Метод бросания кошек
На основе практической реализации магистерских программ в НИУ ВШЭ автор исследует результаты внедрения новой системы двухуровневого юридического образования, ее потенциал, а также освещает проблемы, с которыми при этом приходится сталкиваться: ранняя специализация, допуск в юридическую магистратуру лиц с непрофильным образованием и пр.
Несколько вводных цифр. Переход на двухуровневую (Болонскую) систему на факультете права НИУ ВШЭ начался в 2008 г., когда на первом курсе были образованы две группы, обучающиеся по программе бакалавриата, и закончится в 2015 г., когда будут выпущены последние студенты, обучающиеся по программе специалитета. Параллельно шло развитие магистратуры. В 2009 г. были открыты две первые магистерские программы, в настоящее время (2013/2014 учебный год) на факультете права НИУ ВШЭ их предлагается десять: "Корпоративный юрист", "Публичное право", "Правовая информатика", "История, теория и философия права", "Финансовое, налоговое и таможенное право", "Юрист в правосудии и правоохранительной деятельности", "Правовое обеспечение управления персоналом", "Исламское право", "Международное частное право", "Право и финансы". Программа "Право и финансы" была открыта в 2014 г. как полностью коммерческая, но набрать слушателей не удалось, несмотря на привлекательную возможность получения второго диплома зарубежного университета.
На каждую магистерскую программу (кроме полностью коммерческих) в НИУ ВШЭ выделяется до 15 бюджетных мест, еще пять мест предоставляется для обучения на платной основе. Бюджетные места обычно заполняются, платные используются не полностью. В случаях, когда количество абитуриентов с проходными баллами превышает число бюджетных мест, квота мест на программе может быть увеличена за счет других программ, где случился недобор, а также из резервного фонда ректора. Конечно же, наличие мощной бюджетной поддержки - громадное преимущество, которое позволяет разрабатывать и запускать новые магистерские программы. НИУ ВШЭ пока слабо ощущает на себе главную проблему перехода на двухуровневую систему - узость второй ступени высшего образования из-за ограниченности бюджетных мест.
Предварительное замечание. Что показали несколько лет работы по Болонской системе? Неоднократно звучали панические высказывания о том, что двухуровневый подход "погубил" российское национальное образование, резко снизил качество обучения и т.д. Но скажем себе честно: российская система образования встретила XXI в. далеко не в лучшем виде - сильно обветшала, во многих отношениях устарела. Государственная поддержка образования сократилась. Частные образовательные учреждения не повысили, а скорее, понизили качество обучения. Преподаватели работали в нескольких местах, пытаясь выжить в условиях унизительно низких ставок. При таких обстоятельствах разработка новых современных учебных курсов отходила на второй план - нужно было хотя бы вытянуть уже существующие.
Любой переходный процесс сопровождается неизбежными потерями и трудностями. Вопрос в том - во имя чего? Оправдала ли себя кардинальная ломка системы образования, принесла ли она позитивные результаты?
На этот вопрос трудно ответить однозначно, но общий баланс представляется положительным. Российской системе образования, завязнувшей в своих бедах и неудачах, была необходима встряска. Кошка, как ее ни бросить, если она не совсем старая и больная, обязана встать на четыре лапы. И система образования - тоже.
Примечание. Мощный импульс перемен может принести и гибель, и обновление: результат зависит от профессионализма кадров. В российском образовании определенно есть необходимый потенциал, чтобы адаптироваться к новым условиям, а затем выйти на новый виток качества образования.
Не ошибиться бы на первом шаге. Переход на Болонскую систему предполагает четкое понимание различий двух ступеней высшего образования, своеобразия их места и назначения.
Бакалавриат - первая ступень высшего образования. Он призван заложить фундамент профессионального образования, создать основу, на которой будет затем развиваться специалист-профессионал. Соответственно, программу обучения необходимо сбалансировать таким образом, чтобы охватить основные компоненты современной образовательной модели юриста.
Это очень трудная задача. В НИУ ВШЭ существует мнение, что в бакалавриате должно быть не более 9-10 обязательных учебных дисциплин: большего количества студенты якобы не освоят. В то же время еще в 1970-е гг. высшее юридическое образование с четырехлетним сроком обучения включало более сорока учебных дисциплин*(1). И студенты справлялись с такой нагрузкой.
Другая проблема бакалавриата - наличие курсов по выбору. В НИУ ВШЭ установлен плановый норматив, согласно которому они составляют не менее 50%. Однако подобный директивный подход может быть оправдан лишь на первом этапе внедрения новой системы обучения, когда не все преподаватели понимают ее смысл и некоторые сопротивляются переменам. Почему правильно 50%, а не 60 или 30? Вероятно, этот вопрос нужно адресовать совести преподавательского коллектива и ответить на него исходя из здравого смысла. Ведь изначально ясно (если не кривить душой и ставить во главу угла интересы студента как будущего профессионала), какие дисциплины действительно необходимы каждому выпускнику, а какие могут остаться на уровне специализации. В конечном счете данный вопрос должен решаться не нормативом, спущенным сверху, а открытым и честным "общественным договором" преподавателей и студентов.
При этом следует иметь в виду, что в бакалавриат приходят вчерашние школьники, не имеющие жизненного и практического опыта, весьма смутно представляющие себе будущую профессию. Было бы ошибкой и непростительным идеализмом полностью отдать в их руки формирование образовательной программы. "Демократия неразвитых умов" уже в значительной степени погубила европейское гуманитарное образование. Не хотелось бы, чтобы нечто подобное произошло и в России.
Вообще ранняя специализация - не достоинство, а серьезный недостаток российской модели образования, отмечаемый авторитетными исследователями*(2).
Примечание. Количество дисциплин по выбору в бакалавриате необходимо сделать минимальным на первом и втором курсах, где закладываются основы фундаментального образования, и увеличить на старших курсах, где изучаются отраслевые и специальные юридические дисциплины.
Но в любом случае курсы по выбору на уровне бакалавриата не могут доминировать, определяя образовательную программу (в магистратуре - наоборот, но об этом далее).
Еще одна вечная проблема образовательных программ - сочетание фундаментального образования и прикладной подготовки. В образовательной программе эти аспекты должны быть сбалансированы, но добиться этого невероятно сложно. Студенты в своих анкетах и пожеланиях дружно пишут: больше конкретики; учите нас писать процессуальные документы! Но выпускники, хлебнувшие юридической практики, говорят совсем о другом: им не хватает фундаментальных знаний, системности, концептуальности, умения разглядеть за деревьями лес. Студенты часто боятся опозориться перед опытными юристами: совершить какую-нибудь нелепую ошибку, не суметь составить элементарный протокол и т.п. Но практическая работа обычно диктует свои условия: например, формы документов в различных ведомствах могут сильно отличаться.
Примечание. В конечном итоге знание законодательства и умение правильно квалифицировать юридическую ситуацию на практике куда более полезны, чем рука, набитая на написании протоколов.
Конкуренция в образовании. Магистратура - вторая ступень высшего образования, рассчитанная на людей, уже сориентировавшихся в профессии и выбравших свой жизненный путь. В настоящее время для поступления в магистратуру не требуется высшего юридического образования - бакалавриата или специалитета. Здесь мы копируем американскую систему образования, рассматривающую юридическое образование как второе, дополнительное (наряду, например, с артистическим или журналистским). В этом есть определенный смысл: молодой человек, неточно выбравший образование первой ступени или проявивший творческие способности, может изменить жизненную траекторию на второй ступени образования.
Но в романо-германской правовой семье, к которой принадлежит Россия, обучение юриста устроено иначе. Бакалавриат закладывает основу юридического образования, а магистратура надстраивается над ним. Конечно, профессиональный вектор можно скорректировать и в этом случае, но только в рамках юридической профессии, выбранной на первом этапе, либо путем получения второго образования. Присвоение квалификации магистра юриспруденции на основе непрофильного философского, экономического и даже технического образования (как это допускается сейчас) нецелесообразно, так как ведет к выпуску "полуспециалистов" и дискредитации магистерского образования в целом.
Примечание. Одно из несомненных достоинств магистратуры заключается в том, что она представляет собой конкурентную форму образования.
Сегодня вузы предлагают широкий спектр магистерских программ, различающихся по темам, ценам и качеству. Уже на старших курсах бакалавриата студенты НИУ ВШЭ начинают выбирать себе магистерскую программу, посещают дни открытых дверей, активно обсуждают эти вопросы на форумах в Интернете. Сильные, интересные магистерские программы будут расти и развиваться, а слабые и несовременные прекратят свое существование.
Есть определенные тонкости в формировании содержания магистерских программ. В них тоже должны сочетаться фундаментальное образование и прикладная подготовка, но, разумеется, по-другому. Совсем исключить фундаментальные дисциплины нельзя (это все-таки высшее образование), но приоритет на второй ступени образования необходимо отдать курсам и дисциплинам специализации. Львиная доля предметов в магистерской программе должны быть курсами по выбору - студенты в данном случае сами способны разобраться, что им нужно, а что не очень. Практика нескольких лет работы показала, что неинтересные студентам дисциплины уходят из учебного плана, их просто перестают выбирать.
Как эффективная форма работы проявил себя еженедельный научно-исследовательский семинар. Организовать его оказалось далеко не ординарной задачей. В практике НИУ ВШЭ наметились две наиболее популярные формы: заполнение семинара краткосрочными учебными курсами и (или) приглашение в качестве выступающих гостей. Программа "Правовая информатика" пошла по второму пути и дает неплохие результаты: студенты с интересом встречают специалистов, рассказывающих о своем жизненном пути, профессиональных проблемах, знаниях и навыках, которые им особенно пригодились в их практической деятельности.
Сегодня становится очевидным, что и в магистратуре, и в бакалавриате назревает глобальный пересмотр форм и методов обучения, связанный с развитием Интернета и средств телекоммуникации. По-видимому, будущая модель образования будет представлять собой комбинацию дистанционного обучения, управляемой самостоятельной работы, интенсивного (но короткого) курса очного обучения и тщательно спланированного разветвленного контроля над конечными результатами образовательной деятельности.
Подводя итог, можно сказать, что в двухуровневой системе высшего образования содержится немало возможностей. Важно их понять и осмысленно использовать применительно к российским реалиям, а не слепо и некритически копировать формы, созданные для неподходящих нам целей в других странах.
В.Б. Исаков,
заведующий кафедрой теории права
и сравнительного правоведения факультета права НИУ ВШЭ, доктор юридических наук, профессор,
заслуженный юрист РФ
"Закон", N 1, январь 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См., напр., выписку из зачетной книжки студента Свердловского юридического института 1971 г. выпуска: 1. История КПСС. 2. Марксистско-ленинская философия. 3. Политическая экономия. 4. Основы научного коммунизма. 5. Логика. 6. Иностранный язык. 7. Теория государства и права. 8. История государства и права СССР. 9. История государства и права зарубежных стран. 10. История учений о государстве и праве. 11. Государственное право СССР. 12. Государственное право зарубежных социалистических стран. 13. Государственное право буржуазных государств и стран, освободившихся от колониальной зависимости. 14. Организация суда и прокуратуры в СССР. 15. Советское право: а) административное; б) финансовое; в) уголовное; г) гражданское и семейное; д) трудовое; е) земельное; ж) колхозное. 16. Советский уголовный процесс. 17. Советский гражданский процесс. 18. Международное право. 19. Криминалистика. 20. Советское строительство. 21. Основы бухгалтерского учета и судебной бухгалтерской экспертизы. 22. Судебная статистика. 23. Дисциплины специализаций: а) криминология; б) исправительно-трудовое право; в) судебная психология; г) прокурорский надзор в СССР; д) судебная медицина; е) судебная психиатрия; ж) практикум по криминалистике - зачет; з) проблемы общей теории права - зачет; и) проблемы политической экономики - зачет; к) анализ хозяйственной деятельности - зачет. 24. Физическое воспитание - зачет. 25. Производственная практика. Обучение заканчивалось сдачей пяти государственных экзаменов: политической экономии; теории государства и права; советского гражданского права; советского уголовного права; уголовного или гражданского процесса (по выбору, в соответствии со специализацией). Немногочисленные дипломники, которых оставляли в институте для преподавательской работы, сдавали один государственный экзамен и защищали дипломную работу.
*(2) В.П. Зинченко, в частности, пишет: "Гуманности, гуманитарности образования противостоит его ранняя специализация, чтобы не сказать утилитаризация. Призывы к гуманитаризации образования - не дань моде. Дефицит гуманитарности порождает технократические установки в мышлении, а последние - глобальные проблемы современности" (Зинченко В.П. Дистанционное образование (к постановке проблемы) // www.eidos.ru/journal/2000/0207-02.htm).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Метод бросания кошек
Автор
В.Б. Исаков - заведующий кафедрой теории права и сравнительного правоведения факультета права НИУ ВШЭ, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ
"Закон", 2014, N 1