21 февраля, 27 июня, 17 декабря 2013 г.
О выполнении настоящего Московского трехстороннего соглашения по итогам 2013 г. и основных направлениях работы социальных партнеров г. Москвы на 2014 г. см. решение Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 20 февраля 2014 г.
См. Соглашение на 2013-2015 гг. между Правительством Москвы, работодателями строительного комплекса и Территориальной организацией профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов
О ходе реализации настоящего Московского трехстороннего соглашения см. решение Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 3 октября 2013 г.
Договаривающиеся стороны: Правительство Москвы от лица органов исполнительной власти города Москвы (далее - Правительство), Московская Федерация профсоюзов (далее - МФП) от лица московских объединений профсоюзов (далее - Профсоюзы), Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей) (далее - МКПП(р) от лица московских объединений работодателей (далее Работодатели) (далее - Стороны) заключили Московское трехстороннее соглашение на 2013-2015 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей (далее - Соглашение).
Основными целями настоящего Соглашения являются обеспечение согласования интересов работников, работодателей и органов исполнительной власти города Москвы по регулированию социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, направленных на повышение уровня и качества жизни населения, устойчивое функционирование и дальнейшее развитие отраслей экономики города Москвы, обеспечение и расширение государственных гарантий в вопросах занятости и социальной защиты населения, оплаты и охраны труда работников, на основе принципов социального партнерства.
Стороны признают необходимым заключение городских отраслевых (межотраслевых), территориальных (окружных и районных) и других соглашений на территориях административных округов, районов города Москвы, поселений, коллективных договоров в организациях, осуществляющих свою деятельность на территории города Москвы и обязуются оказывать организациям, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие. При этом, настоящее Соглашение рассматривается Сторонами, как основа для переговоров в целях заключения городских отраслевых (межотраслевых) и территориальных (окружных, районных) соглашений, а также коллективных договоров в организациях, осуществляющих свою деятельность на территории города Москвы. Нормы и гарантии, включенные в настоящее Соглашение, являются минимальными, обязательными к применению и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников.
Стороны, подписавшие настоящее Соглашение, в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации и Соглашением между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящими в Центральный федеральный округ, Ассоциацией территориальных объединений организаций профсоюзов Центрального федерального округа, Координационным Советом руководителей объединений промышленников и предпринимателей (работодателей) Центрального федерального округа, ежегодно заключаемым Соглашением о минимальной заработной плате в городе Москве между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей.
Предусмотренные в настоящем Соглашении обязательства, требующие финансирования из бюджета города Москвы, учитываются при подготовке проекта закона города Москвы о бюджете города Москвы на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.
Контроль над исполнением настоящего Соглашения осуществляется Московской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (далее МТК).
Стороны поручают МТК вносить изменения в настоящее Соглашение в порядке, установленном Регламентом работы МТК.
Ежегодно на заседаниях МТК подводятся итоги реализации государственных программ города Москвы, затрагивающих социально-трудовую сферу города (интересы Сторон) или попадающие под действие данного Соглашения.
Раздел 1. В области экономической политики
Стороны обязуются:
1.1. Обеспечить увеличение объемов производства промышленной продукции организациями, осуществляющими деятельность на территории города Москвы, не менее чем на 4 процента ежегодно.
1.2. В пределах представленных полномочий и в соответствии с законодательством проводить согласованную политику по вопросам формирования тарифов в сфере транспортного обслуживания, жилищно-коммунального обслуживания, отдельных видов энергоносителей и услуг по их передаче.
1.3. Содействовать созданию новых и модернизации действующих ресурсоэффективных производств.
1.4. Содействовать созданию высокотехнологических кластеров по различным направлениям из числа научных промышленных организаций и малых предприятий.
1.5. Содействовать реализации мер по улучшению качества и снижению себестоимости выпускаемой московскими организациями продукции в целях повышения объемов ее реализации, в том числе в рамках заказа для нужд города Москвы.
1.6. Совместно разрабатывать и обеспечивать реализацию мер по поддержке малого и среднего предпринимательства, способствовать формированию благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности, повышению роли малого и среднего предпринимательства в решении социально-экономических задач города Москвы.
1.7. Продолжить работу по выпуску в эфир программ региональных телеканалов, в том числе подготовленных и произведенных МКПП(р), о деятельности Сторон социального партнерства, инновационном развитии промышленности города Москвы, показателях экономики в рамках реализации государственных программ города Москвы.
1.8. В целях обеспечения соблюдения трудового законодательства и защиты экономических интересов работающего населения города Москвы обеспечить своевременное взаимное информирование о наличии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства в отношении организаций, осуществляющих деятельность на территории города Москвы.
1.9. При рассмотрении вопросов, связанных с предстоящим реформированием, реорганизацией, изменением места нахождения юридического лица и ликвидацией организаций, осуществляющих деятельность на территории города Москвы, с числом работников более 100 человек и предполагаемой реабилитацией освобождаемых территорий, своевременно информировать социальных партнеров для принятия мер по соблюдению законных прав работающих москвичей.
1.10. Принимать меры по сокращению количества административных и других ограничений, связанных с хозяйственно-экономической деятельностью организаций, осуществляющих деятельность на территории города Москвы.
1.11. Осуществлять контроль за использованием объектов для размещения социально значимых предприятий, приватизация которых обременена ограничениями, предусмотренными законодательством.
Правительство и Работодатели:
1.12. Содействовать участию организаций в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях, проводимых в городе Москве, в том числе, в рамках реализации государственных программ города Москвы.
1.13. Продолжить работу по развитию государственно-частного партнерства, в том числе, в сфере малого и среднего предпринимательства и профессионального образования.
1.14. Содействовать повышению инвестиционной привлекательности производственных зон для промышленников и предпринимателей.
1.15. Относить в установленном законодательством порядке при реализации мероприятий Государственной программы города Москвы "Стимулирование экономической активности на 2012-2016 гг." Региональное объединение работодателей "Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей)" к категории организаций инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в части выполнения работ и оказания услуг, связанных с представлением интересов работодателей малого и среднего предпринимательства в системе социального партнерства.
Правительство:
1.16. Рекомендовать заказчикам города Москвы в случае обращения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), обладающих производственной базой и трудовыми ресурсами, размещать в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов заказ для нужд города Москвы у поставщиков (исполнителей, подрядчиков), применяющих труд инвалидов.
1.17. Обеспечить комплексное развитие бытового обслуживания и доступность бытовых услуг населению города Москвы.
1.18. Определить долгосрочные приоритеты в развитии прикладной науки и промышленности города Москвы в установленном порядке.
1.19. Содействовать внедрению в городском хозяйстве новых разработок (технологий, образцов) московских организаций, характеристики которых сопоставимы с характеристиками лучших иностранных образцов или которые превосходят их, а также определять формы такого внедрения.
1.20. Содействовать повышению инвестиционной привлекательности производственных зон (промышленных территорий) для промышленников и предпринимателей, снятию административных барьеров, включая установление федеральных норм при выкупе земельных участков организациями, реально занятыми в городе Москве производством промышленных товаров.
1.21. Организовать системное взаимодействие с организациями научно-промышленного комплекса города Москвы в целях содействия развитию научных и промышленных организаций города Москвы, а также оперативного рассмотрения проблемных вопросов в указанной сфере.
Работодатели:
Дополнительным соглашением от 17 декабря 2013 г. N 77-624-2 в пункт 1.22 настоящего Соглашения внесены изменения
1.22. Привлекать в рамках законодательства в коллегиальные органы управления организациями всех форм собственности полномочных представителей профсоюзной организации или представителей работников организации с правом голоса.
1.23. Не допускать перепрофилирования при приватизации организаций, осуществляющих социально значимую деятельность, согласно договорам купли-продажи в течение указанного в договорах срока.
Профсоюзы:
1.24. Содействовать работе по укреплению трудовой дисциплины, повышению качества производимой продукции, роста производительности труда.
Раздел 2. В области регулирования рынка труда
В целях обеспечения гарантий занятости населения города Москвы, развития трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики и реализации согласованной политики на рынке труда Стороны обязуются:
2.1. Способствовать созданию новых, сохранению и модернизации действующих рабочих мест для жителей города Москвы при разработке и реализации государственных программ города Москвы.
2.2. Проводить взаимосогласованную политику в области регулирования трудовой миграции.
Дополнительным соглашением от 17 декабря 2013 г. N 77-624-2 в пункт 2.3 настоящего Соглашения внесены изменения
2.3. Обеспечить оптимизацию привлечения иностранных работников с учетом развития экономики города Москвы и роста производительности труда, соблюдая приоритет трудоустройства жителей города Москвы. При этом доля иностранных работников в численности занятого населения города Москвы не должна превышать 3,1 процента или не более 200 тыс. человек.
2.4. Утратил силу.
См. текст пункта 2.4
2.5. Оказывать лицам с ограниченными возможностями здоровья, имеющим постоянное место жительства в городе Москве, содействие в трудоустройстве, руководствуясь рекомендациями индивидуальной программы реабилитации.
2.6. Организовывать с участием средств массовой информации информационно-разъяснительные кампании и акции по информированию населения о состоянии рынка труда и безработицы, возможностях трудоустройства и профессионального обучения в городе Москве, включая массовые мероприятия (ярмарки вакансий) и ежемесячные публикации на официальных сайтах Сторон социального партнерства.
2.7. Проводить ежегодно городской конкурс профессионального мастерства "Московские мастера", городской конкурс "Лучшее предприятие для работающих мам". Обеспечить участие победителей городского конкурса профессионального мастерства "Московские мастера" в конкурсе профессионального мастерства "Мастера Центральной России" и Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Лучший по профессии". Оказывать содействие в проведении конкурсов по международным стандартам производственных профессий в городе Москве, а также содействие участию лауреатов и победителей городского конкурса профессионального мастерства "Московские мастера" в международных конкурсах профессионального мастерства в установленном порядке.
2.8. Проводить ежегодно городской конкурс "Лучший работодатель города Москвы". Обеспечить участие победителей конкурса во Всероссийском конкурсе "Российская организация высокой социальной эффективности".
2.9. Разрабатывать и осуществлять комплекс мер по снижению социальной напряженности, предоставлению дополнительных гарантий занятости, переобучению и социальной поддержке высвобождаемых работников в случае осложнения ситуации на рынке труда города Москвы, связанной с угрозой массовых увольнений работников в организациях.
2.10. Участвовать в подготовке новых квалификационных требований по профессиям рабочих, общих для всех видов экономической деятельности.
2.11. Не допускать роста зарегистрированной безработицы выше 1 процента от экономически активного населения города Москвы.
Дополнительным соглашением от 17 декабря 2013 г. N 77-624-2 раздел 2 настоящего Соглашения дополнен пунктом 2.11.1
2.11.1. Снизить долю низкоквалифицированных иностранных работников до 20 процентов от общей численности, привлекаемых для работы в город Москву иностранных работников.
Правительство и Работодатели:
2.12. Продолжить работу по вопросам:
- внедрения системы целевой контрактной подготовки специалистов с начальным профессиональным и средним профессиональным образованием, в том числе на основе соответствующих договоров, сторонами которых является работодатель, образовательная организация, обучающийся;
- создания и развитие сети учебных (ресурсных) центров, необходимых для обеспечения потребности в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации рабочих кадров для организаций, осуществляющих деятельность на территории города Москвы;
- усовершенствования информационно-аналитической и методической работы сети учебных (ресурсных) центров.
2.13. Развивать городскую систему непрерывной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
2.14. Обеспечить формирование и функционирование системы независимой оценки качества профессионального образования.
2.15. Продолжить работу по закреплению молодых специалистов в организациях промышленности и науки, осуществляющих деятельность в городе Москве.
2.16. МКПП(р) проводить работу по реализации работодателями Закона города Москвы от 22 декабря 2004 года N 90 "О квотировании рабочих мест". Ежеквартально в средствах массовой информации публиковать информацию о расходовании средств на создание рабочих мест для инвалидов и молодежи.
2.17. Проводить текущее и перспективное прогнозирование потребности экономики города Москвы по видам экономической деятельности в квалифицированных кадрах и профессиях.
2.18. Обеспечивать работу выездных консультационных пунктов и мобильных центров занятости населения в организациях, предполагающих высвобождение работников.
2.19. Содействовать совместно с МКПП(р) активному участию организаций в модернизации образовательных организаций начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
2.20. Содействовать совместно с МКПП(р) развитию системы непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с учетом развития техники, технологии, организации производства и труда.
Правительство:
2.21. Оказывать бесплатную правовую помощь по вопросам применения законодательства, регулирующего социально-трудовые отношения и отношения в сфере занятости, жителям города Москвы и организациям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, в Государственном бюджетном учреждении города Москвы Московском городском правовом Центре "Защита".
2.22. Осуществлять мониторинг процессов трудовой миграции, публиковать в средствах массовой информации материалы о порядке осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности в городе Москве, информировать об изменениях в нормативно-правовых актах, регулирующих вопросы миграции.
2.23. Не выдавать положительные заключения на привлечение и использование иностранных работников организациям-заявителям при наличии фактов: высвобождения работников-граждан Российской Федерации в связи с сокращением численности или штата работников организации, отказа и невыполнения условий Московского трехстороннего соглашения и Соглашения о минимальной заработной плате в городе Москве, предъявления к кандидатам на вакансии требований, не относящихся к квалификации работников и выполнению ими трудовых функций.
Работодатели:
2.24. Считать критериями массового увольнения показатели численности увольняемых работников организаций, зарегистрированных в городе Москве с численностью работающих от 15 и более человек, за определенный период времени:
- увольнение в течение 30 календарных дней более 25% работников организации от общей численности работающих в организации;
- увольнение работников в связи с ликвидацией организации любой организационно-правовой формы;
- сокращение численности или штата работников организации в количестве:
а) 50 и более человек в течение 30 календарных дней;
б) 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
в) 500 и более человек в течение 90 календарных дней.
2.25. Информировать в случае угрозы массового увольнения работников Профсоюзы, Департамент труда и занятости населения города Москвы не менее чем за 3 месяца до даты начала проведения соответствующих мероприятий. Совместно разработать меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению (приостановка приема работников на работу, перевод на режим неполного рабочего времени и иные меры, снижающие количество увольняемых работников).
2.26. Предоставлять ежемесячно в Департамент труда и занятости населения города Москвы информацию о потребности в работниках.
2.27. Оказывать содействие в предоставлении работы в режиме гибкого рабочего времени или на условиях неполного рабочего времени одному из родителей, имеющих 3-х и более детей, одному из родителей (законному представителю) ребенка-инвалида.
2.28. Обеспечить выпускникам образовательных организаций среднего профессионального и высшего профессионального образования гарантии от увольнения в связи с сокращением численности или штата работников организации в первые два года работы после окончания обучения.
2.29. МКПП(р) проводить консультирование работодателей по вопросу заполнения заявки на привлечение иностранных работников. МКПП(р) проводить общественную экспертизу заявок работодателей на привлечение иностранных работников.
2.30. Работодателям, получившим положительное заключение о привлечении и использовании иностранных работников, обеспечить прохождение ими профессионально-квалификационного тестирования, а в случае необходимости - повышения квалификации, обучения и/или переобучения иностранных работников по специальностям (профессиям), включенным в Перечень, утвержденный решением МТК от 24 июня 2010 года, в образовательных организациях профессионального и дополнительного образования.
Организацию проведения работодателями указанных мероприятий осуществляет МКПП(р), и ежеквартально соответствующая информация направляется в Департамент труда и занятости населения города Москвы.
2.31. Обеспечить обучение (профессиональную подготовку) и подтверждение по его итогам документами установленного образца об уровне квалификации работников из числа иностранных трудовых мигрантов, привлекаемых к работе в городе Москве.
2.32. Предоставлять работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников организации, возможность переобучения новым профессиям, а также время для поиска новой работы до наступления срока расторжения трудового договора.
2.33. Не допускать в течение года увольнения работников, которые являются членами одной семьи, в случае сокращения численности или штата работников организации.
2.34. Для создания дополнительных рабочих мест для инвалидов работодатели ежемесячно добровольно вносят в бюджет города Москвы взнос за каждое незанятое квотируемое рабочее место для приема на работу инвалидов в размере прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного Правительством Москвы на день его уплаты.
2.35. Привлекать высококвалифицированных рабочих и специалистов в качестве наставников при трудоустройстве выпускников образовательных учреждений профессионального образования.
Профсоюзы:
2.36. Предоставлять бесплатную консультационную и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов, а также малообеспеченным и безработным гражданам по вопросам применения трудового законодательства.
2.37. Осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства в организациях, в том числе при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности организации, ее реорганизации.
2.38. Оказывать содействие Государственному бюджетному учреждению города Москвы Московскому городскому правовому Центру "Защита" в работе в административных округах города Москвы по оказанию на безвозмездной основе правовой помощи по вопросам применения законодательства, регулирующего социально-трудовые отношения и вопросы в сфере занятости населения.
3. В области политики заработной платы и доходов населения
В целях повышения уровня жизни и заработной платы, снижения уровня бедности и социального неравенства в городе Москве Стороны обязуются:
3.1. Устанавливать размер минимальной заработной платы в городе Москве не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения города Москвы, установленного Правительством Москвы.
3.2. Публиковать в средствах массовой информации сторон социального партнерства города Москвы установленную Правительством Москвы величину прожиточного минимума в городе Москве, а также величину прожиточного минимума в городе Москве, рассчитанную по методике МТК, в качестве социального ориентира для хозяйствующих субъектов города Москвы в целях возможного повышения материальной обеспеченности работающего населения.
Правительство и Работодатели:
3.3. Обеспечить выплату заработной платы гражданам, занятым на временных работах при полной отработке нормы рабочего времени и выполнившим норму труда, с учетом размера материальной поддержки, оказываемой органами службы занятости населения города Москвы, не ниже размера минимальной заработной платы в соответствии с соглашением о минимальной заработной плате в городе Москве между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей на соответствующий календарный год.
Правительство и Профсоюзы:
3.4. Проводить мониторинг уровня жизни работающего и неработающего населения и размещать результаты мониторинга на официальном портале Правительства Москвы, на официальных сайтах Департамента экономической политики и развития города Москвы, МФП и в газете "Солидарность".
Работодатели:
3.5. Способствовать ежегодному увеличению доли оплаты труда в структуре валового регионального продукта.
3.6. Обеспечить выплату заработной платы работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени в нормальных условиях и выполнившим норму труда, в размере не ниже размера минимальной заработной платы, установленного соглашением о минимальной заработной плате в городе Москве между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей на соответствующий календарный год.
3.7. Не допускать задержек выплаты заработной платы работникам организациями независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, осуществляющими деятельность в городе Москве, обеспечить начисление и выплаты компенсации за задержку выплаты заработной платы.
3.8. Определять денежную компенсацию работнику за задержку выплат заработной платы из расчета не ниже одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период задержки выплаты заработной платы, от общей суммы невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со дня, следующего за днем установленного срока выплаты заработной платы, по день фактической выплаты заработной платы включительно.
3.9. Выплачивать выходное пособие при сокращении численности или штата работников из расчета средней заработной платы работника в соответствии с нормами трудового законодательства без учета периода работы в режиме неполного рабочего времени, введенного по инициативе работодателя.
3.10. Определять во всех случаях расчета средней заработной платы средний месячный заработок работника, отработавшего полностью в расчетный период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не ниже размера минимальной заработной платы, установленного соглашением о минимальной заработной плате в городе Москве между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей на соответствующий календарный год.
3.11. Возмещать работнику, вынужденно приостановившему работу в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 календарных дней, не полученный им средний заработок за весь период ее задержки, включая период приостановки исполнения трудовых обязанностей, с уплатой по требованию работника денежной компенсации за задержку выплат в размере не ниже одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период задержки выплаты заработной платы, от общей суммы невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со дня, следующего за днем установленного срока выплаты заработной платы, по день фактического расчета заработной платы включительно.
Дополнительным соглашением от 17 декабря 2013 г. N 77-624-2 в пункт 3.2 настоящего Соглашения внесены изменения
3.12. Принимать меры, направленные на ежегодное повышение реального уровня заработной платы работающего населения города Москвы.
Профсоюзы:
3.13. Осуществлять профсоюзный контроль за своевременной и в полном объеме выплатой заработной платы работникам организаций всех форм собственности, осуществляющих деятельность на территории города Москвы.
3.14. Осуществлять профсоюзный контроль за своевременным проведением индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги в организациях всех форм собственности, осуществляющих деятельность на территории города Москвы.
3.15. Принимать участие в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов в сфере труда, в том числе оплаты труда и уровня жизни населения.
4. В области социальной защиты
В целях развития комплекса мер социальной защиты и социального обслуживания жителей города Москвы, повышения качества оказания социальных услуг, Стороны обязуются:
4.1. Обеспечить проведение диспансеризации работников организаций и студентов, обучающихся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию.
4.2. Создавать условия для социальной адаптации на рынке труда женщин, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, связанного с уходом за малолетними детьми, обеспечивать повышение их квалификации, обучение и переобучение по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда города Москвы.
4.3. Создавать условия для профессиональной адаптации инвалидов и реализации программ приспособления инфраструктуры города Москвы для их беспрепятственного доступа. Осуществлять комплекс мероприятий, направленных на обеспечение доступности профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностям# здоровья, с учетом их индивидуальных возможностей, а также создание условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на специально оборудованных для них рабочих местах.
Решением Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 21 февраля 2013 г. раздел 4 настоящего Соглашения дополнен пунктом 4.4
4.4. Способствовать развитию безвозмездного донорства крови в городе Москве.
Правительство:
Нумерация пунктов приводится в соответствии с изменениями, внесенными решением Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 21 февраля 2013 г.
4.4. Сохранять объемы финансирования мер социальной поддержки пенсионерам, ветеранам, инвалидам и другим социально незащищенным категориям населения с учетом разграничения полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления городских округов.
4.5. При корректировке бюджета Москвы на очередной финансовый год (плановый период) предусматривать средства на осуществление региональной социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам и отдельным категориям работающих пенсионеров, имеющим место жительства в городе Москва, до величины городского социального стандарта.
4.6. Сохранить для пенсионеров, инвалидов (в том числе детей-инвалидов и сопровождающих их лиц), детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из многодетных семей бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси); обучающихся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию, по программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, студентам, обучающимся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию, по программам среднего профессионального и высшего профессионального образования - льготный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси).
4.7. Продолжить выделение земельных участков льготным категориям москвичей для ведения коллективного садоводства.
4.8. Продолжить практику выделения неработающим пенсионерам билетов для посещения учреждений культуры города Москвы за счет средств бюджета города Москвы.
4.9. Продолжить проработку нормативных правовых оснований для строительства и функционирования системы доходных домов для обеспечения жилыми помещениями работников организаций города Москвы. С этой целью организовать в Зеленоградском административном округе города Москвы пилотный проект строительства доходных домов для обеспечения жилыми помещениями работников организаций электронной промышленности, расположенных в Зеленоградском административном округе города Москвы.
Работодатели:
4.10. Обеспечивать сохранение социальных объектов организаций, не допускать нецелевого использования зданий и помещений объектов социальной сферы.
4.11. Принимать меры по профессиональному обучению и переобучению женщин, имеющих перерывы в трудовой деятельности вследствие рождения детей; применять гибкие графики работы, сокращенный рабочий день для лиц с семейными обязанностями.
4.12. Обеспечивать безвозмездное предоставление услуг переводчиков жестового языка (сурдопереводчиков) в организациях, использующих труд инвалидов по слуху, из расчета 1 переводчик жестового языка на каждые 15 человек работающих.
4.13. Обеспечить установление должностных окладов переводчиков жестового языка (сурдопереводчиков), старших инструкторов-переводчиков, работающих в организациях, использующих труд инвалидов по слуху, не ниже размера средней заработной платы в данной организации.
4.14. Обеспечить установление должностных окладов инструкторов-переводчиков по обслуживанию слепых работников (работников социальных отделов организаций, сопровождающих), работающих в организациях, использующих труд инвалидов по зрению, не ниже размера средней заработной платы в данной организации.
4.15. Направлять (в течение 5-ти календарных дней) органам социальной защиты населения города Москвы по месту нахождения работодателя информацию о приеме на работу пенсионеров.
4.16. Принимать меры по созданию условий для организации горячего питания работников.
4.17. Участвовать в развитии добровольного пенсионного и медицинского страхования.
Профсоюзы:
4.18. Осуществлять общественный контроль за расходованием средств обязательного социального страхования через своих представителей в комиссиях по обязательному социальному страхованию.
4.19. Осуществлять общественный контроль за своевременным и в полном объеме перечислением работодателем страховых взносов по обязательному социальному страхованию в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации.
4.20. Осуществлять общественный контроль за своевременным и в полном объеме представлением работодателем достоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета работников организаций, осуществляющих деятельность на территории города Москвы, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
4.21. Оказывать консультационную и правовую помощь по вопросам социальной защиты пенсионеров, инвалидов, женщин и детей.
5. В области охраны труда и экологии
Дополнительным соглашением от 17 декабря 2013 г. N 77-624-2 в преамбулу раздела 5 настоящего Соглашения внесены изменения
В целях обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, ликвидации причин производственного травматизма и улучшения экологической ситуации Стороны обязуются:
5.1. Осуществлять контроль за обеспечением безопасности пребывания детей в детских загородных оздоровительных лагерях. Приемку детских оздоровительных лагерей осуществлять с участием технической инспекции труда МФП и отраслевых профсоюзов.
5.2. Продолжить взаимодействие с органами государственного надзора и контроля по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, законодательства в области охраны окружающей среды в организациях, осуществляющих деятельность на территории города Москвы.
5.3. Оказывать содействие в проведении работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда, пропаганде и распространении в организациях передового опыта работы в сфере охраны труда, новых разработок, прогрессивных технологий и оборудования, направленных на предотвращение несчастных случаев на производстве и (или) профессиональных заболеваний.
5.4. Принимать меры по организации и обеспечению функционирования в организациях, осуществляющих деятельность в городе Москве, системы управления профессиональными рисками, как одного из важнейших направлений экономического стимулирования работодателей к постоянному улучшению условий труда.
5.5. Принимать участие в организации и проведении Всемирных дней охраны труда и дней защиты от экологической опасности, в работах по озеленению и благоустройству городских территорий парков, садов и скверов.
Работодатели:
5.6. Утратил силу.
См. текст пункта 5.6
5.7. Продолжить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с приведением рабочих мест в соответствие с требованиями охраны труда, в том числе, в государственных учреждениях города Москвы.
Дополнительным соглашением от 17 декабря 2013 г. N 77-624-2 пункт 5.8 настоящего Соглашения изложен в новой редакции
5.8. Обеспечить в соответствии с законодательством Российской Федерации финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, осуществляющих деятельность на территории города Москвы, в том числе в государственных учреждениях города Москвы, при этом размер выделяемых средств в расчете на каждого работающего должен быть не ниже размера минимальной заработной платы, установленного соглашением о минимальной заработной плате в городе Москве между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей на соответствующий календарный год.
5.9. Результаты расследования несчастного случая на производстве рассматривать работодателем с участием выборного органа первичной профсоюзной организации для принятия решений, направленных на ликвидацию причин и предупреждение травматизма.
5.10. Обеспечить выплату единовременной денежной компенсации, сверх предусмотренной федеральным законодательством, семье в результате смерти работника, наступившей от несчастного случая, связанного с производством, или профессионального заболевания, в размере не менее 50 размеров минимальной заработной платы, установленной соглашением о минимальной заработной плате в городе Москве между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей на соответствующий календарный год. В случае трудового увечья, полученного работником от несчастного случая, связанного с производством, или профессионального заболевания, размер единовременной денежной компенсации определяется в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности исходя из 50 размеров минимальной заработной платы, установленной соглашением о минимальной заработной плате в городе Москве между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей на соответствующий календарный год, и уменьшается от степени вины потерпевшего, но не более чем на 25 процентов.
5.11. МКПП(р), в том числе через территориальные объединения работодателей в административных округах города Москвы, организовать информационную кампанию по пропаганде необходимости аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях, осуществляющих деятельность в городе Москве, и обеспечению проведения мониторинга этой работы.
Работодатели и Профсоюзы:
5.12. Направлять в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации информацию о недобросовестных аттестующих организациях с целью рассмотрения целесообразности их пребывания в реестре организаций, оказывающих услуги в области аттестации рабочих мест.
Профсоюзы:
5.13. Осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в том числе с участием правовых и технических инспекторов труда профсоюзов, уполномоченных (доверенных) лиц профсоюзных комитетов.
5.14. Проводить разъяснительную работу среди работников организаций, осуществляющих деятельность на территории города Москвы, а также работников, состоящих в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, по вопросам охраны труда и предоставления социальных гарантий.
6. В области молодежной политики, спорта и культуры
В целях создания условий для самореализации молодежи, обеспечения равных стартовых возможностей для включения молодых граждан в социальную, экономическую и культурную жизнь общества Стороны обязуются:
6.1. Проводить городские конкурсы профессионального мастерства среди обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального образования.
6.2. Содействовать обеспечению временной занятости молодежи в свободное от учебы время и в период каникул.
6.3. Развивать систему профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций. Содействовать оснащению общеобразовательных организаций и образовательных организаций профессионального образования методическими материалами и специализированным оборудованием для проведения профориентационных мероприятий.
6.4. Проводить в целях подготовки учащихся к трудовой деятельности в старших классах общеобразовательных организаций и образовательных организациях среднего профессионального образования уроки, направленные на информирование учащихся о системе социального партнерства в городе Москве, как механизм защиты социально-трудовых прав.
6.5. Развивать взаимодействие между образовательными организациями среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования и организациями, осуществляющими деятельность в городе Москве.
6.6. Обеспечить в установленном порядке финансирование совместных спортивных и культурно-массовых мероприятий.
6.7. Проводить согласованную политику в области развития культуры, спорта, туризма, организации детского, молодежного и семейного отдыха, сохранения и укрепления сети спортивных, социально-культурных объектов города Москвы.
Дополнительным соглашением от 17 декабря 2013 г. N 77-624-2 пункт 5.8 настоящего Соглашения изложен в новой редакции
6.8. Принимать меры по сохранению детских загородных оздоровительных лагерей. Предусмотреть в Законе города Москвы "О бюджете города Москвы на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов" субсидию Московской Федерации профсоюзов на частичное возмещение расходов на оказание услуг по подготовке и проведению детских оздоровительных мероприятий в 2014 году в объеме 443 719 тыс. рублей.
6.9. Принимать участие в организации и проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий, проводимых в клубных учреждениях, спортивных организациях образовательных организаций профессионального и дополнительного образования.
6.10. Оказывать организационно-методическую помощь клубным учреждениям, организациям, осуществляющим деятельность в области физической культуры и спорта, библиотекам и загородным оздоровительным организациям, осуществляющим оздоровление детей и молодежи в каникулярный период.
6.11. Обеспечить функционирование системы гарантированного предложения места первой работы выпускникам государственных образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования - жителям города Москвы.
6.12. Содействовать созданию в организациях всех форм собственности молодежных советов или советов молодых специалистов.
Дополнительным соглашением от 17 декабря 2013 г. N 77-624-2 раздел 6 настоящего Соглашения дополнен пунктом 6.12.1
6.12.1. Содействовать возобновлению и/или развитию практики наставничества в организациях всех форм собственности.
Правительство и Профсоюзы:
6.13. Осуществлять контроль за организацией отдыха детей в детских оздоровительных лагерях и студентов в лагерях отдыха.
Дополнительным соглашением от 17 декабря 2013 г. N 77-624-2 пункт 6.14 настоящего Соглашения изложен в новой редакции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Московское трехстороннее соглашение на 2013-2015 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей
Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 января 2013 г. и действует до вступления в силу нового Московского трехстороннего соглашения между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов, московскими объединениями работодателей
Текст Соглашения опубликован в газете "Тверская, 13" от 20 декабря 2012 г. N 152, в газете "Солидарность" от 19-26 декабря 2012 г. N 47, от 15-22 января 2014 г. N 2, в региональном выпуске газеты "Учет. Налоги. Право в Москве" от 9-21 января 2013 г. N 1-2, от 22-28 января 2013 г., N 3, от 5-11 февраля 2013 г. N 5
Настоящее Соглашение фактически прекратило действие
См. Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 гг. между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Дополнительное соглашение о внесении изменений в Московское трехстороннее соглашение на 2013-2015 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей (от 12 января 2015 г. N 77-624-4)
Дополнительное соглашение о внесении изменений в Московское трехстороннее соглашение на 2013-2015 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей (от 17 декабря 2013 г. N 77-624-2)
Решение Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 27 июня 2013 г.
Решение Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 21 февраля 2013 г.