание при составлении договора по предоставлению бюджетного кредита на ответственность, которая может наступать не только в рамках заключаемого договора, но и в рамках законодательства, так как в настоящий момент такая повышенная ответственность предусмотрена нормами действующего законодательства.
Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: части первая, вторая, третья и четвертая.- М.: Проспект, КноРус, 2013.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 2013 год. - М.: Эксмо, 2013.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. - М.: Эксмо, 2013.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации. - М.: Проспект, КноРус, 2013.
5. Собрание законодательства РФ. 30.04.2007 г. N 18. Ст. 2117.
6. Собрание законодательства РФ. 13.05.2013 г. N 19. Ст. 2331.
7. Собрание законодательства РФ. 05.08.2013 г. N 31. Ст. 4191.
Е.Р. Армасова,
начальник юридического отдела Управления
Федерального казначейства по Тверской области
"Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", N 3, март 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Финансовый вестник: финансы,
налоги, страхование, бухгалтерский учет"
Учредитель - ООО "Книжная редакция "Финансы"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-7752 от 16 апреля 2001 г.
Адрес редакции: 125009, Москва, ул. Тверская, 22-б.
тел.: 8 (495) 699-43-85; 699-96-16
Internet: http://finance-journal.ru
Подписные индексы
"Роспечать" 80736
"Пресса России" 45427