На моем сайте (не зарегистрирован как СМИ, публичный доступ, туристический портал города, есть рекламные блоки) любой пользователь имеет право разместить свою фотографию города, но нет гарантии, что права на фотографию принадлежат именно ему. Когда со мной связываются настоящие авторы фотографий, возникают большие проблемы. Как мне, как администратору сайта, обезопасить себя? Поможет ли правильно составленное "Пользовательское соглашение"?
Судебная практика по подобным ситуациям неоднозначна: в большинстве случаев на интернет-посредников возлагается обязанность вести мониторинг деятельности клиентов, самостоятельно выявлять нарушения и незамедлительно пресекать их. Но даже в случае принятия таких мер ответственность все равно может наступить - уже за сам факт создания ресурса, предоставившего возможность размещать контент, создание технологической возможности совершать подобные действия.
Но есть и противоположные положительные решения.
Например, суд в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 25.10.2010 по делу N А56-44999/2008 подчеркнул: "Невозможность профильтровать с целью предотвращения нарушения авторских прав всю информацию, размещенную на упомянутом социальном сайте, предназначенном для общения пользователей в сети Интернет, обусловлена огромным количеством пользователей сайтом, техническими возможностями изменения информации каждым из этих пользователей в очень короткий период времени".
Кроме того, в постановлении ФАС Московского округа от 12.07.2013 по делу N А40-115248/12-51-1056 в части толкования ст. 1276 Гражданского кодекса РФ (при размещенные в интернете фотографии могут свободно использоваться любым желающим) рекомендовалось "в подобных спорах оценивать добросовестность самого правообладателя: предпринимал ли он меры по установлению фактического нарушителя, обращался ли до суда к владельцу ресурса за содействием и т.д. Или же он сразу предъявил исковое заявление к владельцу сервиса, очевидно намереваясь не пресечь нарушение, а получить необоснованную экономическую выгоду за счет администратора сайта".
С учетом приведенного выше вам необходимо прописать порядок размещения контента в обязательном пользовательском соглашении и предусмотреть процедуру рассмотрения жалоб на размещенный контент и удаления информации, нарушающей чужие права. Кроме того, в правила размещения пользователями материалов в части фотографий нужно включить требование о наличии на самой фотографии информации об авторе. Принятый формат: Имя-Фамилия Автора, Год первого опубликования (например,
Иван Иванов, 2008). Не лишней будет ссылка на сайт, особенно, если предполагается публикация фотографии под псевдонимом.
Е. Каторжевская
Правовед.RU
2 февраля 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал предоставлен Правовед.RU