Со служащей был заключен срочный служебный контракт для замещения должности на период отсутствия гражданского служащего, за которым сохраняется должность гражданской службы. Но до выхода отсутствующего служащего его должность подлежит сокращению. По какому основанию следует уволить временного работника: в связи с истечением срока служебного контракта или по причине сокращения штата?
Срочный служебный контракт прекращается, а гражданский служащий увольняется по п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) в связи с истечением срока действия такого контракта.
Обоснование. В силу ст. 25 Закона N 79-ФЗ в ситуации, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок, может заключаться срочный служебный контракт. Одним из случаев заключения срочного служебного контракта является замещение должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с Законом N 79-ФЗ и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы.
Когда срок действия служебного контракта истекает, данный контракт прекращает свое действие (п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ).
Срочный служебный контракт, заключенный на период замещения отсутствующего гражданского служащего, за которым в соответствии с Законом N 79-ФЗ сохраняется должность гражданской службы, расторгается с выходом этого гражданского служащего на службу, гражданский служащий, замещавший указанную должность, освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы (ч. 3 ст. 35 Закона N 79-ФЗ).
Служебный контракт может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе (п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ТК РФ). При этом такое увольнение допускается, если невозможно перевести гражданского служащего с его согласия на иную должность гражданской службы.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (ч. 2 ст. 31 Закона N 79-ФЗ).
Уведомлять о предстоящем сокращении и предлагать иную должность гражданской службы в данной ситуации следует служащему, за которым в его отсутствие сохраняется должность гражданской службы. По истечении срока уведомления и проведения процедуры сокращения данная должность за служащим уже не сохраняется.
Поскольку временный работник принимался на службу именно для замещения должности гражданской службы на период отсутствия служащего, за которым эта должность сохранялась, срок контракта истекает. В данном случае не имеет юридического значения тот факт, что отсутствующий гражданский служащий не успел выйти на занимаемую им должность в связи с сокращением и исключением его должности из штатного расписания.
Срочный служебный контракт в таком случае подлежит прекращению, а временный гражданский служащий - увольнению по п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта.
Судебная практика. В Апелляционном определении Московского городского суда от 14.01.2014 по делу N 33-0722 была рассмотрена такая ситуация. Л. занимала должность гражданского служащего на период его отсутствия. В связи с сокращением должности она была уволена по причине истечения срока действия служебного контракта. Л. обратилась в суд с требованием о признании ее увольнения незаконным, в связи с тем что срок контракта не истек, фактически занимаемая должность была сокращена, но процедура сокращения работодателем не была инициирована, увольнение по данному основанию не было произведено, что нарушает ее право на получение компенсационных выплат при увольнении. В исковых требованиях Л. было отказано.
Л.В. Куревина,
эксперт журнала "Оплата труда в
государственном (муниципальном) учреждении:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 мая 2014 г.
"Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"